Тема 13. Финансовая система и основы фискальной политики
Финансы — система экономических отношений в процессе образования, распределения и использования фондов денежных средств.
Финансовая система — совокупность нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения страны.
Функции финансов: распределительно-перераспределительная ; контрольно-стимулирующая ;
воспроизводственная; оперативная.
Элементы финансовой системы
• финансовое планирование;
• финансовые рычаги и стимулы;
• организационная структура управления финансами.
Структура финансовой системы
• централизованные, или государственные, финансы;
• децентрализованные финансы: предприятий, учреждений, организаций, населения, домашних хозяйств, различных фондов.
Налоги — обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами власти с физических и юридических лиц в целях удовлетворения общественных потребностей.
Функции налогов
• фискальная - образуются государственные денежные фонды, что создает условия для усиления вмешательства государства в экономику;
• экономическая (регулирующая) - обеспечение макроэкономической стабильности;
I • стимулирующая — создание благоприятных условий для I Повышения экономической активности;
| • социальная - уменьшение разрыва в доходах различных социальных групп с помощью прогрессивного налогообложения и льгот лицам с малым доходом.
Налоговый механизм — совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением.
Принципы налогообложения
• всеобщность — налогами облагаются все субъекты;
• обязательность - налоги уплачиваются в строго установленный срок;
• равнонапряженность — налоги взимаются по единым ставкам;
• стабильность — ставки налогов и порядок их уплаты длительное время неизменны;
• простота и доступность для восприятия;
• гибкость — стимулирование развития приоритетных отраслей;
• социальная справедливость;
• заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
Концепция налогообложения
• налогоплательщик уплачивает налоги пропорционально получаемым выгодам;
• размер налогов устанавливается в зависимости от величины дохода.
Понятия налоговой системы
• субъект налога (налогоплательщик) - тот, кто обязан платить налог;
• носитель налога — тот, кто фактически уплачивает налог, так как субъект налога иногда перекладывает налоговую сумму на другое лицо;
• объект налога — то, что облагается налогом (имущество, товар, доход);
• источник налога — доход субъекта, из которого уплачивается налог (заработная плата, прибыль, рента, проценты);
• налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая с одного объекта данным субъектом;
• налоговые льготы — полное или частичное освобождение субъекта налогообложения, прежде всего, это необлагаемый минимум;
ставка налога — величина налога на единицу обложения:
•твердая — устанавливается абсолютная сумма на сумму обложения;
•пропорциональная — устанавливается постоянный процент;
•прогрессивная — налоговая ставка повышается по мере роста дохода;
•регрессивная — с ростом дохода налоговая ставка понижается.
Налоги по форме взимания
• прямые — с субъекта налога взимаются налоги на прибыль, недвижимость, земельный и т.д. (лицо, облагаемое налогом и уплачивающее налог, — одно и то же);
• косвенные — включены в цену товара или услуги (налог на потребителя):
• на добавленную стоимость — стоимость, добавленная предприятиям к стоимости сырья, материалов;
• акцизы - на отдельные виды товаров, работ, услуг, которые имеют монопольно высокие цены и устойчивый спрос (алкоголь, табачные, ювелирные и меховые изделия, пиво и т.д.);
• таможенные пошлины — ввозные, вывозные, транзитные (взимаются с товаров, перевозимых через границу).
Ставка налогового обложения, %
Рис. Кривая Лаффера
При построении налоговой системы необходимо учитывать зависимость между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений в казну, которая выражается кривой Лаффера (рис. ). Он доказал, что при ставке налога выше 50 % (максимальная ставка) резко снижается деловая активность фирм и населения, происходит их переход из легальной в "теневую" экономику (в данном случае произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет).
Налоги в Республике Беларусь
на добавленную стоимость (вместе с акцизным и налогом на топливо составляет около 50 % от всей суммы поступлений)-
акцизы; '
на прибыль и доходы;
на недвижимость;
земельный (плата за землю);
экологический (за пользование природными ресурсами);
на топливо;
транзитный;
государственные пошлины и сборы;
подоходный с граждан;
чрезвычайный (на ликвидацию последствий катастрофы на Ч.А.С);
отчисления (в дорожные фонды, фонд занятости, пенсионный, на социальное страхование).
Государственный бюджет — совокупность финансовых отношений между государством и другими субъектами по поводу создания, распределения и использования общегосударственных фондов денежных средств.
Функции государственного бюджета
перераспределение национального дохода (от 20 до 60 %);
стабилизация общественного воспроизводства, экономики;
осуществление государственной социальной политики.
Доходные статьи бюджета: налог на добавленную стоимость (налог на прибыль и доходы; акцизы; чрезвычайный налог для финансирования расходов по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
Расходные статьи бюджета: финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий финансирование народного хозяйства; расходы по ликвидации катастрофы на ЧАЭС; расходы на оборону (в том числе на пограничные и железнодорожные войска, оборонные, спортивно-технические общества); пополнение государственных запасов и резервов; содержание органов внутренних дел (в том числе внутренних войск).
Дефицит — превышение расходов над доходами
Причины бюджетного дефицита
• осуществление крупных государственных программ развития экономики;
• милитаризация страны;
• военные и стихийные бедствия;
• экономические кризисы.
