logo
хрестоматия

Методы финансирования расходов и стабилизации налоговой политики

Завершая обзор фактов и тенденций в области современной государственной политики, следует более подробно рассмотреть источники покрытия государственных расходов. Они поступают из трех источников: 1) налоги; 2) займы в форме государственных облигаций, приносящих процент; 3) эмиссия бумажных денег и монет, не приносящих процент. Среди всех источников наибольшую роль обычно играют налоги. Хотя во время второй мировой войны займы приобрели такое же значение, а в период революционной войны наиболее важную роль играл выпуск бумажных денег.

Вопрос о налогах будет нами подробно рассмотрен в следующей главе. В части 2 мы увидим, что государство в зависимости от обстоятельств может изменять удельный вес займов и налогов; оно может также в той или иной степени увеличивать или уменьшать свои расходы и взимаемые налоги. Эти изменения образуют часть того, что экономисты называют “фискальной политикой”, т.е. общих мероприятий в области налогообложения и расходов, а также методов финансирования данных расходов. В части 2, где рассматриваются факторы, определяющие национальный доход и его изменения, нам станет ясно, что фискальная политика играет очень важную роль в стабилизации современного хозяйства, в предотвращении инфляции и безработицы.

В оставшейся части данной главы мы используем некоторые средства экономического анализа для того, чтобы определить характер различных государственных мероприятий, рассмотренных нами выше.

Общественные и частные потребности

Рассмотрим возникновение потребности в государственном использовании товаров и услуг с экономической точки зрения. Если бы все товары могли быть произведены одинаково высокого качества на предприятиях с высокой технологией в условиях совершенной конкуренции и если бы все товары можно было бы точно поделить между разными людьми так, что чем больше из этого количества потребляю я, тем меньше остается другим людям при идеальных условиях, когда каждый имеет доступ к людским и природным ресурсам, располагает одинаково благоприятными возможностями, как это было во времена первых поселенцев, то спрашивается: существовала бы тогда необходимость в смешанной экономике? И была бы необходимость в централизованном руководстве? Нужно ли весь мир воспринимать как общество, если его можно рассматривать как массу независимых атомов, органически не связанных между собой. Поэтому такой идеальный случай, при котором роль государства равна нулю, представляет крайний полюс. Но даже в том случае между людьми, между отдельными районами должны были бы существовать элементарное разделение труда и определенная система ценообразования, а это значит, что обязательно появились бы суды и полицейские, чтобы обеспечить честность в выполнении контрактов, защитить от воровства и насилия, дать гарантию законных прав на собственность. Это было бы состояние... с минимальным вмешательством государства; и оно могло бы представлять собой хорошую системуприидеальном соблюдении условий, лежащих в ее основе.

Общественные потребности в реальной жизни

В реальной жизни все перечисленные выше условия всегда соблюдаются лишь частично. При каждом строе способности человека, благоприятные возможности, владение средствами производства имеют свои особенности, определенные биологической и социальной историей. Это и составляет предмет исследования данной книги: найти и проанализировать те важнейшие компромиссы, на которые может пойти свободное общество. А в данной главе мы сосредоточим наше внимание на факторах, вызывающих необходимость вмешательства государства.

Рассмотрим вопрос национальной обороны, который имеет для любого общества жизненно важное значение. Но если рассматривать вопрос с точки зрения затрачиваемой на нее продукции, то чем он отличается от массы других товаров, производимых частными предпринимателями, например хлебом? Если хлеб можно поровну поделить между собой, то национальная оборона должна обеспечиваться всеми автоматически. Большинство людей понимает и принимает это, но даже среди этого большинства найдется всегда человек, который готов поступиться хлебом для усиления оборонной мощи Америки. И если пацифисты открыто заявляют, что эти расходыих не очень интересуют, то “поджигатели” готовы все отдать ради национальной обороны.

Есть ли возможность при условиях господства laissez faire, когда отсутствуют соответствующие политические постановления, а если понадобиться и принуждение, обеспечить национальную оборону, необходимость которой признана большинством?

Наверное, нет. При том условии, что человек знает, что он так или иначе извлечет пользу из оборонных расходов, которые уже кем-то оплачены, то значит ли это, что он должен идти на рынок и предъявить спрос на 1 долл.? Наверное, его действиями должно руководить чувство патриотизма, которое находит свое отражение в поступках людей, в том, как проголосуют он и его знакомые, а также в том, что он молча соглашается с законами, направленными на увеличение ассигнований на оборону.

Такой пример является, конечно, крайним случаем. Но когда вы думаете о деятельности государства вообще, т.е. и о полицейских, и о постройке плотины в верховье реки с целью предотвратить наводнение в устье, то обнаруживаете многие общие моменты:

Полезность общественных благ в отличие от полезности частных товаров имеет внешний, потребительский эффект и распространяется больше, чем на одного человека.Если товар можно поделить без остатка на группу людей, без оказания внешнего эффекта на других членов общества, то такой товар не может быть объектом деятельности государства.

В главе 22 мы детально рассмотрим эффекты распространения на так называемом “внешнем расточительстве”, когда дым одной фабричной трубы загрязняет воздух для всех, и “экономии извне”, когда, например, для вашего сада создаются более благоприятные условия в результате того, что сосед разводит пчел, чтобы улучшить опыление собственных деревьев. Таких примеров можно привести множество.

Возьмем маяк, предостерегающий суда от опасности. Его свет помогает в темноте каждому, кто оказался в беде. Деловой человек, главной жизненной целью которого является получение прибыли, не стал бы строить маяк, поскольку он не сможет требовать плату с каждого, в чьем поле зрения оказался маяк. Это безусловно такой вид деятельности, который обязано взять на себя государство. Это соответствует критерию, сформулированному Авраамом Линкольном: “Разумная цель государства состоит в том, чтобы делать для людей то, что им требуется, но что они сами своими индивидуальными усилиями не могут делать вообще или не могут делать должным образом”.

Ярким примером является и государственное финансирование исследовательских работ в области выращивания зерновых злаков. Практически крупных предпринимателей среди фермеров-конкурентов нет. И каждый отдает отчет, что его финансовых возможностей явно недостаточно для исключительно индивидуального пользования результатами научных изысканий. Но, применяя научные открытия и связанные с прогрессом науки новые технологии и усовершенствования, фермер, как и все общество в целом, получает значительные выгоды. На этом основании в силу феномена распространениянаучных знаний ни одна частная фирма не будет вкладывать свои, правда ограниченные, средства в науку в интересах какой-либо группы. Поэтому демократические силы поддерживают усилия государства в стимулировании научных исследований, невзирая на то, какие силы — государственные лаборатории или частные фирмы — привлекаются в этой области.

Этим мы закончим столь краткий экономический анализ характера государственной деятельности. В части 3 мы должны рассмотреть вопросы, выходящие за рамки государственных финансов, и экономические принципы, которые определяют, когда государству следует вмешиваться в состояние laissez lire, чтобы ограничить власть монополий и использовать налоги и субсидии в качестве компенсации нарушений, вносимых внешней расточительностью и экономикой извне.

Реферат учебника П. Самуэльсона и В. Нордхауса ЭКОНОМИКС

В течение нескольких десятилетий П. Самуэльсон был единоличным автором учебника “Экономикс”. В 1985 г. в подготовке двенадцатого издания этого учебника принял участие профессор Йельского университета Вильям Д. Нордхаус — один 1 самых заметных молодых американских ученых.

Ниже даны извлечения из реферата (изложения существа) учебника П. Самуэльсона и В. Нордхауса “Экономикс”.

Предисловие

Наука — живой и развивающийся организм. Наступило время, когда она требует коллективной работы, основанной на сотрудничестве различных поколений ученых. Мы оба свидетельствуем об этом попыткой создания нового синтеза современных направлений экономике. Мы обращаем пристальное внимание на все конкурирующие школы экономике: посткейнсианский эклектизм; монетаризм; рациональное ожидание; чикагский либертаринизм; марксизм; радикальные экономикс.

