Факторы, влияющие на спрос:
1. Ценовой фактор – цена товара. На графике это отображается перемещением А в точку В, если все другие факторы остаются постоянными.
Перемещение точек по кривой – изменение величины спроса.
2. Неценовые факторы – относятся:
PsPz – цены на взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары
Взаимозаменяемые товары - это товары, потребление которых можно заменить.
Взаимодополняемые (комплиментарные) товары – это товары, которые один без другого не потребляются. Поэтому, если цена возрастает, то объем снижается (автомобиль и бензин, правая и левая перчатка, ракетка и валанчик).
J – изменение доходов покупателей; увеличение доходов приводит к изменению кривой спроса и это приводит к сдвигу кривой вправо.
М – сезон, мода и реклама
К – количество покупателей
Все эти неценовые факторы изменяют сам спрос и графически отображаются перемещением всей кривой спроса.
Предложение (S): желание производителей продать определенное количество товара по определенной цене в течение определенного времени.
Характеристики предложения:
1. Величина предложения: Qs – это то количество товара, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного времени.
2. Цена: Ps – минимальная цена, по которой продавцы готовы продать определенное количество товара.
Между (1) и (2) существует зависимость, которая отражается в законе предложения.
Закон предложения – это прямая зависимость между ценой товара и величиной предложения этого товара.
Графической формой выражения закона предложения является кривая предложения.
Кривая предложения - т.к. продавец является получателем платежа, то, чем больше цена, тем больше выручка, от цены зависит объем прибыли. Низкие цены могут не покрыть издержки производства. Поэтому, если цены снижаются, то это приводит к сокращению рыночного предложения товара и наоборот.
Функция предложения может быть задана:
графиком – кривая предложения. Она показывает, какое количество товара (Qs) производители готовы продать при каждом уровне цен в конкретный период времени.
таблицей;
математической формулой.
График имеет положительный наклон.
Таблица:
-
Ps
Qs
P↑
Q↓
5
50
10
100
15
150
20
200
Математическая формула:
Q sa= f(Pa, Ps, Pz, L, T, N, K)
ценовые факторы неценовые факторы
Ра – цена товара А
Ps Pz – цены на взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары
L – цены на производственные ресурсы;
N – налоги и дотации;
T – характер применяемой технологии.
При Pa = const – действуют неценовые факторы.
Факторы, влияющие на предложение:
1. Ценовой (Pa) – изменения объема предложения и графически отображается перемещением точек по кривой (из А в В) при прочих неизменных условиях.
2. Неценовые (действуют, когда Pa = const):
цены на взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары;
цены на производственные ресурсы (земля, труд, капитал);
налоги и дотации;
характер применяемых технологий;
количество продавцов.
Неценовые факторы приводят к изменению самого предложения и графически отображаются перемещением всей кривой предложения.
Из S в S1 – увеличение предложения.
Из S в S2 – уменьшение предложения.
Рыночное равновесие и его нарушения.
Анализируя отдельно опрос и предложение, мы установили закономерности адаптации их величины к разным уровням цен. Но на рынке в каждый момент времени представлен не весь возможный спектр цен, а только один их уровень. Для ответа на этот вопрос, т.е. как устанавливается равновесие цены, проведем совместный анализ спроса и предложения. Для этого совместим линии спроса и предложения на одном графике. Совпадение интересов покупателей и продавцов характеризует точка пересечения кривых спроса и предложения (Е). Ее называют точкой равновесия, т.к. спрос уравновешивается предложением.
Координаты этой точки Е : РЕ, - наз. равновесной ценой; QЕ - наз. равновесным количеством.
Р авновесие устанавливается на рынке при установлении равновесной цены, т.е. это цена, при которой объем спроса равен объему предложения:
РЕ= РS= РD.
При данной цене на рынке устанавливается и количественное равенство предлагаемых и спрашиваемых товаров и услуг:
QЕ= QD= QS.
Если реальная цена выше равновесной (P1>PE), возникает излишек предложения (QS> QD). Если реальная цена ниже равновесной (P2<PE),возникает дефицит (QS< QD).
Обратимся еще раз к графикам спроса и предложения.
Совместный анализ функций спроса и предложения на одном графике называется рыночным пространством товара. Оно состоит из 4 секторов:
I – зона мертвого рынка, не совпадают интересы покупателей и продавцов;
II – рынок продавца (S>D);
III - рынок покупателя (S<D);
IV – сектор возможных покупок и продаж.
Рисунок графически показывает то очевидное обстоятельство, что на рынке сущест-
вуют покупатели, которые готовы заплатить цену больше равновесной (от РЕ до Рmax ) и производители, способные продавать по цене меньше равновесной (от РЕ до Рmin ). В
итоге формирования равновесной цены и те, и другие получают выгоду. Площадь заштрихованного участка (∆ ) показывает совокупную чистую выгоду, полученную всеми потребителями и производителями данного товара, совершившими сделку.
Нарушение равновесия (проблема устойчивости равновесия). Рынок тяготеет к состоянию равновесия, т.е. состояние рыночного равновесия имеет тенденцию к устойчивости.
Допустим, что в результате цена отклонилась от равновесного уровня РЕ выросла до Р1.
