16.3. Роль фирмы в микрорегулировании экономических
процессов
В условиях современной рыночной экономики наряду с рыночными силами, обеспечивающими стихийный порядок, регулирование экономики на микроуровне выполняют и силы сознательного регулирования, носителями которых является не только государство, но и отдельные фирмы. Микрорегулирование нацелено на снижение и компенсацию издержек рыночной стихии, оно проявляется в планировании, организации, координации экономической деятельности. Мы рассмотрели те элементы микрорегулирования, которые берет на себя государство.
Фирмы осуществляют микрорегулирование в следующих направлениях:
разработка и реализация стратегии фирмы;
управление деятельностью людей в фирме – менеджмент;
маркетинговая деятельность фирмы.
Хозяйственная деятельность любой фирмы должна быть подчинена определенной стратегии, под которой понимается:
определение миссии фирмы и ее формулирование в виде краткого лозунга, который отличает данную фирму от других и создает у потребителей, поставщиков и посредников положительный имидж (образ), способствующий активизации работников фирмы, вызывающий их фирменный патриотизм;
формулирование долгосрочных целей и задач на основе SWOT- анализа (анализа сильных и слабых сторон фирмы, благоприятных возможностей и угроз со стороны внешней среды бизнеса);
согласование последовательности деятельности и распределения ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей;
оценка и контроль состояний фирмы в процессе реализации стратегий и, выяснение причин отклонений, осуществление корректировок как в развитии бизнеса, так и в формулировании стратегии в связи с выявлением неучтенных ранее обстоятельств.
Принято различать портфельные, деловые, функциональные и инновационные стратегии.
Портфельная стратегия – это управленческое решение по формированию определенной совокупности стратегических областей деятельности фирмы, результатом которого становится организационное взаимодействие ряда конкурентных стратегий. Она представляет собой систему мер, направленных на выбор тех или иных направлений вложения ресурсов, которые следовало бы приобрести для устойчивого функционирования и развития. Понятие «портфель» в данном случае включает в себя объединение разнообразных групп хозяйственных подразделений, принадлежащих одному и тому же владельцу или группе совладельцев.
Деловая стратегия включает в себя разработку мер, направленных на усиление конкурентоспособности и сохранение долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат фирме высокую рентабельность; формирование механизма реагирования на внешние изменения; объединение стратегических действий основных функциональных подразделений.
Функциональная стратегия относится к плану управления текущей и основной деятельностью подразделения. Это определение направлений деятельности функциональных служб и подразделений фирмы в рамках общей деловой стратегии. Фирме необходимо иметь столько функциональных стратегий, сколько у нее основных направлений деятельности.
Портфельную стратегию следует подразделять на ряд деловых стратегий, а их, в свою очередь, - на функциональные стратегии, поскольку приток ресурсов происходит обычно на функциональном уровне.
Инновационная стратегия - это определение путей совершенствования товаров и/или технологий, организации труда и управления на основе использования достижений научно-технического прогресса. Постоянное обновление продукции, технологии, методов управления и видов деятельности характеризует лучшие фирмы. В современной экономической литературе именно инновации принято рассматривать в «качестве магистрального пути, обеспечивающего постоянный рост и процветание компании»125.
Выбор конкретной стратегии поведения зависит от многих факторов, таких как: доля компании на рынке; прежние темпы ее роста; допустимый для фирмы уровень риска и так далее.
Поиск оптимальных решений и разработка методов их реализации являются задачей менеджеров фирмы. Любая фирма стремится решить несколько задач (рентабельность, безопасность, экономический рост). Достижению стратегических целей фирмы способствует маркетинг – составная часть стратегического управления предприятием, комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на исследование и прогнозирование конкретного рынка.
