1. Экономическое учение с. Сисмонди
Негативные стороны промышленного капитализма в первой половине XIX в. - тяжелые условия труда и низкие заработки рабочих; отсутствие законодательства, защищающего их права; разорение крестьян и ремесленников, не выдерживающих конкуренции с капиталистическим производством – предопределили зарождение разнообразной критики основополагающих постулатов учения Смита. Эта критика нашла отражение в таких альтернативных классической школе направлениях, как мелкобуржуазная политэкономия (экономический романтизм), утопический социализм, немецкая историческая школа (социально-историческое направление). Представители каждого из этих направлений выступали в качестве противников классической политэкономии, предлагая иные, чем у классиков, модели идеального социально-экономического устройства общества. К известным представителям экономического романтизма относятся С. де Сисмонди и П. Прудон.
Жан Шарль Леонар Симонд деСисмонди(1773-1842) – французский экономист и историк швейцарского происхождения, родился в Женеве. Его род принадлежал к женевской аристократии, отец Сисмонди был кальвинистским пастором, владел имением недалеко от Женевы. После окончания духовной кальвинистской «коллегии» в Женеве, поступил в университет, но прервал учебу из-за недостатка средств, затем работал служащим в одном из банкирских домов в Лионе. В период Французской революции для семьи Сисмонди настало время скитаний по Европе. Они вернулись на родину после того, как Женева официально стала в 1798 г. частью Франции, где первый консул Наполеон Бонапарт «восстановил законность и порядок».
Способности и склонности С. де Сисмонди к этому времени достаточно определились. В 1803 г. он публикует работу по политической экономии «О коммерческом богатстве», в котором выступает как ученик Адама Смита и проповедник его идей. Эта работа принесла ему широкую известность во Франции. В 1804-1808 гг., совершая путешествие по Италии и Германии, собрал значительный материал по развитию этих стран, что нашло отражение в новых публикациях, посвященных истории и литературе европейских народов, благодаря которым популярность Сисмонди еще более возросла.
После окончательного поражения Наполеона Сисмонди вернулся в Женеву, ставшую вновь частью Швейцарии. В эти годы сложились социально-экономические идеиСисмонди, которые все больше отдаляли его от теоретической концепции Смита и его последователей – Сэя, Мальтуса и Рикардо. Эти взгляды получили окончательное оформление в его книге «Новые начала политической экономии, или о богатстве в его отношении к народонаселению», опубликованной в1819 г., где Сисмонди уже противопоставляет «неестественному» капитализму «естественное»мелкотоварное производство. Это стало главным вкладом Сисмонди в экономическую науку. Книга вскоре сделала его экономистом с европейской известностью. В 1827 г. Сисмонди выпустил ее второе издание, где еще более заострена его полемика со школой Рикардо в Англии и школой Сэя во Франции. Экономический кризис 1825 г. он считал доказательством свой правоты и ошибочности представлений классиков о невозможности общего перепроизводства. Книга эта, как писал Сисмонди, возникла не столько в результате углубленного изучения трудов других ученых, сколько выросла из жизненных наблюдений, которые убедили его вневерности самих основ «ортодоксальной» науки.
С 1819 г. Сисмонди погружен в работу над грандиозной «Историей французов». Было выпущено 29 томов, но он не довел до конца свой труд. Сисмонди опубликовал ряд других исторических и политических сочинений. При жизни Сисмонди считался больше историком, чем экономистом. В экономической науке Сисмонди выступает, как оппонент французской классической буржуазной политэкономии и стоит на позициях теории трудовой стоимости.
Выступая с критикой классической политэкономии Смита и Рикардо,Сисмонди пытался сформулировать новые принципы политэкономии, отличные от английской буржуазной классической политэкономии. Сисмонди заявлял, что производство не самоцель, что национальное богатство, в сущности, не богатство, если от него подавляющему большинству населения достаются жалкие крохи. Путь крупной промышленности губителен для человечества.Сисмонди считал политэкономию «нравственной», «моральной» наукой, имеющей дело с человеческой природой. Он требовал, чтобы политэкономия видела за своими абстрактными схемами живого человека. «Новые начала…» Сисмонди были исполнены благородного гуманизма и резкой критики пороков капитализма.
Сисмонди выступил в эпоху, когда формировались идеи утопического и мелкобуржуазного социализма. И хотя он не был социалистом, эпоха придала его критике капитализма социалистический характер. Сисмонди оказался родоначальником мелкобуржуазного социализма, прежде всего во Франции, и в известной мере в Англии. Таким образом, Сисмонди положил начало мелкобуржуазной критике капитализма, и с его теории начинается мелкобуржуазное направление в классической политэкономии.
