logo
Ответы на экзамен ЭТ шпора

89. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции

Фирма в условиях несовершенной конкуренции определяет два показателя одновременно: объем выпуска продукции и уровень цены на рынке. Такое положение объясняется тем, что фирма выступает монополистом и диктует исходные условия производства и реализации своих товаров. Так, фирмы-монополисты имеют возможность проводить политику сдерживания совершенствования техники и технологии путем скупки патентов. Это позволяет им устойчиво сохранять дефицит на товары, выпускаемые только данной монополией и не имеющие близких заменителей.

Монополист обеспечит равновесие на рынке в долгосрочном периоде только в том случае, если оно сможет удержать контролируемую им отрасль от проникновения конкурентов. Для этого воздвигаются барьеры, препятствующие проникновению в отрасль других фирм. Все барьеры делятся на естественные и искусственные. К естественным относятся: эффект масштаба, необходимость крупных затрат, собственность на важнейшие и ограниченные виды сырья. К искусственным барьерам относятся: патенты и лицензии; обеспечение секретности отдельных разработок; контроль над расходованием важных стратегических сырьевых ресурсов; нечестные целенаправленные действия монополиста (угроза, давление); исключительные права, данные правительством.

90. Политика протекционизма: содержаниеПротекционизм - естественная реакция многих стран на экономический кризис. Гос-ва стремятся сохранить рабочие места, защитить внутренний рынок от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений. Такая политика, с одной стороны, оказывает содействие развитию нац производства и защиты отечественного производителя, а с другой - может натолкнуться на ответные меры других государств, привести к застойным явлениям в экономике, усилению монополизма и снижению онкурентоспособности нац товаров.Проведем анализ положительных и отрицательных сторон протекционизма. К преимуществам протекционизма обычно относят сл. моменты:1) Протекционизм защищает молодые отрасли хозяйства страны. Новые отрасли, зарождающиеся в одних странах, но уже развитые в других, без защиты, (хотя бы временной), могут погибнуть, не развившись, в условиях конкуренции с иностранной продукцией. На стадии становления отрасли ее продукция часто не в состоянии конкурировать с продукцией из-за рубежа, в виду того, что ее цена выше, чем у товаров-конкурентов, а качество ниже. Новая отрасль нуждается во временной защите со стороны государства, которая позволит ей развиться. В данном случае внутренние потребители будут приобретать товар по более высоким ценам, но с надеждой на снижение их в перспективе.2) Таможенные платежи являются важным источником дохода бюджета государства. Во многих развивающихся и слаборазвитых странах эта статья доходов очень важна для бюджета. Следует отметить, что усиление протекционизма может вызвать обратный процесс и лишить государство данного вида поступлений. 3) Протекционизм борется со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции. В рез-те сокращения производства из-за поражения национальной отрасли в конкурентной борьбе с иностранными производителями происходит сокращение рабочих мест, что вызывает дополнительные нагрузки на бюджет для выплат пособий по безработице, также упадет уровень жизни и потребления в стране. Протекционистская защита отрасли будет способствовать снижению структурной безработицы, по крайней мере, в краткосрочном периоде. 4) Протекционизм обеспечивает национальную безопасность. Многие экономисты и политики считают, что самообеспечение (или ограничение импорта) необходимо в целях национальной безопасности. В соответствии с данным аргументом относительно неэффективные внутренние отрасли, производящие военно-стратегические материалы и продукцию, следует изолировать от иностранной конкуренции. Неизбежным следствием подобного протекционизма будет рост цен для внутренних потребителей.Разумеется, эти преимущества протекционизма далеко не бесспорны. Например, сложно определить, когда именно молодая отрасль будет в состоянии конкурировать с иностранными предприятиями, сложно не допустить консервации «временных» протекционистских мер.

1