В рыночной экономике, «где все определяется конкуренцией, цель «производство» уступает место цели «рынок», где основными принципами являются следующие:
производить товары и услуги, которые отвечают ожиданиям и потребностям рынка, а не те, которые нравятся нам самим и которые мы сами хотим производить, то есть … отвергнуть путь, при котором потребителям навязывают продукт, наиболее удобный для производства на данной фирме;
отдавать приоритет «открытости», диалогу со средой, а не замыкаться в себе;
смотреть конкуренции в лицо, изучать все возможные ее аспекты (продукт, сбыт, информация, способы подачи);
постоянно приспосабливаться к изменениям среды (технология, желания потребителей, методы конкуренции)126.
Инновационность маркетинга выражается в постоянном поиске и инициировании перспективных изменения потребностей, в обновлении ассортимента, придании товарам новых черт и достижении новых уровней удовлетворения потребностей, а также в использовании новых форм коммуникаций, новых способов продаж и доставки.
Заинтересованность владельца (группы совладельцев) в успехе фирмы вынуждают его (их) планировать свою деятельность, направляя ее на удовлетворение потребностей, ведь в конкурентной борьбе побеждает тот, кто лучше удовлетворяет интересы потребителей. Конкуренция является дополнением и противовесом индивидуализму капиталистической экономики127.
- Министерство образования российской федерации
- Антонова и.В., Лысенко м.В. Экономика курс лекций для студентов инженерных специальностей. – Тюмень: ТюмГасу, 2007.- с.
- Предисловие
- Раздел I. Основы экономической теории.
- Раздел II. Микроэкономика
- Раздел III. Макроэкономика.
- Тема 1. Введение в экономическую теорию
- 1.1. Этапы становления и развития экономической науки
- 1.2. Функции и роль экономической теории
- Экономическая теория
- Историко-экономические науки:
- 1.3. Метод экономической теории
- Тема 2. Основные закономерности экономической организации общества
- Общественное производство и экономика
- 2.1.2. Понятие воспроизводства. Фазы воспроизводства. Современные представления о воспроизводстве
- 2.1.3.Структура и пропорции общественного производства
- Проблема выбора, принцип альтернативности и производственные возможности
- 2.3. Экономическая система: понятие, типы, модели
- Тема 3. Сущность и развитие отношений собственности
- Экономическое содержание отношений собственности
- Формы и виды собственности
- Разгосударствление и приватизация
- Тема 4. Теоретические основы товарного производства
- 4.1. Товарное производство как тип общественного хозяйства
- 4.2. Товар и его свойства
- 4.3. Деньги и их функции
- 1. Простая, единичная, или случайная форма стоимости
- 2. Полная, или развернутая, форма стоимости.
- Всеобщаяформа стоимости
- Денежная форма.
- 4.4. Закон стоимости как закон товарного производства
- Тема 5. Основы теории капитала
- 5.1. Сущность капитала. Капитал и наемный труд
- 5.2. Постоянный, переменный капитал и прибавочная стоимость
- 5.3. Кругооборот и оборот капитала
- 5.4. Формы и виды капитала. Превращенные формы прибавочной стоимости
- 5.5. Воспроизводство капитала. Простое и расширенное воспроизводство
- Тема 6. Процесс накопления капитала
- 6.1. Сущность и содержание процесса накопления
- 6.2. Концентрация и централизация капитала
- 6.3. Накопление и рост органического строения капитала
- 6.4. Инвестиции как форма реализации накопления
- Тема 7. Научно-технический прогресс и инновации. Экономические закономерности нтп
- 7.1. Техника, наука, научно-технический прогресс и инновации
- Цикличность научно-технического прогресса и смена технологических укладов
- 7.3. Абсолютное и относительное удешевление техники
- Расширения масштабов ее производства и применения;
- Снижения издержек на ее производство при прохождении фаз жизненного цикла;
- Морального старения.
