Стратегические цели и направления развития системы высшего образования воронежской области
Стратегическими целями развития высшего образования Воронежской области определены:
- расширение доступности качественного образования для разных слоев общества;
- развитие системы отбора и поддержки талантливой молодежи;
- обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в кадрах, обладающих необходимыми компетенциями;
- формирование в регионе системы непрерывного образования, обеспечивающей удовлетворение потребностей населения в переподготовке и повышении квалификации;
- активизация роли высшей школы в формировании и развитии инновационной системы региона;
- увеличение доли государственных высших учебных заведений региона на национальном рынке образовательных услуг (приближение к уровню, достигнутому Московской областью);
- увеличение доли государственных высших учебных заведений региона в экспорте образовательных услуг (достижение уровня субъектов РФ, являющихся лидерами по масштабам обучения иностранных граждан);
- достижение доли занятого населения, имеющего высшее, неполное высшее и среднее профессиональное образование, до среднероссийского уровня (сейчас это отставание составляет около 3,5%, от среднего значения по ЦФО – более 10,0%).
Состав стратегических направлений развития системы образования и науки Воронежской области:
- интеграция ресурсов образовательных и научных учреждений;
- формирование института государственно-частного партнерства;
- кластеризация социально-экономического пространства.
В содержательной характеристике этих направлений выделяются следующие моменты.
Интегрированный рост системы образования и науки региона обеспечивается подпроцессами:
- создания и развития на базе Воронежского государственного университета учебно-научного центра макрорегионального уровня (могут быть использованы разные институциональные формы - «Федеральный университет», «Исследовательский университет», консорциум (пул) ведущих вузов региона, основанный на сетевой кооперации образовательных структур);
- создания вертикально интегрированных образовательных комплексов (вуз – ССУЗ – школа, вуз – ССУЗ);
- формирования сетей вузов региона, изначально ориентированных на освоение зарубежных рынков образовательных услуг;
- восстановления и развития связей между проектными институтами, исследовательскими лабораториями вузов и конструкторскими подразделениями крупных предприятий реального сектора экономики.
Такой учебно-научный центр призван обеспечить:
- превращение высшей школы региона в центр переподготовки и повышения квалификации кадров для наукоемкого бизнеса, дислоцированного в областях ЦЧР, экспорта образовательных услуг;
- удовлетворение динамично меняющихся потребностей экономики и государства (социальной сферы и системы государственного и муниципального управления) в кадрах, владеющих компетенциями, необходимыми для успешной работы в инновационной экономике и общественном секторе;
- концентрацию ресурсов на перспективных направлениях развития образования и науки: нанотехнологии, исследования физико-химических и биомедицинских процессов; биотехнологии, генная инженерия, фундаментальная медицина, фармация; IT-технологии, математическое моделирование и компьютерные науки; социально-политические и историко-филологические исследования; технологии рационального природопользования и экология; экспорт образовательных услуг; инновационный менеджмент; государственный и муниципальный менеджмент.
Формирование института государственно - частного партнерства ориентировано, прежде всего, на привлечение бизнеса к инвестиционной деятельности, обеспечивающей повышение качества трудовых ресурсов, развитие материально-технической базы вузов и научных учреждений, активизацию процессов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. В этой связи особую важность приобретают:
- участие бизнеса в разработке профессиональных (отраслевых) стандартов компетенций выпускников системы профессионального образования;
- увеличение открытости образовательной системы посредством создания в вузах попечительских советов, способствующих вовлечению бизнеса в формирование стратегии развития образовательных учреждений;
- формирование в высших учебных заведениях и научных учреждениях фондов ресурсного капитала (эндаументов);
- апробация в системе общего и среднего профессионального образования дуальной схемы подготовки кадров, предполагающей принятие производственными предприятиями части функций по профессиональной подготовке и обязательств по дальнейшему трудоустройству выпускников.
