2.5. Менеджмент в системе микрорегулирования
Английское слово менеджмент переводится на русский язык как управление, организация, руководство. В зарубежной литературе имеется три определения понятия «менеджмент»:
достижение целей организации посредством скоординированных усилий работающих в ней людей;
особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу (организацию);
процесс планирования, организации, руководства и контроля для достижения целей организации посредством скоординированного использования человеческих и материальных ресурсов.
Таким образом, менеджмент – это особый вид управления, присущий рыночной экономике. Основывается на экономических методах управления и ориентирован на получение прибыли (дохода). Управление, направленное на достижение эффективной организации труда, постоянное повышение производительности труда и качества продукции.
Предметом менеджмента как науки управления является большое число явлений, связанных с управленческой деятельностью. Их можно разделить на две группы: отношения между людьми в процессе управления производством и законы, функции, организационные структуры, техника, технология управления и пр.
В менеджменте на производстве принято различать два вида деятельности:
техническую деятельность по созданию, освоению и применению в производстве прогрессивных видов материалов, техники и технологий;
управленческую деятельность по организации, координации действий, обеспечению упорядоченности и согласованности производственных процессов.
Рассматривая предприятие как сложную систему, в его составе можно выделить управляемую и управляющую подсистемы. Основным предназначением управляемой подсистемы является производство продукции и (или) оказание услуг, а основное предназначение управляющей подсистемы — взаимодействие предприятия с внешней средой и управление деятельностью всего предприятия. При этом важно отметить, что это управление может быть эффективным, если управляющая подсистема будет не менее сложной, чем управляемая. Таким образом, управляющую подсистему саму можно рассматривать как сложную систему, которая является системой управления.
Основным содержанием системы менеджмента организации (рис. 2.1.) является механизм управления, состоящий из:
- принципов менеджмента, под которыми понимаются фундаментальные истины (или то, что считается истинами в настоящее время), на которых строится система управления в целом или отдельные ее части; с практической точки зрения их можно рассматривать как некоторые правила, на основе которых руководитель троит свою деятельность;
- функций менеджмента, которые являются первичной, определяющей частью системы управления; под функцией менеджмента понимается вид деятельности работников аппарата управления, выделяемый на основе разделения и кооперации управленческого труда, характеризующийся, определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления; именно в функциях раскрывается содержание управления;
- методов менеджмента, которые представляют собой способы осуществления целенаправленного воздействия на производственный коллектив или отдельного работника; они отличаются друг от друга своей мотивационной характеристикой и делятся на административные, экономические, социально-экономические и социально-психологические;
- стиля руководства, который представляет собой совокупность методов, приемов и действий, наиболее характерных для руководителя в его отношения с подчиненными.
Реализуясь в конкретной организации, механизм управления приобретает конкретную форму организации управления, состоящей:
из организационной структуры управления, которая представляет собой совокупность органов управления и существующих между ними должностных и информационных связей;
управленческого персонала, который делится на руководителей, специалистов и технических исполнителей;
обеспечивающих подсистем (информационной, технической, математической и т.д.).
Поскольку система управления – это сложная система, то необходимо говорить о ее динамике, которая выражается:
- в процессе управления;
- процессе принятия управленческих решений;
- управленческих инновациях.
Принципы менеджмента – это фундаментальные истины (или то, что считается истиной в настоящий момент), на которых строится система управления в целом или ее отдельные части. С практической точки зрения их можно рассматривать как некоторые правила, на основе которых руководитель строит свою деятельность. Важно подчеркнуть два момента:
1) принципы формулируются на основе законов и закономерностей развития экономики и организаций и на основе предшествующего опыта хозяйствования;
2) принципы имеют смысл только в том случае, если на их основе организация может достигать своих целей.
Основными принципами менеджмента являются:
наличие четкой стратегии фирмы и свобода поиска ее реализации;
интеграция личных интересов работников и целей фирмы;
создание определенной системы поиска и реализации новых творческих идей;
формирование системы мотивации труда, основанной на удовлетворенности трудом, соответствии личных интересов коллективным, престижности труда, продвижении по «двойной» лестнице – административной и профессиональной, материальной заинтересованности.
В кабинетах многих менеджеров висят плакаты со словами Анри Файоля2: «Управлять – значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать». В этих словах одного из основоположников научного менеджмента сформулированы основные функции управления (рис.2.2.).
Рис. 2.2. Функциональная структура менеджмента.
Планирование как функция менеджмента предполагает решение о том, какие должны быть цели организации и что должны делать члены организации для достижения этих целей. По сути, это ответы на следующие вопросы:
Где мы находимся в настоящее время. Руководители должны трезво оценивать сильные и слабые стороны организации в таких областях как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы.
Куда мы хотим двигаться. Руководители при выборе направлений развития организации должны оценивать возможности и угрозы в окружающей среде (конкуренция, клиенты, законодательство, политика, экономика и др.)
Как мы собираемся это сделать. Руководители должны решить как в целом, так и в частностях, что делать для достижения поставленных целей.
Организация – структуризация внутренних элементов организации с целью выполнения планов и достижения целей, включает:
создание структуры управления организацией (подбор исполнителей, делегирование заданий, наделение их полномочиями в использовании ресурсов);
организация совместного выполнения установленных работ.
Мотивация – создание в среде исполнителей внутренних побуждений к действиям, направленным на эффективное достижение целей организации.
