10.3. Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности
Мы уже рассматривали особенности книжного рынка и принципы его сегментации. Направление исследования книжного рынка зависит от того, в каком сегменте (нише) книжного рынка предприниматель намерен реализовать свою идею. Выбор сегмента определяет миссию и цель предпринимательства, организационно-правовую форму фирмы, выбор партнеров, поставщиков и покупателей.
Принципиальный выбор книжного дела как объекта предпринимательства необходимо начинать с оценки межотраслевой конкуренции. Следует учесть, что в последнее время все больше возрастает конкуренция между книжными и периодическими изданиями, теле- и видеопрограммами, мультимедийными и сетевыми средствами, традиционной и электронной книгой. За выбор карьеры в книжном бизнесе говорят устойчивые перспективы. В развитых странах книжный бизнес обеспечивает до 2,5% валового продукта, в нашей стране – менее 1%, следовательно, возможности отраслевого роста далеко не исчерпаны.
Начинающий предприниматель должен определить, к какой сфере книжного дела относится его идея, какой вид книжного бизнеса он будет развивать: типографский, издательский (т.е. производственные виды предпринимательства) либо книготорговый.
В нашем пособии мы подробно не касались типографского бизнеса в силу его специфики. Здесь отметим, что создание современной крупной типографии для выпуска больших тиражей под силу только корпоративному предпринимательству, так как требует вложения больших средств в основные фонды, которые в структуре стартового капитала занимают более 50%. Частный бизнес успешно развивается в отдельных нишах полиграфии: в оперативной полиграфии, множительных работах, в исполнении по заказам отдельных этапов допечатных процессов (цветоделение, набор, верстка, подготовка оригинал-макетов и пленок для изготовления печатных форм), не требующих кооперации труда большого количества сотрудников. В организации финансирования полиграфической фирмы большую помощь оказывает лизинг, т.е. аренда полиграфического оборудования или его закупка на условиях лизинга через специализированную лизинговую компанию.
В издательском бизнесе предпринимательская идея формулируется в виде издательской программы, т.е. не в проектировании просто отдельного издания, а в планировании издательского направления. Знание рынка и издательской технологии даст предпринимателю правильный ориентир: например, издание собрания сочинений или исторической серии, издание альбомов по искусству, подготовка изданий по определенной узкой тематике, причем для уменьшения стартового капитала рекомендуется начинать издательский бизнес с безгонорарных изданий. Подготовка издательской программы – сложный творческий процесс, во время которого конкретизируется миссия и цели предпринимательства.
На инициативной стадии определяются поставщики полиграфических материалов, выбирается полиграфическая база. Необходимо учесть, что для высококачественных и многотиражных изданий используется также и зарубежная полиграфическая база. Стартовое издание можно выпустить как совместное издание, когда между издателями-партнерами распределяются затраты, а следовательно, и риски на отдельные элементы издательского процесса. Тираж распределяется в соответствии с затратами каждого участника, при его распространении обычно заключается картельное соглашение об издательских ценах и рынках сбыта.
При подготовке издательской программы и первого (пилотного) тиража необходимо установить читательский адрес и соответствующую цену издания, провести доступное исследование рынка. Последовательность планирования издания:
Издательский рынок при исследовании сегментируется по различным принципам, в том числе:
По глубине специализации:
-
универсальное издательство;
-
специализированное издательство, выпускающее литературу по одному-двум разделам (или жанрам) литературы, например фантастика, детективы, история, спорт, изобразительное искусство и т.д.
По читательскому назначению:
-
книги для детей;
-
литература для школ;
-
литература для молодежи;
-
литература для отдыха;
-
книги для семейного чтения;
-
путеводители;
-
книги-подарки и т.д.
По оформлению:
-
книги в бумажных обложках;
-
альбомы;
-
буклеты;
-
книги-игрушки и т.д.
По ценовому диапазону:
-
дешевые издания;
-
издания со средней ценой;
-
дорогие издания.
По источникам авторских оригиналов:
-
книги, издание которых требует авторского или лицензионного договора;
-
заказные издания;
-
совместные издания;
-
репринтные издания.
По каждому из направлений необходимо принять решение, учесть все «за» и «против». Например, необходимо определить, что планировать к изданию – авторский оригинал или репринтное издание.
Книжный рынок дифференцируется на множество сегментов, но в конечном итоге предпринимательская идея в издательском деле на инициативной и организационных стадиях должна «вписаться» в одну из ниш или их комбинацию, так как именно этот фактор определяет маркетинговые характеристики издания, его связи с полиграфией, рынком полиграфических материалов, потребительским рынком, ценовую политику. В любом случае проектирование издания необходимо начинать с составления издательской программы.
Предпосылка успешного распространения издания состоит в заблаговременном установлении связей с книжной торговлей, проведении маркетинга в магазинах.
Организация оптовой книготорговой фирмы – наиболее рискованное предприятие, требующее больших инвестиций в оборотные средства, в складское помещение, информационные технологии, требующее наличия квалифицированных менеджеров с наработанными связями с поставщиками и покупателями. Необходимо также тщательно продумать ценовую политику, которая не должна вести к повышению уровня розничных цен, иначе предложения не будут конкурентоспособны. Оптовая торговля прибыльна лишь при больших оборотах, так как оборачиваемость запасов в ней ниже, чем в розничной торговле.. Предприниматель сможет заинтересовать поставщиков только наличием разветвленной сети, покупателей – широтой ассортимента, системой скидок и режимом оплаты. Фирмы, специализирующиеся в оптовом звене, также классифицируются по ряду признаков (по объему продаж, охвату территории, номенклатуре предоставляемых услуг).
В оптовом звене существует ряд «ниш», в которых предприниматель, планирующий открыть свое дело в оптовой книжной торговле, может начать деятельность, не прибегая сразу к большим затратам. К ним относятся следующие виды посредничества: посредник, агент, дилер, комиссионер, маклер, экспедитор, организатор библиотечного коллектора, оптовые поставки малотиражной узкоспециальной литературы.
В розничной книжной торговле при исследовании рынка можно выделить следующие ниши:
По глубине специализации:
-
универсальная,
-
специализированная.
По форме организации:
-
магазин,
-
лоточная торговля,
-
книготорговая сеть,
-
интернет-магазин,
-
коммивояжерство,
-
книга-почтой.
По месторасположению:
-
торговый центр,
-
деловой центр,
-
«спальный район»,
-
развлекательный центр,
-
туристический центр,
-
места отдыха и гостиницы,
-
транспортные узлы и аэропорты,
-
учебный центр.
По объему оборота:
-
крупная розничная торговля (свыше 100 тыс. экземпляров в месяц),
-
средняя розничная торговля (от 10 тыс. экземпляров в месяц),
-
мелкорозничная торговля (менее 10 тыс. экземпляров в месяц).
Если предприниматель собирается открыть книжный магазин, ему необходимо тщательно изучить район его расположения, транспортную доступность, социальную характеристику («спальный район», деловой или торговый центр, культурные и туристские достопримечательности и т.д.). От этого зависит ассортимент магазина, режим его работы. Заранее установите связи с поставщиками, продумайте ценовую политику. Не рекомендуется начинать с ларька или киоска – в этом случае сложно выйти на уровень прибыли, достаточный для открытия магазина. Хороший старт в розничной торговле дает система франчайзинга.
Розничная торговля часто служит источником накопления средств для организации издательского дела. Издатель, проработавший в торговле, лучше знает потребителя, ему проще прогнозировать и учитывать его реакцию.
- 3.1. Особенности книжного рынка
- Раздел I
- 1.1. Сущность и виды предпринимательской деятельности
- 1.2 Что такое предпринимательство
- 1.3 Внешняя и внутренняя среда предпринимательства
- 1.4. Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле
- 1.5 История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России
- 1.6 Современные тенденции предпринимательской деятельности
- 1.7. Проверьте себя
- Что такое предпринимательство?