Уровень дефицита государственного бюджета — отношение абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП (финансовое положение нормальное, когда бюджетный дефицит не больше 2 — 3 % от ВНП).
Варианты финансирования дефицита государственного бюджета
увеличение налогов (рост государственных налогов);
эмиссия нужного количества денег;
выпуск государственных займов;
привлечение внешних займов;
продажа государственной собственности (в переходный период).
Концепция балансирования дефицита государственного бюджета
• ежегодного балансирования доходов и расходов — каждый финансовый год доходы должны равняться расходам (ограничивается возможность бюджетно-налогового регулирования в зависимости от состояния экономики, что приводит к дефициту бюджета или к его излишку);
• экономического цикла — в период спада производства правительство увеличивает расходы — рост дефицита, а в период подъема — сокращает расходы, что увеличивает излишки доходов, которые по окончании промышленного цикла покроют дефицит;
• функциональных финансов — обеспечение макроэкономического равновесия, даже если это приведет к дефициту государственного бюджета. Разделяющие эту концепцию экономисты, считают, что:
Государственный долг — сумма задолженности государства внутренним или внешним физическим и юридическим лицам.
Внутренний долг составляют: займы, вклады населения, банкноты, лотерейные билеты, краткосрочные обязательства.
Внешний долг оценивают по таким показателям, как доля его в ВНП, отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год (что не должно превышать 25 %).
Проблемы внутреннего долга
• выплата процентов по долгу увеличивает неравенство в доходах (ценные бумаги покупают наиболее обеспеченные граждане, а финансирование процентов идет из налогов, которые платят все);
• для погашения долга и выплаты процентов поднимают ставки налогов, а это снижает стимулы к инвестициям, замедляет развитие экономики, вызывает социальную напряженность в стране;
• выпуск в обращение новых государственных бумаг приводит к повышению ставки ссудного процента, что негативно сказывается на процессе инвестирования капиталов;
• большой внутренний долг отпугивает иностранных инвесторов и вызывает у населения страны неуверенность в будущем.
С государственным бюджетом связан такой инструмент макроэкономического регулирования, как фискальная политика.
Фискальная политика — меры правительства в области налогообложения и государственных расходов для достижения определенных социально-экономических целей.
Основные задачи фискальной политики
обеспечение устойчивого экономического роста;
увеличение занятости;
снижение инфляции.
Методы фискальной политики
• прямые: государственные закупки; государственные инвестиции;субсидии — пособия в денежной или натуральной форме; субвенции — денежное пособие государства местным органам.
• косвенные — меры государства по воздействию на производителей и население (через спрос
• сумма налогообложения — изменение размеров ставок, необлагаемого минимума и т.д.;
• политика ускоренной амортизации в фондо- и наукоемких отраслях;
• процентная (дисконтная) политика.
Основными элементами фискальной политики являются система государственных закупок, трансферы (перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую) и изменение налоговых ставок.
Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации подразделяется на дискреционную и автоматических, или встроенных, стабилизаторов.
Дискреционная политика — это регулирование экономики с помощью манипулирования налогами и правительственными расходами. Увеличение (уменьшение) государственных расходов вызывает соответствующие изменения в величине совокупных расходов и оказывает расширяющее (сокращающее) воздействие на объем валового продукта. Связана с осуществлением правительственной политики занятости, социальной политики. Недостаток -- они вводятся при спаде экономики, а в период ее подъема их сложно отменить.
Политика встроенных стабилизаторов означает, что они работают в системе саморегулирования. Прежде всего – изменения налоговых отчислений, которые происходят автоматически с ростом чистого национального продукта. Частично – пособие по безработице, и социальные выплаты, а также индексация доходов в связи с инфляцией. Пособия растут при увеличении числа безработных, а фонд пособий — при увеличении числа занятых. Если резерва нет, то эффект от увеличения пособий снижается.
Однако политика встроенных стабилизаторов только уменьшает колебания цикла, но не может их устранить. Поэтому политика встроенных стабилизаторов дополняется дискреционной политикой.
Фискальная политика при дефиците бюджета способствует уменьшению или устранению дефицита с помощью заимствования и выпуска денег. При избытке бюджета его дефицит устраняется путем погашения государственного долга или изъятия денег из обращения. При чрезмерной инфляции фискальная политика может не дать желаемого результата. Тогда осуществляют жесткую монетарную политику, регулирование цен, занятости, таможенную и валютную политику.
- Раздел 1. Введение. Общие вопросы экономической теории.
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории
- Функции экономической теории
- Тема 2.Потребности и ресурсы. Экономические системы
- Тема 3. Рыночная экономика и ее модели
- Рыночное хозяйство
- Тема 4. Рыночный механизм
- Спрос и предложение
- Тема 5. Теория потребления
- Тема 6. Теория производства
- Тема 7. Фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- Тема 8. Ценообразование на факторы производства
- Тема 9. Рыночные пределы и экономическая роль государства.
- Макроэкономика
- Тема 10. Национальная экономика и макроэкономические позатели
- Результаты исчисления внп «по расходам» и «по доходам» должны совпадать
- Национальное богатство
- Тема 11. Макроэкономическое равновесие Вопросы:
- Тема 12. Особенности функционирования денежного рынка. Монетарная политика государства.
- Тема 13. Финансовая система и основы фискальной политики
- Тема 14. Безработица и инфляция как формы проявления макроэкономической нестабильности