Основные теоретические положения. В пониманиибогатстваСисмонди указывал, что у него несколько иная теория богатства, чем у Смита и его последователей. «Вместе с Адамом Смитом, - писал он, - мы полагаем, что труд является единственным источником происхождения богатства,… но мы прибавляем к этому,… что возрастание национального богатства только тогда имеет место, когда происходит одновременно возрастание национальногоблагосостояния». По мнению Сисмонди, Смит утверждал, что «сумма частных богатств образует национальное богатство», не видя здесь проблемы социального неравенства. Сам же Сисмонди подчеркивал, что надо стремиться к такому порядку, «который бы обеспечил бедному и богатому довольство, радость и покой».
Теория распределения доходов. Теория распределения доходов вытекает из теории трудовой стоимости. Для Сисмонди было важно отличитьтрудовыедоходы отнетрудовых. Сисмонди считает ошибочной версию классиков о трех источниках дохода – земли, капитала и труда. Он настаивает на том, чтотолько рабочий создает помимо своего дохода (заработной платы) и доходы землевладельцев – ренту, и доходы предпринимателей – прибыль. Итак, и прибыль, и рента являются, по мнению Сисмонди,прямым вычетом из дохода рабочих. Сисмонди указывал на концентрацию капитала и на нищету пролетариата. Сисмонди говорил, что рабочие считаются «творцом богатства», но характерной чертой капитализма он считал сосредоточение богатства в руках крупных капиталистов и полунищенское положение трудящихся.
Рента, по мнению Сисмогнди так же возникает в результате ограбления рабочего. Правда, в анализе рентыон повторял идеи Смита и выдвигал положение, что рента - дар земли, поскольку «земля обладает производительной силой». Он считал, что и худшие участки должны приносить ренту, то есть существует абсолютная рента.
По вопросу о заработной платеСисмонди подчеркивает, что в отличие отмелкотоварного производства, где работник одновременно являлсяхозяином производства и всего продукта своего труда, при капитализме заработная плата являетсяурезанным продуктом трударабочего. Заработная плата «есть та цена, за которую имущий приобретает труд неимущего» и «часто является не чем иным, как ограблением рабочего», так как представляет собой «лишь количество средств существования, достаточных для проживания работающих в предыдущем году». Сисмонди считал, что заработная плата должна бытьравной всей стоимости продукта трударабочего.
Теория народонаселения. Сисмонди не принял теорию народонаселения Мальтуса, вновь демонстрируя свое несогласие с классиками. Сисмонди считает причиной всех бедствий трудящегося населения несоответствие между количеством населения и его доходом, (а не как у Мальтуса - между численностью населения и количеством средств существования). По его мнению, «естественные границы населения» преступают не те, «которые хоть чем-нибудь владеют», а те, «у кого ничего нет».
Сисмонди фактически возвращается к домальтусовской теории народонаселения и высказывает положение, что многочисленность населения представляет преимущество общества, если каждый человек уверен, что он своим трудом сможет обеспечить «себе сносную жизнь». Именно необеспеченность рабочего достаточным доходом ведет к росту количества браков и рождаемости. Он считает, что восстановление цехов обеспечит каждому рабочему «собственность на продукты своего труда» и возможность получения дохода и создания семьи.
Конечный вывод Сисмонди сводится к тому, что, поскольку «наименьший доход» благоприятствует «непомерному росту» населения, необходимо изменить ту самую «социальную организацию», которая вызывает такие следствия.
Проблема реализации. Сисмонди поставил в центр своего учения проблемуреализации и кризисов. В противовес школе Смита-Рикардо, считавшей мировой проблемой капитализманакоплениеи игнорировавшей проблему реализации, Сисмонди выдвинул на первый план противоречие между производством и потреблением, а в связи с этим проблему рынка иреализации. Для Рикардо и его последователей экономический процесс был бесконечной серией состояний равновесия, а переход из одного такого состояния к другому совершался путем автоматического «приспособления». Сисмонди напротив фиксировал внимание на этихпереходах, то естьэкономических кризисах. Тезис об автоматическом приспособлении спроса к предложению и невозможности общего перепроизводства, получивший в истории политэкономии название «закона рынков Сэя» или просто «закона Сэя», Сисмонди решительно отрицал.
