logo
предпринимательство в книжном деле

9.6. Логистика управления материальными потоками

Традиционный директивный подход к управлению коммерческой деятельностью в настоящих условиях сменяется более эффективным логистическим подходом, который исходит из общих целей управления и рассматривает все этапы планирования, производства и обращения товаров как единый процесс движения производственных, коммерческих, финансовых и информационных ресурсов. Более подробно понятия, концепции и задачи логистики в книжном деле последовательно излагаются в соответствующем учебном курсе, и в данном пособии мы уделим внимание только логистике управления материальными потоками на коммерческой стадии книжного дела. Опыт показывает, что именно на таких объектах управления, как процессы поставок, экспедирования, складских операций, происходит наибольшее количество задержек, с одной стороны, и избыточность в накоплении запасов – с другой, и без логистического подхода к управлению материальными и информационными показателями невозможно организовать эффективное товародвижение.

В подразделе 7.2 показано, как на основе логистического подхода к управлению информационными потоками с помощью средств информационных технологий организуется эффективное взаимодействие между оптовыми поставщиками и покупателями, продемонстрирована логистическая схема приема товаров, обеспечивающая дисциплину обслуживания пришедшего товара и регламентированное пополнение соответствующей базы данных оптового покупателя. Внедрение таких систем сокращает время обработки заказов и дозаказов, сокращает время на предпродажную подготовку товара, автоматизирует учет прихода и продажи товаров и дает возможность увеличивать объем обрабатываемой информации без дополнительного увеличения численности. Самый значительный эффект системы состоит в появлении у покупателя, в качестве которого выступает магазин, принципиальной возможности отказаться от необходимости содержать склад или, по крайней мере, значительно сократить размер площади, отводимой под склад и использовать освободившееся помещение для других целей.

Ответственной логистической процедурой является расчет параметров заказа и дозаказа и соответственно поставок. Часто для определения оптимального заказа применяется формула Уилсона:

где Q – оптимальный размер заказа, S – потребность в материалах (в единицах учета), О – затраты на выполнение одного заказа, С – затраты на хранение единицы товара. Однако следует учесть, что эта формула была выведена для материально-технического снабжения ритмичного серийного производства, поэтому для книжных товаров ее применять следует с определенной осторожностью. Классический случай динамики расхода и пополнения запаса склада, описываемой формулой Уилсона:

По горизонтальной оси отложено время, по вертикальной – объем запаса. Запас расходуется равномерно и, когда исчерпывается, то пополняется до прежней величины EOQ, рассчитанной по формуле Уилсона. При значении ROP производится заказ, который поступает в момент, когда запас исчерпан, поэтому графику движения запаса соответствует пилообразная кривая. Классическая модель позволяет рассчитать промежуток времени между двумя заказами и промежуток времени от поступления заказа до нового заказа.

Модель не учитывает динамику спроса, поэтому в логистике управления товарными запасами в книжной торговле значение оптимального заказа рассчитывается в зависимости от расходимости предыдущей поставки. При этом такие параметры заказа, как стандарт поставки и порог поставки, должны динамически изменяться.

Стандарт поставки – наибольшее количество экземпляров книги, которое может находиться в торговом зале.

Порог поставки – наименьшее количество экземпляров книги, которое может находиться на складе или в торговом зале, в случае снижения количества экземпляров ниже порога поставки производится дозаказ. При учете продаж на основе информационной технологии дозаказ принимает форму автодозаказа, направляемого поставщику по электронной почте.

Динамическое управление заказом и дозаказом основывается на учете расходимости. Хорошие результаты дает метод скользящей средней.

Реализация заказов и дозаказов предусматривает два варианта: получатель принимает товар на склад или получатель принимает товар непосредственно в торговый зал. В последнем случае оптовый поставщик, согласно договору о поставке, осуществляет предпродажную подготовку: формирование и наклейку ценников, комплектование томов, надевание суперобложек. Для выполнения этого варианта в заказе и автодозаказе получателя сообщается розничная цена товара. Стоимость предпродажной подготовки учитывается включением ее в отпускную цену поставщика либо в снижении розничной наценки получателя.

При поставке на склад всю предпродажную подготовку осуществляет склад получателя, которому посылается дозаказ (автодозаказ) торгового зала.

Для интернет-торговли актуально логистическое управление синхронизацией содержимого сайта с реальным количеством запаса товара и его ценой. Последнее должно происходить в режиме on-line, но часто решение задачи упрощается введением лимита интернет-магазина, в пределах которого производятся продажи. Обновление сайта и соответственно лимитов имеет определенную периодичность, например один раз в сутки. Расчет лимитов ведется по технологии расчета стандартов и порогов поставки.