Франчайзинг как смешанная форма предпринимательства.
От француз. слова «franchise» -льгота, привелегия, освобождение от налога. Франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной предачи одной стороной (фирмой, имеющей яркий имиджи высок. репутацию на рынке тов. и услуг) другой стороне (фирме или индивид. част. лицу предприн.) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых раб услуг. (товарного знака, фирменного стиля), технологии ведения бизнеса и др. коммерч. информации, использование которой др. стороной будет сопутствовать росту и надежному закреплению на рынке тов./ус луг. при этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать технич. и консультационную помощь. Для франч. характерны черты и признаки: * франч-г предполагает наличие двухстороннего соглашения /договора/ - франчайзера и франчайзи. *франчайзер явл. владельцем исключит. прав. т.е правообладателем.. *Франчайзер-правообладатель передает свои права на опред. условиях /идентификация стиля франчайзи со стилем франчайзера, осуществ. деят под тов. знаком франчай-ра../, *Франчайзер выступает в ед. числе, а франчайзи может быть несколько, т.е. сеть работающая по единой методике.. * Для успешного ведения бизнеса франчайзер обеспечивает фран-зи различными формами поддержки пользуется правом регулир. деят. фран-зи с целю сохранения репутации на рынке не нарушая при этом эк. и юр. самостоятельности.*За пользование правами франчайзера и оказываемую поддержку фран-зи производит опред.платежи. Эфф. применение в наши дни фран-г получил на рынке безалког. пром-ти «Кока-кола», «Пепси», «Севен-ап».
Виды фран-га В зависимости от направления бывает 4х видов
1)фран-г товара /представл. собой продажу тов., производимых франчайзером и к/л образом маркированный его знаком. Фран-зи осуществляет послепрод обслуж.(произв.-Опт. торг.; Произв.- 1.опт. торг. -2.Розн. торг.; произв=опт. торг.=розн. торг.)
1 вариант – франчайзер производитель сырья франчайзи произв. гот. продукции,
2 вариант – фран-р обладатель прав франчайзи производитель сырья и производитель гот. продукции.
3 вар. –франчайзи обладатель прав предающий свои права производит. сырья тот в свою очередь предает права производит. гот. продукции.
3)сервисный франч-г. Сфера его применеия –услуги. Франчайзинг применим во всей сфере услуг. Зарубежные сервисные компании предлаг. российским компаниям покупку франшизы –это весь пакет прав / подобный вид франч-га используется в туристич. бизнесе, в обл. трудоустройства, недвижимости и т.п./
4)Франчайзинг бизнес-формата. Является наиболее комплексным. Наряду со всеми перечисленными правами франчайзер передает франчайзи разработанную им технологию организации и ведения бизнеса
Экономические основы франчайзинга. Успех франчайзинга базируется на исполнимости следующих осн. принципов:- пост. сотрудничество и выс. степень доверия партнеров; -общие для системы стратегия сбыта и ценов. политика; -совместное присутствие на рынке; -оказание поддержки и обмен информацией; -планирование и прогнозирование развития развитие развития системы; - преимущества конкуренции; -отлаженная система поставок; Сопоставление предполагаемых доходов и расходов в планируемой системе франч-га позволит определить ч/з какой период будет достигнута точка безубыточности, самоокупаемости при различных соотношениях проданных франшиз.
- Объект, предмет и методы изучения дисциплины «Экономика предприятия».
- Общая характеристика фирмы: цели, задачи, функции.
- Понятие «рынок». Основные компоненты рынка.
- Роль государства в регулировании рыночных отношений.
- Классификация и структура предприятий.
- Риски предприятий, их виды и особенности.
- Организационно-правовые формы предпринимательства. Сравнительная характеристика.
- Малое предпринимательство: критерии и особенности функционирования.
- Необходимость и формы объединений предприятий: ассоциации, концерны, консорциумы, холдинги, финансово-промышленные группы.
- Ассоциация - объединение на договорной основе нескольких предприятий с целью совершения конкретных сделок, прибыль или убытки от которых члены ассоциации делят пропорционально вложенному капиталу.
- Маркетинг в системе управления: понятие, цели системы маркетинга.
- Изучение потребителей и сегментация рынка.
- Методы продвижения товаров.
- Основные фонды предприятия: понятие и экономическая сущность.
- Классификация и оценка основных фондов предприятия.
- Износ. Способы начисления амортизации.
- Амортизация основных средств
- Способы начисления амортизации основных средств
- Показатели эффективности использования основных фондов. Показатели движения и использования основных средств
- Оборотные средства предприятия: понятие и экономическая сущность.
- Классификация оборотных средств предприятия. Стадии кругооборота оборотных средств.
- Кругооборот оборотных средств. Показатели оборачиваемости
- Фонды обращения, оборотные фонды. Их состав и характеристика.
- Нормирование оборотных средств.
- Персонал предприятия: понятие, классификация и структура.
- Показатели использования трудовых ресурсов. Стоимостные, натуральные и трудовые показатели производительности труда.
- Планирование численности персонала предприятия.
- Мотивация труда.
- Анализ и оценка эффективности деятельности предприятия. Методы анализа.
- Финансы предприятия: понятие, экономическая сущность, функции.
- Финансовые ресурсы. Предпринимательский и ссудный капитал.
- Основные формы оплаты труда. Элементы тарифной системы оплаты труда.
- Экономическая сущность издержек предприятия. Классификация затрат.
- Элементы затрат предприятия. Состав и характеристика элементов.
- Группировка затрат по статьям калькуляции. Состав и характеристика статей калькуляции.
- Группировка затрат в соответствии с системой «директ костинг». Графическая связь между выручкой, себестоимостью и прибылью предприятия. Точка безубыточности.
- Принципы формирования цены на продукцию, услуги предприятия.
- Порядок формирования и распределения прибыли.
- Основные принципы налогообложения в рф.
- Налоговая нагрузка предприятия.
- Управление предприятием. Понятие, основные методы и принципы управления.
- Организационные структуры предприятия.
- Планирование, виды планирования, методы планирования.
- Стратегическое планирование.
- Технико-экономическое и оперативно-календарное планирование.
- Материально-техническое снабжение на предприятии.
- Логистические системы: понятие, цели системы логистики.
- Свойства логистики
- Концепция и принципы построения логистических цепей.
- Виды информационных логистических систем и принципы их построения
- Логистика закупок, расчёт оптимальных складских запасов. Сущность, цели и задачи закупочной логистики
- Производственный процесс. Понятие производственного процесса. Принципы организации производства.
- Производственная структура предприятия. Различия структур по отраслям материального производства.
- Научно-техническое развития предприятия. Факторы и основные направления нтр предприятия.
- Инвестиции и управление проектами. Понятие и сущность инвестиций.
- Классификация инвестиций. Источники финансирования инвестиций.
- Необходимость разработки и структура бизнес-плана.
- Методы оценки эффективности инвестиционных проектов.
- Понятие несостоятельности (банкротства) предприятия. Процедуры банкротства.
- Процедуры банкротства
- Упрощенные процедуры банкротства
- Пути предотвращения банкротства. Роль банкротства предприятий для экономики страны.
- Экономическая сущность и принципы аренды.
- Сущность и преимущества аренды в форме лизинга на предприятии. Экономическое значение лизинга.
- Франчайзинг как смешанная форма предпринимательства.
- Внешнеэкономическая деятельность предприятия и формы международного разделения труда.