Целью капиталистического производства Сисмонди считал потребление, а не получение прибыли. В соответствии с его рассуждениями, исключение возможности кризисов в условиях капиталистического производства предполагает, что производство должно соответствовать потреблению, а потребление определял доходами. Согласно Сисмонди, для реализации произведенного товара необходимо, чтобыпроизводство полностью соответствовало доходамобщества. Кроме того, весь годовой доход, обмениваясь на годовое производство, должен обеспечивать себе новое производство, так как в противном случае часть произведенной продукции останется непроданной, и производство приостановится. Ноошибаются те, кто призывает к безграничному росту производства, потому что, уточняет ученый, «сумма производстваданного годатолько обменивается всегда на сумму производствапрошлого года». Согласно Сисмонди, если производство превышает сумму дохода в обществе, продукт реализован не будет. Он не видел производственного накопления, не различал капитал и доход с общественной точки зрения, личное и производственное потребление.
С теорией кризисов Сисмонди связана концепция «третьих лиц». Сисмонди утверждал, что полная реализация существовалапри мелкотоварном производстве, но по мере развития капитализма нарастает несовпадение спроса и предложения.Во-первых, изменилсяхарактер предложения. В свое время мелкий производитель работал либо на заказ, либо на небольшой известный ему рынок. Крупное капиталистическое предприятие ориентируется на большой, и, следовательно, менее известный рынок, и здесь становится возможным перепроизводство.
Но, во-вторых, главная причина кризиса, по мнению Сисмонди, связана с сокращением совокупного спроса. С одной стороны, с развитием капитализма происходит разорение мелких производителей и превращение их в рабочих, чей уровень потребления ниже. Это снижение уровня потребления не компенсируется даже роскошью капиталистов. «Мелкие торговцы, мелкие промышленники исчезают, и сотни их заменяет один крупный предприниматель. Может быть, они все вместе взятые не были так богаты, как он. Тем не менее, они, вместе взятые, были лучшими потребителями, чем он». С другой стороны, механизация капиталистического производства ведет к увеличению безработицы, что снижает заработную плату до минимума. «Механизированные мануфактуры, отмечал Сисмонди, всегда понижали цену на свою продукцию в арифметической прогрессии, тогда как освобождались от рабочей силы в геометрической прогрессии».
Следовательно, из теории Сисмонди о тождестве национального дохода с годовым производством и его заключения о том, что производство превышает потребление рабочих и капиталистов и часть «сверхстоимости» остается нереализованной, вытекала его теория кризисов.
Сисмонди сделал шаг вперед по сравнению со своими современниками, рассматривая кризисы как общее перепроизводство, являющееся результатом нарушения равновесия экономической системы, объясняя ихсокращением рынкавследствиесокращения потребления мелких производителей. Общество, в котором существует более или менее «чистый» капитализм и преобладают два класса - капиталисты и наемные рабочие, обречено на жестокие кризисы.Он решительно заявляет, что кризис 1825 г. в Англии необходимо признать как неизбежный результат существующей системы, порождающей «загромождение рынков».
Спасение Сисмонди ищет, подобно Мальтусу, в «третьих лицах» - промежуточных классах и слоях. Только для Сисмонди, в отличие от Мальтуса, «третьи лица» - это, прежде всего мелкие товаропроизводители - крестьяне, кустари, ремесленники. Таким образом, причиной кризисов Сисмонди считал разорение мелких производителей, а средством для предотвращения кризисов - сохранение мелкого производства, «третьих лиц».
Кроме того, Сисмонди полагал, что развитие капиталистического производства невозможно без обширного внешнего рынка, который он трактовал односторонне (как сбыт товаров более развитых стран в менее развитые). Он убежден, что «вследствие концентрации имуществ у небольшого числа собственниковвнутренний рынок все более и более сокращается, и промышленности приходится искать сбытана внешних рынках». Наличием внешних рынков объяснял он то, что Англия еще не задохнулась под бременем богатства. Но и на внешнем рынке возникают проблемы реализации: «все страны, где производство превышает потребление, устремляют свои взоры на внешний рынок…», не осознавая, что «мировой рынок также ограничен, как и рынок каждой страны», что и приводит «повсюду к превышению спроса производством» и «тогда, быстро опережая потребление, производство порождает жестокие бедствия». Поэтому после вторичного посещения Великобритании (1815) Сисмонди выступил каккритик фритредерстваи требовал широкого вмешательства государства в экономическую жизнь.
Роль государства в экономике. В этом вопросе Сисмонди снова подчеркивает свою противоположность Смиту, Сэю, Мальтусу и Рикардо. «Мы… призываем почти постоянно отвергаемое Смитом вмешательство правительства». Главной задачей государства Сисмонди считал социально-экономические реформы, направленные на устранение негативных последствий развития капитализма (кризисы, безработица, голод и др.).