- Относительное удешевление техники
- Тема 8. Рынок, его сущность, структура и основные элементы
- Рынок и рыночная экономика
- Рыночный механизм и его элементы. Конкуренция как элемент рыночного механизма
- 8.3. Функции рынка. Структура и инфраструктура рынка
- Раздел II микроэкономика
- Тема 9. Основы теории спроса и предложения
- 9.1. Спрос, закон спроса, факторы, определяющие спрос
- 9.2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения
- Равновесие на рынке. Общественная выгода от конкурентного равновесия: излишек потребителя и излишек производителя
- Эластичность спроса и предложения
- Эффект связи цены и качества
- Эффект срочной необходимости
- Тема 10. Основы теории потребительского выбора
- 10.1. Потребление, потребности и полезность
- 10.2. Количественный подход: теория предельной полезности
- 10.3. Ординалистская теория потребительского поведения
- 1) Кривая безразличия, лежащая выше и правее других (рис. 10.1), представляет собой более предпочтительные наборы товаров;
- 2) Для любой пары доброкачественных благ кривые безразличия вогнуты к началу координат;
- 3) Кривые безразличия имеют отрицательный наклон;
- Тема 11. Фирма как хозяйствующий субъект
- 11.1. Хозяйствование и предпринимательство. Предприятие (фирма) как экономический агент
- 11.2. Предприятие (фирма) как хозяйствующий субъект. Типы фирм
- Тема 12. Теория производства и издержек
- Производственная функция
- Экономические и бухгалтерские издержки. Внешние и внутренние издержки. Бухгалтерская, нормальная и экономическая прибыль
- Изменение объема и издержек производства в краткосрочномпериоде. Закон убывающей отдачи. Предельный и средний продукт
- 12.4. Постоянные, переменные и валовые издержки. Средние издержки. Предельные издержки
- Поведение фирмы в краткосрочном периоде
- Тема 13. Экономическое поведение фирмы в
- Взаимосвязь предельных издержек и кривой предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
- Установление равновесия конкурентной фирмы и отрасли в долгосрочном периоде
- Тема 14. Поведение фирмы на рынках несовершенной конкуренции
- 14.2. Чистая монополия: объем выпуска и цена
- 14.3. Фирма на рынках монополистической конкуренции и
- Ценовая дискриминация
- Тема 15. Теория ценообразования на факторы
- 15.1. Особенности рынка факторов производства
- 15.3. Рынок труда: микроуровень
- 15.4. Рынок капитала и ссудный процент
- 15.5. Рынок земельных ресурсов и земельная рента
- 15.6. Предпринимательство и прибыль
- Тема 16. Преимущества и недостатки рыночного механизма. Рынок и государство
- Макрорегулирование касается экономической политики государства на уровне национальной экономики в целом и изучается в разделе макроэкономики.
- 16.3. Роль фирмы в микрорегулировании экономических
- Раздел iiiмакроэкономика
- Тема 17. Особенности макроэкономического анализа. Макроэкономические показатели
- Понятие макроэкономических моделей
- Рынки продуктовДоходы фирм Потребительские расходы
- Государство Налоги Налоги
- Заграница
- Национальное богатство
- Тема 18. Общее макроэкономическое равновесие
- 18.1. Совокупный спрос и факторы, его определяющие
- Совокупное предложение
- Тема 19. Теория денег
- Сущность и функции денег. Спрос на деньги и их предложение. Равновесие на денежном рынке
- Банковская система. Функции Центрального и коммерческих банков
- 19.3. Макроэкономическое равновесие в модели is-lm
- Тема 20. Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития экономики. Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Сущность, причины и механизм инфляции
- Безработица, ее основные формы и последствия
- Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса
- Тема 21. Финансовая система. Фискальная и бюджетная политика государства
- 21.1. Финансовая система и ее структура
- Фискальная политика государства
- Налоги, их виды. Принципы налогообложения
- Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг
- Тема 22. Распределение доходов в обществе и социальная политика государства
- 22.1. Проблемы распределения в рыночной экономике
- 22.2. Социальная политика государства и ее эффективность
- Тема 23. Экономический рост
- 23.1. Экономический рост: сущность, показатели
- 23.2. Подходы к классификации экономического роста
- 23.3. Факторы экономического роста. Его потенциал
- Содержание
- Раздел I основы экономической теории Тема 1. Введение в экономическую теорию 6
- Тема 2. Основные закономерности экономической
- Тема 3. Сущность и развитие отношений собственности 52
- Раздел III макроэкономика