- Тема 2. Психология и культура предпринимательства
- 2.1 Книжное дело как культурный и деловой процесс
- 2.2 Профессионализм и деловая активность
- 2.3. Деловая репутация в бизнесе
- 2.4. Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы
- 2.5 Психология предпринимателя
- 2.6. Культура предпринимателя
- 2.7. Деловая этика и деловой этикет
- 2.8 Проверьте себя
- Раздел II
- Тема 3. Экономика предпринимательства
- 3.1. Особенности книжного рынка
- 3.2 Законы спроса и предложения
- 3.3 Циклы воспроизводства
- 3.4 Основной и оборотный капитал
- 3.5 Источники пополнения капитала
- 3.6 Доход, издержки, прибыль
- 3.7. Факторы, влияющие на получение прибыли
- 3.8. Регулирующая роль цены
- 3.9 Цена равновесия
- 3.10 Проверьте себя
- Тема 4. Правовые формы предпринимательства
- 4.1. Форма собственность как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности
- 4.2. Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела
- 4.3. Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле
- 4.3.1. Индивидуальное предпринимательство.
- 4.3.2 Коллективное предпринимательство
- 4.3.2.1 Товарищество (партнерство)
- 4.3.2.2. Корпорации
- 4.3.2.3. Производственные кооперативы
- 4.3.2.4. Унитарные предприятия
- 4.3.3. Объединения фирм.
- 4.3.4. Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).
- 4.4. Малое и среднее предпринимательство
- 4.5. Документы правового регулирования предпринимательства
- 4.6. Виды договоров
- 4.6.1. Авторский договор.
- 4.6.2. Договор купли-продажи.
- 4.6.3. Договор подряда
- 4.6.4. Заем и кредит (ст. 807-823).
- 4.6.5. Договор комиссии (поручение продажи).
- 4.7. Проверьте себя
- Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью
- Тема 5. Организация управления фирмой
- 5.1. Типы структур управления. Выбор структуры управления
- 5.2. Организация управления предпринимательской деятельностью
- 5.3. Система подготовки и принятия решений
- 5.4. Маркетинг в предпринимательской деятельности
- 5.5. Работа с персоналом
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Проверьте себя
- Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле
- 6.1. Планирование и его виды
- 6.2. Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия
- 6.3. Бизнес-план фирмы
- 6.4. Проверьте себя
- Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы
- 7.1. Источники информации в предпринимательской деятельности
- 7.2. Информационные технологии
- Для авторов и литературных агентств:
- 7.3. Проверьте себя
- Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности
- Тема 8. Финансы в книжном деле
- 8.1. Финансовые ресурсы и их источники
- 8.2. Система финансовых расчетов. Наличные операции
- 8.3. Безналичные операции
- 8.4. Налогообложение предпринимательской деятельности
- 8.5. Управление оборотным капиталом и прибылью
- 8.6. Инвестиции
- 8.7. Бухгалтерский учет
- 8.8. Расчет безубыточности
- 8.9. Ценообразование
- 8.10. Экспресс-анализ финансового состояния
- 8.11. Проверьте себя
- Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле
- 9.1. Товарные запасы книжной торговли
- 9.2. Организация сбыта товарной продукции
- 9.3. Планирование реализации и товарного покрытия
- 9.4. Выбор партнера. Организация договорного процесса
- 9.5. Действия по организации поставок
- 9.6. Логистика управления материальными потоками
- 9.7. Проверьте себя
- Раздел V. Создание фирмы и ее становление
- Тема 10. Этапы организации фирмы 1
- 10.1. Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача
- 10.2. Исследования рынка
- 10.3. Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности
- 10.4. Организационный бизнес-план
- 10.5. Расчет стартового капитала
- 10.6. Учреждение и регистрация фирмы
- 10.7. Стадии развития фирмы
- 10.8. Проверьте себя
- Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности
- 11.1. Предпринимательский риск и его виды
- 11.2. Пути и методы снижения риска
- 11.3. Информационная безопасность фирмы
- 11.4. Коммерческая тайна и ее защита
- 11.5. Служба безопасности фирмы
- 11.6. Проверьте себя