Экономическая программа Сисмонди. Сисмонди отвергал положение А. Смита о том, что общественный интерес будет наилучшим способом обеспечен, если каждому субъекту предоставить возможность максимально свободно преследовать свою личную экономическую выгоду. В связи с этим он выступал с программой социальных реформ. Практическая программа Сисмонди носила мелкобуржуазный, утопический характер и выражала интересы мелких производителей, мелкой буржуазии. Подвергаякритике капитализм, Сисмонди в своей программе противопоставлял крупному капиталистическому производству натуральное (патриархальное) крестьянское хозяйство и ремесло,идеализировал мелкое производство.Сисмонди стремилсяостановитьразвитие крупного капиталистического машинного производства. Вфункции буржуазного государстваон включал: сохранение старых порядков, мелкого товарного производства и «третьих лиц», недопущение концентрации производства и богатства, создание системы, напоминающие старые ремесленные цехи, мелкую земельную собственность.
Коротко суть реформистских идей можно свести к двум положениям, законодательно обеспечивающим «третьим лицам» - мелким собственникам (крестьянам, ремесленникам, кустарям), гарантии против всеобщей конкуренции:
1) возрождение приоритетной роли крестьянских хозяйств на основе патриархальной собственности (вместо фермерской организации сельскохозяйственного производства);
2) возврат к условиям независимой деятельности ремесленников, занятых во множестве отдельных самостоятельных мастерских и цехов (вместо крупных фабрично-заводских структур, руководимых одним хозяином).
Для достижения названных реформаторских положений Сисмонди рекомендует направить деятельность государства (правительства) на реализацию следующих предлагаемых им мер: введение социального обеспечения за счет предпринимателей, ограничение рабочего дня, установлению минимума заработной платы. Он писал также об участии рабочих в прибыли предприятия. Для своего времени эти меры были прогрессивны, а порой казались опасно-социальными.
Но во многом Сисмонди смотрел не в будущее, а в прошлое. Спасения от бед капитализма он искал в искусственном сохранении старых порядков, внедопущении концентрации богатствав руках немногих лиц. Чтобы создать рабочим обеспеченность, он предлагал ввести систему, напоминающую старые ремесленные цехи. Он хотел бы возродить мелкую земельную собственность. Этотэкономический романтизм был утопическим и по сути реакционным, т. к. он отрицал прогрессивное существо развития капитализма и черпал свое вдохновение в прошлом.
В конце XIX в. имя и идеи Сисмонди оказались в центре борьбы российских марксистов во главе с Лениным против либеральных народников. Народники утверждали, что капитализм в России не имеет оснований для развития, поскольку он не сможет разрешить проблему реализации: народ слишком беден, чтобы покупать те массы товаров, которые способна производить крупная капиталистическая промышленность. В отличие от других стран, ранее ступивших на путь капиталистического развития, Россия не может рассчитывать и на внешние рынки, которые давно уже захвачены. Народники выступали за особый путь развития для России, минуя капитализм, к общинно-крестьянскому «социализму».
Идеи Сисмонди используются и современной экономической наукой. Его взгляды, известное сходство «духа», в котором рассматриваются социально-экономические явления, можно видеть у буржуазных авторов, выступавших в конце XIXи начале XX века против ортодоксальных доктрин классической политэкономии. Одни выступления содержали более или менее острую социальную критику самого буржуазного строя; другие ограничивались критикой взглядов «неоклассической» школы на экономические кризисы и выдвигали эту проблему на передний план. В некоторых случаях оба эти критические направления сочетались.
Важнейшим примером такого сочетания может служить экономическая теория англичанина Дж. Гобсона. Гобсон выступил с серьезной критикой капитализма рубежа XIX-XX вв. и официальной политической экономии этой эпохи, прежде всего английской. Подобно Сисмонди, Гобсон отмечает, что капиталистическое производство ни в коей мере не подчинено цели улучшения благосостояния массы населения, а ведет к увеличению богатства, плодами которого эта масса не может пользоваться. Он хотел, чтобы производство и богатство оценивались с позиций «человеческой полезности». Гобсон выступал с программой социальных реформ, среди которых, наряду с установлением минимума заработной платы и высоких прогрессивных налогов на капиталистов, был жесткий государственный контроль над монополиями.
Известное родство с идеями Сисмонди можно видеть и в теории кризисов Гобсона, где он утверждал, что кризисы общего перепроизводства в капиталистической экономике не только возможны, но и неизбежны. Причиной кризиса у Гобсона выступают вытекающие из социальной структуры буржуазного общества постоянное стремление к чрезмерному накоплению и столь же постоянное отставание покупательской способности.
В более широком плане, объективно обусловленная эволюция экономической мысли последних десятилетий идет в направлении, известные черты которого были прозорливо отмечены С. Сисмонди.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель