logo
От Рисина Конференции / АКт

Организационно-правовые аспекты предоставления публичных услуг

В Российской Федерации государственные органы могут оказывать публично-правовые услуги самостоятельно, делегировать их исполнение органам местного самоуправления (в части государственных услуг, составляющих государственные полномочия, делегирование осуществляется в соответствии с федеральными законами), организовывать их исполнение коммерческими и некоммерческими организациями17, причем в последнем случае, если оказание услуг не сопряжено с исполнением государственных полномочий, определенных положением об органе власти.

Применительно к государственным услугам должно произойти вычленение блока услуг, которые могут быть переданы органами власти государственным и негосударственным организациям и исключение этих услуг из состава государственных полномочий органа власти.

В литературе отмечается, что передача их негосударственным структурам поможет сконцентрировать усилия государства на более успешном выполнении функций, сохраненных за государственными органами, сократить расходы бюджета и в конечном счете повысить эффективность реализации переданных функций благодаря заинтересованности исполняющих эти функции негосударственных организаций в сохранении и поддержании общественного статуса18.

Как отмечает Э.В. Талапина, нуждается в осмыслении природа осуществления государственного управления по предоставлению публичных услуг негосударственными субъектами19.

Негосударственный статус организации (в форме коммерческого общества или некоммерческой организации), по ее мнению, позволяет легче уйти от ответственности и контроля, переводя отношения с пользователями услуг в частноправовую форму.

Однако, государство не всегда может принять на себя субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений частного права, оказывающих услуги.

Приведем простой пример в отношении взимания платы с иностранных владельцев грузового автомобильного транспорта разрешенной максимальной массой более 12 тонн, необходимость введения которой очевидна в связи с бедственным состоянием автомобильных дорог, а также введением платности пользования дорогами иностранными государствами в отношении российских перевозчиков.

Предположим, что услуга, а в соответствии с действующим законодательством услуга в отношении дорог общего пользования может быть только публично-правовой, оказывается государственным учреждением частного права (публичная услуга). Перечислим проблемы, которые при этом возникают:

- во-первых, правоотношения сторон будут регулироваться гражданским законодательством Российской Федерации, учитывая, что в соответствии с п.3 ст.62 Конституции РФ иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации (так называемый национальный режим). В отношении пользования автомобильными дорогами в Российской Федерации национальный режим распространен на иностранных юридических лиц п.1. ст.45 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ. Однако, пользуясь благами российских автомобильных дорог и извлекая из этого выгоды, осуществляющие предпринимательскую деятельность иностранные грузоперевозчики ни прямо (в виде платы), ни косвенно (в виде обязательных платежей) не несут расходов по содержанию этих дорог. Например, сравнение протяженности главных автомобильных дорог Европейской части России с протяженностью главных автомобильных дорог Польши дает представление о разнице в объемах потребляемых благ;

- во-вторых, в силу вышесказанного, оказание публичной услуги в отношении иностранных физических лиц – собственников грузового автомобильного транспорта разрешенной максимальной массой более 12 тонн, подпадает под действие закона РФ от 07 февраля 1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей», предъявляющего довольно жесткие требования к услугам и поставщику услуг. Указанный закон не применим при осуществлении предпринимательской деятельности, однако, эта ситуация возникает на обратном пути следования незагруженной грузовой машины, составляющей собственность физического лица. При этом следует учитывать, что пользование публичной услугой (в отличие от государственной услуги, которая оказывается на основании закона или подзаконного нормативного акта) осуществляется на основании гражданско-правового публичного договора присоединения;

- в-третьих, взимание платы за оказание услуг должно осуществляться в соответствии с абз.1 ст. 37 Закона РФ от 07 февраля 1992г. №2300-1, который предусматривает оплату «оказанных услуг», а в случае неоплаты взыскание осуществляется в порядке искового производства. Разве не вправе государство в этом случае выбрать наиболее благоприятный для себя правовой режим, обеспечивающий защиту государственных интересов и интересов российских перевозчиков? Даже если этот правовой режим и связанные с ним организационно-правовые формы не будут соответствовать представлению некоторых российских правоведов о должном поведении современного государства.

Рисин С.И.