Контроль – процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля. Первое – это установление стандартов – точное определение целей, которые должны быть достигнуты в установленный отрезок времени. Второе – это измерение того, что было действительно достигнуто в установленном отрезке времени и сравнение с ожидаемыми результатами. Третье – это принятие решений для корректировки своих действий.
В основу классификации методов менеджмента положена их мотивационная характеристика, т.е. мотивы, на активизацию которых они направлены. С этих позиций методы менеджмента делятся на административные, экономические, социально-экономические, социально-психологические.
В основу выбора и реализации методов менеджмента могут быть положены следующие принципы:
целенаправленности, т.е. их применение должно побуждать работников действовать для достижения определенной цели или их совокупности;
реализуемости, т.е. должна присутствовать возможность разработки и осуществления мероприятий, позволяющих реализовать избранный метод воздействия в соответствии с правовыми и социальными нормами, имеющимися ресурсами и техническими средствами;
системности, т.е. применяемые методы должны представлять единую систему;
адаптивности, т.е. применяемые методы должны осуществляться в форме, позволяющей адаптировать их к изменяющейся ситуации;
эффективности, т.е. применение избранного метода должно обеспечить достижение максимально возможного социального и экономического эффекта при минимальных затратах на разработку мероприятий, реализующих метод.
Таким образом, менеджмент является составной частью стратегии предприятия и представляет собой совокупность принципов, методов, направленных на повышение эффективности производства и максимизацию прибыли. Основу менеджмента составляет поиск оптимальных решений и разработка эффективных методов их реализации.
- Под общей редакцией профессора в. Л. Клюни, н. С. Тихонович
- Предисловие
- Введение
- 1. Понятие экономики
- 2. Предмет и метод экономики
- Глава 1. Отраслевая структура народного хозяйства
- 1.1. Понятие отрасли народного хозяйства.
- Отрасли материального и нематериального производства
- 1.2. Промышленность как отрасль материального производства, ее состав. Современная отраслевая структура промышленности Республики Беларусь
- 1.3. Характеристика отраслевых комплексов
- 1.4. Развитие транспортной инфраструктуры, сферы услуг, медицины, науки и образования, культуры
- 1.5. Предпринимательство как основа рыночных преобразований
- 1.6. Организационно-правовые формы предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля:
- Глава 2. Регулирование деятельности предприятия
- 2.1. Государственное регулирование в условиях рынка
- 2.2. Государственное регулирование деятельности предприятия
- 2.3. Стратегия деятельности предприятия в рыночной экономике
- 2.4. Маркетинг в системе микрорегулирования
- 2.5. Менеджмент в системе микрорегулирования
- Вопросы для самоконтроля:
- Глава 3. Основные средства предприятия
- 3.1. Сущность основных средств предприятия, их состав и классификация
- Классификация основных средств
- 3.2. Оценка и учет основных средств
- 3.3. Износ основных средств. Методы начисления амортизации
- 3.4.Формы воспроизводства и обновления основных средств
- 3.5. Эффективность использования основных средств
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 4. Оборотные средства предприятия
- 4.1. Понятие, состав и структура оборотных средств
- 4.2. Нормирование оборотных средств и определение потребности предприятия в оборотных средствах
- 4.3. Эффективность использования оборотных средств и пути ее повышения
- Вопросы для самоконтроля:
- 5. Трудовые ресурсы. Оплата труда
- 5.1. Понятие трудовых ресурсов и их характеристика
- 5. 2. Регулирование трудовых отношений в условиях рыночной экономики
- 5.3. Основные характеристики персонала предприятия
- 5.4. Показатели, характеризующие эффективность использования трудовых ресурсов
- Нормирование труда и планирование потребности в трудовых ресурсах
- 5.6. Тарифная система. Функции тарифных ставок и окладов
- 5.7. Сущность и принципы организации оплаты труда
- 5.8. Основные принципы, формы и системы оплаты труда
- 5.9. Основные виды дополнительной оплаты труда
- 5.10. Состав фонда заработной платы. Источники средств для формирования фонда заработной платы.
- 5.11. Методика расчета подоходного налога
- Ставки подоходного налога
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 6. Издержки производства и реализации продукции
- 6.1. Понятие, сущность и классификация издержек предприятия
- 6.2. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции
- 6.3. Прогнозирование издержек предприятия
- 6.4. Резервы снижения издержек
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 7. Ценообразование в условиях рынка
- 7. 1. Цена как экономическая категория
- 7.2. Функции цены
- 7.3. Механизм ценообразования и его основные принципы
- 7.4. Виды цен, используемых в экономике
- Классификация основных мировых цен по группам
- 7.5. Государственное вмешательство в ценообразование
- 7.6. Методы ценообразования и ценовая политика
- 7.7. Порядок формирования цен на товары в Республике Беларусь
- 7.8. Цены торговых предприятий. Модели розничных цен
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания: Задача 1. Рассчитайте отпускную цену предприятия, если:
- ГлаВа 8. Оценка эффективности деятельности предприятия
- 8.1. Доходы предприятия
- 8.2. Понятие прибыли, ее сущность и виды
- 8.3. Формирование и распределение прибыли на предприятии
- 8.4. Рентабельность предприятия
- 8.5. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность
- Вопросы для самопроверки:
- Практические задания:
- Ответы к практическим заданиям Тема 3
- Задача 2.
- Задача 3.
- Глоссарий
- Литература
- Содержание