logo
ochen_kratky_konspekt_ekonomika

Тема 13. Финансовая система и основы фискальной политики

Финансысистема экономических отношений в процессе образования, распределения и использования фондов денежных средств.

Финансовая системасовокупность нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отно­шения страны.

Функции финансов: распределительно-перераспределительная ; контрольно-стимулирующая ;

воспроизводственная; оперативная.

Элементы финансовой системы

• финансовое планирование;

• финансовые рычаги и стимулы;

• организационная структура управления финансами.

Структура финансовой системы

• централизованные, или государственные, финансы;

• децентрализованные финансы: предприятий, учреждений, организаций, населения, домашних хозяйств, различных фон­дов.

Налогиобязательные платежи, взимаемые централь­ными и местными органами власти с физических и юридичес­ких лиц в целях удовлетворения общественных потребнос­тей.

Функции налогов

фискальная - образуются государственные денежные фон­ды, что создает условия для усиления вмешательства государ­ства в экономику;

экономическая (регулирующая) - обеспечение макроэко­номической стабильности;

I • стимулирующая — создание благоприятных условий для I Повышения экономической активности;

| • социальная - уменьшение разрыва в доходах различных социальных групп с помощью прогрессивного налогообложения и льгот лицам с малым доходом.

Налоговый механизмсовокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением.

Принципы налогообложения

• всеобщность — налогами облагаются все субъекты;

• обязательность - налоги уплачиваются в строго установ­ленный срок;

• равнонапряженность — налоги взимаются по единым став­кам;

• стабильность — ставки налогов и порядок их уплаты дли­тельное время неизменны;

• простота и доступность для восприятия;

• гибкость — стимулирование развития приоритетных от­раслей;

• социальная справедливость;

• заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Концепция налогообложения

• налогоплательщик уплачивает налоги пропорционально получаемым выгодам;

• размер налогов устанавливается в зависимости от величины дохода.

Понятия налоговой системы

субъект налога (налогоплательщик) - тот, кто обязан платить налог;

носитель налога — тот, кто фактически уплачивает налог, так как субъект налога иногда перекладывает налоговую сумму на другое лицо;

объект налога — то, что облагается налогом (имущество, товар, доход);

источник налога — доход субъекта, из которого уплачива­ется налог (заработная плата, прибыль, рента, проценты);

налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая с одного объекта данным субъектом;

налоговые льготы — полное или частичное освобождение субъекта налогообложения, прежде всего, это необлагаемый ми­нимум;

ставка налога величина налога на единицу обложения:

•твердая — устанавливается абсолютная сумма на сумму обложения;

•пропорциональная — устанавливается постоянный процент;

•прогрессивная — налоговая ставка повышается по мере роста дохода;

•регрессивная — с ростом дохода налоговая ставка понижается.

Налоги по форме взимания

прямые с субъекта налога взимаются налоги на прибыль, недвижимость, земельный и т.д. (лицо, облагаемое налогом и уплачивающее налог, — одно и то же);

косвенные включены в цену товара или услуги (налог на потребителя):

• на добавленную стоимость — стоимость, добавленная пред­приятиям к стоимости сырья, материалов;

• акцизы - на отдельные виды товаров, работ, услуг, которые имеют монопольно высокие цены и устойчивый спрос (алкоголь, табачные, ювелирные и меховые изделия, пиво и т.д.);

• таможенные пошлины — ввозные, вывозные, транзитные (взимаются с товаров, перевозимых через границу).

Ставка налогового обложения, %

Рис. Кривая Лаффера

При построении налоговой системы необходимо учитывать зависимость между налоговыми ставками и объемом налого­вых поступлений в казну, которая выражается кривой Лаффе­ра (рис. ). Он доказал, что при ставке налога выше 50 % (мак­симальная ставка) резко снижается деловая активность фирм и населения, происходит их переход из легальной в "теневую" эко­номику (в данном случае произойдет не увеличение, а уменьше­ние суммы налоговых поступлений в бюджет).

Налоги в Республике Беларусь

на добавленную стоимость (вместе с акцизным и налогом на топливо составляет около 50 % от всей суммы поступлений)-

акцизы; '

на прибыль и доходы;

на недвижимость;

земельный (плата за землю);

экологический (за пользование природными ресурсами);

на топливо;

транзитный;

государственные пошлины и сборы;

подоходный с граждан;

чрезвычайный (на ликвидацию последствий катастрофы на Ч.А.С);

отчисления (в дорожные фонды, фонд занятости, пенсион­ный, на социальное страхование).

Государственный бюджетсовокупность финансовых от­ношений между государством и другими субъектами по поводу создания, распределения и использования общегосударственных фондов денежных средств.

Функции государственного бюджета

перераспределение национального дохода (от 20 до 60 %);

стабилизация общественного воспроизводства, экономики;

осуществление государственной социальной политики.

Доходные статьи бюджета: налог на добавленную стоимость (налог на прибыль и доходы; акцизы; чрезвычайный налог для финансирования расходов по лик­видации последствий катастрофы на ЧАЭС.

Расходные статьи бюджета: финансирование социально-культурных учреждений и ме­роприятий финансирование народного хозяйства; расходы по ликвидации катастрофы на ЧАЭС; расходы на оборону (в том числе на пограничные и желез­нодорожные войска, оборонные, спортивно-технические общества); пополнение государственных запасов и резервов; содержание органов внутренних дел (в том числе внутрен­них войск).

Дефицитпревышение расходов над доходами

Причины бюджетного дефицита

• осуществление крупных государственных программ разви­тия экономики;

• милитаризация страны;

• военные и стихийные бедствия;

• экономические кризисы.

Уровень дефицита государственного бюджета отноше­ние абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расхо­дам или к объему ВНП (финансовое положение нормальное, ког­да бюджетный дефицит не больше 2 — 3 % от ВНП).

Варианты финансирования дефицита государственного бюджета

увеличение налогов (рост государственных налогов);

эмиссия нужного количества денег;

выпуск государственных займов;

привлечение внешних займов;

продажа государственной собственности (в переходный период).

Концепция балансирования дефицита государственного бюджета

ежегодного балансирования доходов и расходов — каждый финансовый год доходы должны равняться расходам (ограничи­вается возможность бюджетно-налогового регулирования в зави­симости от состояния экономики, что приводит к дефициту бюд­жета или к его излишку);

экономического цикла — в период спада производства прави­тельство увеличивает расходы — рост дефицита, а в период подъе­ма — сокращает расходы, что увеличивает излишки доходов, кото­рые по окончании промышленного цикла покроют дефицит;

функциональных финансов — обеспечение макроэкономи­ческого равновесия, даже если это приведет к дефициту государ­ственного бюджета. Разделяющие эту концепцию экономисты, считают, что:

Государственный долгсумма задолженности государства внутренним или внешним физическим и юридическим лицам.

Внутренний долг составляют: займы, вклады населения, банкно­ты, лотерейные билеты, краткосрочные обязательства.

Внешний долг оценивают по таким показателям, как доля его в ВНП, отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год (что не должно превы­шать 25 %).

Проблемы внутреннего долга

• выплата процентов по долгу увеличивает неравенство в до­ходах (ценные бумаги покупают наиболее обеспеченные гражда­не, а финансирование процентов идет из налогов, которые пла­тят все);

• для погашения долга и выплаты процентов поднимают став­ки налогов, а это снижает стимулы к инвестициям, замедляет развитие экономики, вызывает социальную напряженность в стране;

• выпуск в обращение новых государственных бумаг приво­дит к повышению ставки ссудного процента, что негативно ска­зывается на процессе инвестирования капиталов;

• большой внутренний долг отпугивает иностранных инвес­торов и вызывает у населения страны неуверенность в будущем.

С государственным бюджетом связан такой инструмент макроэкономического регулирования, как фискальная поли­тика.

Фискальная политикамеры правительства в области налогообложения и государственных расходов для достижения определенных социально-экономических целей.

Основные задачи фискальной политики

обеспечение устойчивого экономического роста;

увеличение занятости;

снижение инфляции.

Методы фискальной политики

прямые: государственные закупки; государственные инвестиции;субсидии — пособия в денежной или натуральной форме; субвенции — денежное пособие государства местным орга­нам.

косвенные — меры государства по воздействию на произво­дителей и население (через спрос

• сумма налогообложения — изменение размеров ставок, не­облагаемого минимума и т.д.;

• политика ускоренной амортизации в фондо- и наукоем­ких отраслях;

• процентная (дисконтная) политика.

Основными элементами фискальной политики являются сис­тема государственных закупок, трансферы (перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую) и изменение нало­говых ставок.

Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реаги­рования на изменение экономической ситуации подразделяется на дискреционную и автоматических, или встроенных, стабили­заторов.

Дискреционная политика — это регулирование экономики с помощью манипулирования налогами и правительствен­ными расходами. Увеличение (уменьшение) государственных расходов вызывает соответствующие изменения в величине сово­купных расходов и оказывает расширяющее (сокращающее) воз­действие на объем валового продукта. Связана с осуществлением правительственной по­литики занятости, социальной политики. Недостаток -- они вводятся при спаде экономики, а в период ее подъема их сложно отменить.

Политика встроенных стабилизаторов означает, что они работают в системе саморегулирования. Прежде всего – изменения налоговых отчислений, которые происходят автоматически с ростом чистого национального продукта. Частич­но – пособие по безработице, и социальные выплаты, а также индексация доходов в связи с инфляцией. Пособия растут при увеличении числа безработных, а фонд пособий — при увеличении числа занятых. Если резерва нет, то эффект от увеличения пособий снижается.

Однако политика встроенных стабилизаторов только уменьшает колебания цикла, но не может их устранить. Поэтому политика встроенных стабилизаторов дополняется дискреционной политикой.

Фискальная политика при дефиците бюджета способствует уменьшению или устранению дефицита с помощью заимствования и выпуска денег. При избытке бюджета его дефи­цит устраняется путем погашения государственного долга или изъятия денег из обращения. При чрезмерной инфляции фис­кальная политика может не дать желаемого результата. Тогда осуществляют жесткую монетарную политику, регулирование цен, занятости, таможенную и валютную политику.