logo
предпринимательство в книжном деле

10.1. Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача

Предприниматель может реализовать свои идеи двумя способами. В функционирующей фирме – путем реорганизации производства, структуры и системы управления фирмой с целью максимального использования ее ресурсов в условиях меняющейся внешней среды и для привлечения новых ресурсов, требующихся для повышения конкурентоспособности фирмы (реинжиниринг).

Предпринимательская идея имеет «нулевой цикл» развития: выдвижение идеи в виде краткой формулировки, раскрытие ее сути, оценка условий, этапов и последствий ее реализации.

Рассматривается вопрос о возможности реализации проекта в пределах фирмы. Если импульс к выдвижению предпринимательской идеи исходит из неудовлетворенности ходом дел на фирме или неудовлетворенности разработчика идеи своим финансовым и служебным положением, то выбирается классический путь реализации: предпринимательская идея предлагается руководству фирмы. В этом случае автор идеи, как правило, оговаривает условия своего служебного роста и участия в прибыли. Предпринимательская идея – основа стратегического планирования фирмы.

Предпринимательская идея может разрабатываться в порядке выполнения служебных обязанностей. В случае ее значимости автор идеи поощряется в виде дополнительных выплат и премий, ростом по службе. Таким образом, предпринимательская идея может быть предложена и реализована внутри фирмы, но автор ее является разработчиком, но не предпринимателем в «чистом виде».

Пример 1. В издательстве или книготорговой фирме для расширения потребительского рынка создается интернет-магазин. В данном случае предпринимательская идея реализуется внутри фирмы.

Другой путь реализации предпринимательской идеи – создание новой фирмы (инжиниринг), причем в этом случае создание новой фирмы связано с содержанием самой идеи либо является необходимым условием ее реализации.

стадии реализации предпринимательской идеи, требующей создания самостоятельной фирмы: инновационная, инициативная, организационная и управленческая:

Главное содержание инновационной стадии – разработка и формулировка предпринимательской идеи. Она базируется на знании специфики объекта предпринимательства, его экономических возможностей, должна содержать элемент новизны (инновацию) и вести к получению прибыли. К основным объектам инноваций в книжном деле относятся:

К внешним источникам формирования предпринимательских идей в книжном деле относятся:

Существенны и личные мотивы выдвижения предпринимательской идеи, определяемые целями самого предпринимателя и которые, по его мнению, можно реализовать только начав собственное дело. К ним относятся:

Предпринимательская идея – вызов требованиям времени, самый главный ресурс и большой дефицит в бизнесе. Без предпринимательской идеи невозможно начало предпринимательской деятельности, она – системообразующая и творческая составляющая бизнеса. Разработка предпринимательской идеи – самый ответственный этап в предпринимательском старте.

На инновационной стадии оценивается эффективность предпринимательской идеи, определяются условия ее реализации (рыночные, конкурентные, финансовые, кадровые), риски, сопоставляются альтернативные издержки, продумывается организационно-правовая форма фирмы.

После завершения «нулевого цикла» разработки идеи формулируется философия и миссия предпринимательской деятельности и вытекающие из них цели и задачи, т.е. все то, что составляет основу стратегии будущей фирмы. Философия фирмы – в кратком девизе фирмы, он выражает отношение фирмы к потребителям, является обязательством фирмы перед потребителями, например «Наша цель – просвещение» или «Покупатель всегда найдет у нас все, что ему нужно». Сформулировать философию фирмы – ответственная задача, так как девиз фирмы станет ее непременным узнаваемым атрибутом.

Субъектами инновационной стадии могут быть предприниматель или группа предпринимателей и руководство фирмы.

Инициативная стадия подразумевает комплекс стартовых действий по продвижению предпринимательской идеи и заключается в привлечении партнеров, расчете необходимых ресурсов и принятии на себя риска.

Необходимые этапы развития инициативной стадии – определение круга потенциальных поставщиков и покупателей, источников финансирования, потребности в инфраструктуре (офис, транспорт, склад) и подбор команды специалистов в определенных областях управления, способных занять должности главного редактора, главного бухгалтера, осуществлять менеджмент и маркетинг в области производства и торговли и т.д. Подбор команды специалистов означает постановку в повестку дня вопросов, касающихся уже не собственно фирмы, а ее производственной и коммерческой деятельности, т.е. начинается формирование кадровой основы производства и торговли. На этой стадии хорошие результаты дает коллективное творчество, когда партнеры и будущие коллеги уточняют стратегию фирмы, развивают ее в эскизный проект, который органически переходит в организационный бизнес-план.

Организационная стадия состоит в конкретизации идеи в виде организационного бизнес-плана и его реализации. На этой стадии происходит окончательный выбор организационно-правовой формы, создание и регистрация фирмы как юридического лица, образование уставного капитала фирмы. Заключаются договора с поставщиками, арендуются (или приобретаются) помещения, транспорт, производственное и торговое оборудование.

Идею предприниматель разрабатывает бесплатно, но для ее реализации нужен капитал. На организационной стадии определяется размер финансовых инвестиций, необходимых для формирования стартового или начального капитала. Расчет стартового капитала, выявление его источников составляют существенную часть бизнес-плана по реализации предпринимательской идеи. Бизнес-план – основа работы с инвесторами, без кредитов которых невозможно начало работы фирмы.

Заключительная стадия – реализация предпринимательской идеи в пространстве и времени. На этой стадии на первый план выходят внутренние производственные проблемы фирмы. Поэтому в четвертом блоке приведены такие задачи бизнеса, как выработка стиля и методов управления, контроля и регулирования, выявление и укрепление конкурентных преимуществ, менеджмент, оперативное и стратегическое планирование производства и торговли.