logo
Shpory_po_istorii_ekonomicheskih_ucheny

31.Теория спроса и предложения а.Маршала. Теория цены и ценообразования.

Концепция ценообразования (спрос и предложение) А. Маршалла: функция спроса на товар зависит от предельной полезности, а цена спроса, по Маршаллу, не что иное, как денежная оценка желания. Далее автор формулирует закон спроса, согласно которому спрос на товар возрастает при снижении цены и повышается при превышении цены. А. Маршалл ввел понятие "эластичность спроса" - функциональная зависимость спроса от изменения цены. Спрос на товар эластичен, если он меняется в большей степени, чем цена товара. После этого А. Маршалл исследует цену предложения как минимальную цену, по которой продавец согласен продать данное количество товара по данной цене. Цена предложения определяется исключительно издержками. Под последними понимается преодоление нежелания подвергнуться неудобствам из-за тяжести труда и жертвы капитала. Далее А. Маршатл представляет в графической форме функциональную зависимость цены от спроса и предложения. Цена равновесия устанавливается на пересечении кривых спроса и предложения. Теория А. Маршалла - это теория цен в конкурентных условиях. В "Принципах экономической науки" анализируется стихийное регулирование цен в условиях свободной конкуренции. Но ученый не мог обойти процесса быстрого роста производственных монополий (широко распространенного в то время) и их влияния на механизм ценообразования. Автор рассматривает монополию как частный случай в условиях господства неограниченной конкуренции и ее механизма ценообразования. Ученый трактовал закон убывающего плодородия почвы как универсальный закон убывающей производительности, действующий не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности, имеющий всеобъемлющее значение. Капитал, по мнению А. Маршалла, не имеет вещественной формы, но тесно связан с вещами. К капиталу он относил и нематериальные блага: знания, организацию, а также деловые способности, профессиональное мастерство и деловые связи предпринимателя. Принципу замещения А. Маршалл придавал большое значение. Предприниматель выбирает себе те факторы производства, которые считает наиболее подходящими для достижения цели. Цена суммы его факторов всегда ниже цены любого другого набора факторов. Главным вкладом А Маршалла в экономическую науку является соединение классической теории и маржинализма Он считает, что рыночная ценность товара определяется равновесием предельной полезности товара и предельных издержек на его производство.

Цена Реq, соответствующая точке пересечения кривых спроса D и предложения S, называется равновесной ценой (eq-equilibbrium), объем Qeq — равновесным объемом Кривая спроса выражает уменьшение предельной полезности для потребителя, а кривая предложения — рост предельных издержек производителя. Так как равновесие спроса и предложения соответствует лишь одной точке графика, то при любой цене, превышающей равновесную, предложение будет превышать спрос — т.е. возникает избыточное предложение товаров, или профицит, при любой цене ниже равновесной спрос превысит предложение, что означает дефицит товаров. О Курно при построении кривой спроса, следуя обычной математической практике, располагал цену как независимую переменную на оси у, а объем — на оси х А Маршалл изменил это расположение на обратное, ныне уже привычное Причина нарушения математических правил заключается в том, чтобы объединить кривую спроса на одном графике с кривой предложения, при этом количество становится независимой переменной, а цена — величиной, которую необходимо найти А Маршалл не придавал глобального значения графическому методу исследования в экономической науке и даже выносил в своих работах графики спроса и предложения в сноски.