На территории области, исходя из ее конкурентных преимуществ, можно выделить несколько кластеров, участниками которых должны стать ведущие вузы и научно-исследовательские организации региона:
- кластеры, ядро которых образуют предприятия ОПК, функционирующие в ракетно-космическом и электронном комплексах, производстве систем и средств связи. Их активными участниками со стороны высшей школы могу стать, Воронежский государственный университет, Воронежский государственный технический университет;
- кластер, ядро которого образуют предприятия растениеводства (производство семян подсолнечника, сахарной свеклы), животноводства и пищевой промышленности. В числе участников кластера – широкий круг воронежских вузов, связанных с деятельностью АПК (государственный аграрный университет, государственная технологическая академия, государственная лесотехническая академия, государственный университет);
- кластеры, ядро которых образуют организации, формирующие образовательный и креативный потенциал региона. Основные направления их специализации: разработка и внедрение IT-технологий; экспорт образовательных услуг, переподготовка и повышение квалификации кадров руководителей и специалистов для инновационной экономики; разработка и апробация новых методов лечения, медицинской аппаратуры.
Рисин И.Е.
- Воронежский государственный университет
- Содержание
- Developments of estonian regional policy
- Результаты стратегического анализа социально-экономической системы городского округа город воронеж
- Формирование благоприятного инвестиционного климата территорий: зарубежный опыт для россии
- Стратегические цели и направления развития системы высшего образования воронежской области
- Роль местных органов власти в улучшении экологической обстановки: зарубежный опыт
- Государственные и публичные услуги: теоретические основания
- Организационно-правовые аспекты предоставления публичных услуг
- Swot-анализ индустриального сектора городского округа город воронеж
- Задачи кластерной политики на федеральном и региональном уровнях власти и управления
- Механизм воздействия государства на инвестиционную деятельность в регионе
- О роли государства в формировании интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе
- Содержание категории «инвестиции» в классической экономической теории
- Экономико-организационное обеспечение местной социально-экономической политики
- Оценка факторов стратегического развития и реализации промышленной политики муниципальных образований
- Развитие методологии бизнес-поддержки инновационных проектов
- Организационно-экономический механизм
- Управления инвестиционно-инновационной
- Деятельностью на мезоуровне в условиях
- Структурных преобразований
- Управление структурными преобразованиями на муниципальном уровне как основа совершенствования процесса межбюджетного регулирования
- Регулирование инновационного развития: кадровый аспект
- Управление инновациями как основа стратегического развития предприятия
- Процесс стратегического управления
- Процесс инновационного управления
- Управление рисками коммерческого банка: выбор стратегии развития с использованием инструментария теории игр
- Повышение инвестиционной привлекательности на основе комплекса маркетинга
- Комплексный подход к позиционированию крупных муниципальных образований
- Стратегическое планирование потребности в персонале
- Формирование трудового потенциала региона
- Сочетание элементов регионального и
- Корпоративного подходов к
- Регулированию взаимодействия между
- Предпринимательскими структурами
- Моделирование территориальной дифференциации общества
- Иновационный кластер как фактор развития региона
- Особенности бюджетного финансирования отраслей социальной сферы
- Управление марками: выбор стратегии расширения
- Особенности современного этапа модернизации экономики страны
- Управление производительностью труда на промышленном предприятии: экономико-статистический подход
- Процесс внедрения системы управления проектами на предприятии
- Стратегический анализ развития территориальных образований
- Согласование контура стратегического управления регионом
- Подход к формированию системы индикаторов оценки эффективности управления
- Формирование системы показателей социально-экономической безопасности региона
- Трансдисциплинарность в региональных исследованиях: измерение уровня энтропии
- Анализ системы местного самоуправления курской области
- Управление пространственно-экономической трансформацией
- Социальная стратификация в контексте распространения информационного бизнеса
- Исследование потенциала трудовых ресурсов при подготовке конкурентоспособного специалиста
- Сущность управления социально-экономической подсистемой региона
- Теоретические основы кластерного подхода к управлению региональной экономикой*
- Выбор направлений акционерного инвестирования
- Повышение конкурентоспособности малых предприятий в контуре регионального управления
- Развитие предприятий в условиях финансового кризиса: инвестиционный подход
- Особенности адаптационных процессов вынужденных мигрантов на региональном уровне
- Дифференциация денежных доходов населения на межрегиональном и внутрирегиональном уровнях
- Категория «рынок труда» в системе современных научных взглядов
- Этапы жизненного цикла интегрированных структур
- Стратегия социально-экономического развития моногородов: проблемы и перспективы
- Практика создания и функционирования электронного правительства в развитых государствах
- Причины и последствия уклонения от уплаты налогов
- Зарубежный опыт общественно-частного партнерства
- Приорететное развитие животноводства в воронежской области
- Двухкритериальный (эколого-экономический) анализ управленческих решений по устойчивому развитию территорий