Как и раньше, наша цель состоит в том, чтобы ясно, интересно и на современном уровне раскрыть принципы экономикс и объяснить основные факты американской и мировой экономических систем.

Главные изменения в двенадцатом издании

При переработке двенадцатого издания мы имели в виду одну персону — Вас, начинающий студент.На каждой странице мы задавались вопросом: что является нужным в материале или в понятии, которые должны знать люди в XXI столетии? Какие экономические инструменты будут наиболее полезны для мужчин и женщин, вступающих в бизнес? На этих страницах приведен объективный обзор основных находок современной экономической мысли и споров на эту тему. Вы найдете мысли интеллектуальных гигантов — таких, как Адам Смит и Карл Маркс, Джон Мейнард Кейнс и Милтон Фридмен, Джеймс Тобин и Роберт Лукас.

Вы, возможно, читали в газетах о таких вещах, как ВНП, инфляция, безработица, ставка процента, торговый дефицит, экономическая дискриминация или трудовые союзы. Каждая из этих тем здесь тщательно исследована.

Глава П. Основные проблемы организации экономики

Любое общество, будь то полностью коллективизированной коммунистическое общество, племена южных островов, капиталистическое развитое государство, тайная община или даже пчелиный рой, сталкивается с тремя основными и взаимосвязанными проблемами.

Какиетовары должны быть произведены и в каком количестве? Когда их надо произвести? Должны ли мы выпустить больше продуктов питания и меньше одежды или наоборот? Хлеб и виноград в нынешнем и будущем году или сегодня хлеб и предприятия по переработке винограда, а в следующем году хлеб с виноградным джемом?

Какэти продукты надо произвести? Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Электричество из нефти и угля или гидростанции и ядерные реакторы? Ремесленное или массовое производство? На крупных частных корпорациях или на государственных фирмах? Если нужны все виды, то в каких количествах каждый из них?

Для когопроизведен продукт? Иначе говоря, как национальный продукт разделить между отдельными индивидами и семьями? Должны ли мы иметь общество, в котором мало богатых и много бедных? Или такое, в котором доля продукта у всех одинакова? Приоритет мускулам или интеллекту? Должен ли ленивый хорошо питаться?

Эти три проблемы являются основными для всех экономических систем, но решаются они по-разному. Затраты и выпуск.Мы определили три главные задачи организации хозяйства. Было бы полезно перевести их на экономический язык. Часто говорят, что процессы имеют затраты и выпуск.

Затраты, или факторы производства, являются товарами ли услугами, которые используются фирмами в процессе производства.Затраты можно подразделить на три группы: земля (и другие естественные ресурсы), труд и капитал.

Традиции, инстинкт, приказ и рынок.В примитивных обществах традиции определяют поведение. “Что”, “как” и “для кого” производить, определяется традициями, передающимися от поколения к поколению. Другой экстремальный вариант — командная экономика, в которой государство принимает все решения по поводу производства и распределения. При этом государство может быть как диктатурой, так и демократией. Иной вариант — экономика капиталистических предприятий, или рыночная экономика. В ней сама система цен, рынков, прибылей и убытков определяет, “что”, “как” и “для кого”. Фирмы производят те товары, которые приносят наибольшую прибыль (“что”), используют средства производства, которые требуют меньше затрат (“как”), потребление определяется заработной платой, доходом (“для кого”).

Ясно, что ни одна из этих систем не развивается в чистом виде. Различные общества представляют собой смешанную экономику с элементами рынка, команды и традиций. Никогда не было стопроцентной рыночной экономики (хотя Англия XIX в. была близка к этому). Сегодня в США государство играет важную роль в утверждении правил экономической игры, развития образования, содержания полиции, регулирования бизнеса. Однако большинство решений в стране принимается исходя из ситуации на рынке и ценообразования на нем.