Возникшая ситуация означает избыток товара (QS> QD), т.е. часть продавцов не может реализовать свой товар. Выходом является снижение цен, что увеличит количество продаж. Процесс снижения цен будет идти до т. РЕ., когда продавцы смогут реализовать весь товар. Наоборот, снижение цены ниже равновесной РЕ до Р2 характеризуется превышением объема спроса над предложением (QD>QS ). Возникает дефицит товара. Тогда продавцы будут поднимать цены. Это уменьшит спрос и сократит дефицит. И так будет продолжаться до достижения точки равновесия (QS =QD). Оба эти варианта отклонения цены от равновесной являются неустойчивыми. При этом в самой рыночной ситуации возникают внутренние силы, стремящиеся вернуть его в состояние равновесия, когда на рынке существует конкуренция. Объяснение установления равновесия за счет колебания цен называется равновесие по Л.Вальрасу (1834 - 1910).
Иной подход к объяснению механизма установления рыночного равновесия использовал Маршалл (1842 – 1924), который предполагал, что при нарушении равновесия продавцы маневрируют не ценой, а объемом предложения.
При объеме производства ниже равновесной (QA ) цена предложения меньше цены спроса. Это весьма выгодно для продавцов. Это заставит наращивать производство, предложение будет расти, а цены падать. Когда объем производства (QВ) превысит равновесный уровень (QE), то цена предложения будет выше цены спроса, т.е. ниже себестоимости. Предложение будет падать, цена поднимется до равновесной. Оба подхода отражают рыночные реалии, причем действие каждого из них появляется во временном интервале. Механизм Л.Вальраса способствует установлению равновесия в коротком периоде. Механизм Маршалла – в длительном периоде.
2.Реакция покупателей и продавцов на изменяющуюся рыночную конъюнктуру, в частности, на изменение цены может быть различной по интенсивности. Для характеристики степени влияния изменения цены на поведение покупателей и продавцов в экономике используется понятие эластичность – степень реакции одной величины на изменение другой. Это понятие важно с практической точки зрения. Необходимо знать, как скажется понижение стоимости товара на объемах их продажи и выручке. Оценка эластичности происходит при помощи коэффициента эластичности, который определяется как отношение процентного изменения одной величины к практическому изменению другой в абсолютных и относительных показателях.
Ed= ∆Q/Q : ∆ P/P = (Q2 –Q1)/Q1 : (P2 –P1)/P1 : %
Виды эластичности спроса:
1. Эластичность спроса по цене. Зависимость изменения спроса на товар от измене-
ния его цены называется эластичностью спроса по цене (ценовая эластичность спроса).
Принято различать 3 варианта ценовой эластичности:
Эластичный спрос, когда при незначительных понижениях цены объем товара значительно возрастает (ЕD>1);
единичная единичность спроса, когда изменение цены, выраженное в %, равно проценту изменения объема продаж (ЕD=1);
неэластичный спрос, если изменение цены не приведет к существенному изменению продаж (ЕD<1);
Эластичным спрос по цене бывает для предметов роскоши и дорогих предметов потребления. Неэластичен спрос на товары первой необходимости с низкими ценами.
На графике видно, что чем больше коэффициент эластичности, тем более пологая кривая спроса.
А чем он меньше, тем более круто падает кривая.
- Конспект лекций
- Тема 1:Предмет экономической теории, ее философские и методологические основы.
- Тема 2: Становление и сущность товарно-рыночного производства.
- 2.По отраслям:
- Раздел 2. Микроэкономика
- Тема 1. Механизмы функционирования рынка.
- Основные понятия и категории
- Характеристики (показатели) спроса:
- Факторы, влияющие на спрос:
- Экстремальные случаи эластичности спроса
- Эластичность предложения
- Тема 2. Теория потребительского поведения
- Тема 3. Теория издержек и прибыли
- Основные термины и понятия
- Классификация издержек
- Износ и амортизация
- Ограничения, которые должны соблюдаться при расчёте тб
- Тема 4. Рыночная конкуренция и ее виды
- Основные понятия и категории
- Максимизация прибыли в краткосрочном периоде
- Виды монополий
- Тема 5 . Рынок факторов производства, ценообразования и доходы от факторов производства.
- Основные понятия и категории
- Проблема оптимизации ресурсов
- Рынок капитала
- Тема 6. Внешние эффекты и общественные блага
- Основные понятия и категории
- Раздел 3.Макроэкономика
- Тема 1. Введение в макроэкономику
- Основные понятия и категории
- Индексы цен
- Национальное богатство и структура национального хозяйства.
- Тема 2. Макроэкономическое равновесие
- Основные понятия и термины
- Тема 3. Макроэкономическая нестабильность
- Основные термины и понятия:
- Типы безработицы
- Причины безработицы
- Социально-экономические последствия безработицы:
- Тема 4. Фискальная политика государства в условиях рынка
- Основные понятия и термины:
- Основные виды налогов:
- П рямые и косвенные
- «Кривая Лаффера»
- Тема 5. Денежно-кредитная политика государства
- Основные термины и понятия
- Основные операции банков
- 1. Организационная структура Банка России
- 2. Цели и задача деятельности цб
- Теоретические модели спроса на деньги
- Тема 6. Динамика экономического развития
- Основные термины и понятия
- 2. Типы экономического роста
- Тема 7. Международные аспекты экономической деятельности
- Основные термины и понятия
- Регулирующая часть
- Тема 8. Особенности переходной экономики России