logo
предпринимательство в книжном деле

10.4. Организационный бизнес-план

Бизнес-плану фирмы в пособии посвящен подраздел 6.3, в котором показана структура бизнес-плана развития, или инжиниринга фирмы. Организационный бизнес-план (ОБП) содержит план организации фирмы и не имеет по содержанию принципиальных отличий от бизнес-плана развития, за исключением организационной части. В ОБП концентрируются результаты инновационной и инициативной стадий создания фирмы, производится расчет и определяется структура стартового капитала, определяется, какая часть его может быть покрыта за счет собственных средств (уставный капитал), товарных кредитов и заемных средств.

При создании собственного дела рекомендуется включать в организационный бизнес-план следующие разделы:

  1. Общая характеристика фирмы (резюме);

  2. Характеристика товара (раздел литературы, целевое назначение книг, ценовой диапазон), формы обслуживания;

  3. Конкуренция на оптовом и розничном книжном рынке, основные факторы конкурентоспособности;

  4. План маркетинга (каналы товародвижения, дизайн, ассортимент, цены, реклама);

  5. Организационный план (схема управления, кадровая политика);

  6. Риски в деятельности фирмы;

  7. Финансовый план (расходы, доходы, безубыточность, структура активов и пассивов, источники финансов);

  8. Приложения.

Принципиальное место в ОБП занимает выбор способа создания фирмы и ее организационно-правовой формы.

Одним из способов создания собственного дела является покупка фирмы и последующая государственная регистрация сделки. Согласно Гражданскому кодексу РФ предприятие или его часть могут быть объектом купли/продажи, аренды и других сделок, связанных с правами на имущество. В состав фирмы входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, в том числе земельные участки, основные и оборотные фонды, включая дебиторскую и кредиторскую задолженность, наименование, товарный знак, и т.д. При подписании договора продажи стороны рассматривают акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о стоимости и составе фирмы, перечень всех долгов фирмы. Все эти документы должны быть приложены к договору продажи фирмы.

Он подлежит государственной регистрации и с момента регистрации считается заключенным. Продажа осуществляется по передаточному акту, после подписания которого фирма считается переданной покупателю.

Чем выше прибыльность фирмы, ее финансовая устойчивость, тем больше ее привлекательность для покупателей, тем выше ее ликвидность.

Для создания фирмы может быть использована также аренда другой фирмы. Согласно Гражданскому кодексу РФ аренда включает «участки, здания, сооружения, оборудование и др., входящие в состав предприятия, основные средства, запасы сырья, топлива, материалов и иные оборотные средства, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием, иные имущественные права арендодателя, связанные с предприятием, права на обозначения, индивидуализирующие деятельность предприятия …» (ст. 656 ГК РФ). В книжном деле применима аренда типографии, склада, книжного магазина. Аренда оформляется договором аренды между арендодателем и арендатором. В договоре указывается срок аренды (если не указан, то аренда считается бессрочной) и арендная плата.

При организации малых фирм используется франчайзинг. При этом, согласно договору, фирма-франчайзер (обычно крупная, с достаточно известным названием и товарным знаком – брэндом) предоставляет своему партнеру (франчайзи) право заниматься предпринимательством с использованием своей технологии, лицензии, ноу-хау, торговой марки. Различаются товарный франчайзинг (право на продажу товаров с торговой маркой франчайзера),производственный франчайзинг (передача технологии), деловой франчайзинг (право на открытие магазина или групп торговых точек для продажи товаров и услуг под именем франчайзера). Деловой франчайзинг часто используется в книжном деле для развития книготорговой сети. Способы оплаты зависят от вида франчайзинга и ценовой политики франчайзера.