logo
Экономика КурсЛ

16.3. Роль фирмы в микрорегулировании экономических

процессов

В условиях современной рыночной экономики наряду с рыночными силами, обеспечивающими стихийный порядок, регулирование экономики на микроуровне выполняют и силы сознательного регулирования, носителями которых является не только государство, но и отдельные фирмы. Микрорегулирование нацелено на снижение и компенсацию издержек рыночной стихии, оно проявляется в планировании, организации, координации экономической деятельности. Мы рассмотрели те элементы микрорегулирования, которые берет на себя государство.

Фирмы осуществляют микрорегулирование в следующих направлениях:

Хозяйственная деятельность любой фирмы должна быть подчинена определенной стратегии, под которой понимается:

Принято различать портфельные, деловые, функциональные и инновационные стратегии.

Портфельная стратегия – это управленческое решение по формированию определенной совокупности стратегических областей деятельности фирмы, результатом которого становится организационное взаимодействие ряда конкурентных стратегий. Она представляет собой систему мер, направленных на выбор тех или иных направлений вложения ресурсов, которые следовало бы приобрести для устойчивого функционирования и развития. Понятие «портфель» в данном случае включает в себя объединение разнообразных групп хозяйственных подразделений, принадлежащих одному и тому же владельцу или группе совладельцев.

Деловая стратегия включает в себя разработку мер, направленных на усиление конкурентоспособности и сохранение долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат фирме высокую рентабельность; формирование механизма реагирования на внешние изменения; объединение стратегических действий основных функциональных подразделений.

Функциональная стратегия относится к плану управления текущей и основной деятельностью подразделения. Это определение направлений деятельности функциональных служб и подразделений фирмы в рамках общей деловой стратегии. Фирме необходимо иметь столько функциональных стратегий, сколько у нее основных направлений деятельности.

Портфельную стратегию следует подразделять на ряд деловых стратегий, а их, в свою очередь, - на функциональные стратегии, поскольку приток ресурсов происходит обычно на функциональном уровне.

Инновационная стратегия - это определение путей совершенствования товаров и/или технологий, организации труда и управления на основе использования достижений научно-технического прогресса. Постоянное обновление продукции, технологии, методов управления и видов деятельности характеризует лучшие фирмы. В современной экономической литературе именно инновации принято рассматривать в «качестве магистрального пути, обеспечивающего постоянный рост и процветание компании»125.

Выбор конкретной стратегии поведения зависит от многих факторов, таких как: доля компании на рынке; прежние темпы ее роста; допустимый для фирмы уровень риска и так далее.

Поиск оптимальных решений и разработка методов их реализации являются задачей менеджеров фирмы. Любая фирма стремится решить несколько задач (рентабельность, безопасность, экономический рост). Достижению стратегических целей фирмы способствует маркетинг – составная часть стратегического управления предприятием, комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на исследование и прогнозирование конкретного рынка.

В рыночной экономике, «где все определяется конкуренцией, цель «производство» уступает место цели «рынок», где основными принципами являются следующие:

производить товары и услуги, которые отвечают ожиданиям и потребностям рынка, а не те, которые нравятся нам самим и которые мы сами хотим производить, то есть … отвергнуть путь, при котором потребителям навязывают продукт, наиболее удобный для производства на данной фирме;

отдавать приоритет «открытости», диалогу со средой, а не замыкаться в себе;

смотреть конкуренции в лицо, изучать все возможные ее аспекты (продукт, сбыт, информация, способы подачи);

постоянно приспосабливаться к изменениям среды (технология, желания потребителей, методы конкуренции)126.

Инновационность маркетинга выражается в постоянном поиске и инициировании перспективных изменения потребностей, в обновлении ассортимента, придании товарам новых черт и достижении новых уровней удовлетворения потребностей, а также в использовании новых форм коммуникаций, новых способов продаж и доставки.

Заинтересованность владельца (группы совладельцев) в успехе фирмы вынуждают его (их) планировать свою деятельность, направляя ее на удовлетворение потребностей, ведь в конкурентной борьбе побеждает тот, кто лучше удовлетворяет интересы потребителей. Конкуренция является дополнением и противовесом индивидуализму капиталистической экономики127.