logo
От Рисина Конференции / АКт

Стратегические цели и направления развития системы высшего образования воронежской области

Стратегическими целями развития высшего образования Воронежской области определены:

- расширение доступности качественного образования для разных слоев общества;

- развитие системы отбора и поддержки талантливой молодежи;

- обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в кадрах, обладающих необходимыми компетенциями;

- формирование в регионе системы непрерывного образования, обеспечивающей удовлетворение потребностей населения в переподготовке и повышении квалификации;

- активизация роли высшей школы в формировании и развитии инновационной системы региона;

- увеличение доли государственных высших учебных заведений региона на национальном рынке образовательных услуг (приближение к уровню, достигнутому Московской областью);

- увеличение доли государственных высших учебных заведений региона в экспорте образовательных услуг (достижение уровня субъектов РФ, являющихся лидерами по масштабам обучения иностранных граждан);

- достижение доли занятого населения, имеющего высшее, неполное высшее и среднее профессиональное образование, до среднероссийского уровня (сейчас это отставание составляет около 3,5%, от среднего значения по ЦФО – более 10,0%).

Состав стратегических направлений развития системы образования и науки Воронежской области:

- интеграция ресурсов образовательных и научных учреждений;

- формирование института государственно-частного партнерства;

- кластеризация социально-экономического пространства.

В содержательной характеристике этих направлений выделяются следующие моменты.

Интегрированный рост системы образования и науки региона обеспечивается подпроцессами:

- создания и развития на базе Воронежского государственного университета учебно-научного центра макрорегионального уровня (могут быть использованы разные институциональные формы - «Федеральный университет», «Исследовательский университет», консорциум (пул) ведущих вузов региона, основанный на сетевой кооперации образовательных структур);

- создания вертикально интегрированных образовательных комплексов (вуз – ССУЗ – школа, вуз – ССУЗ);

- формирования сетей вузов региона, изначально ориентированных на освоение зарубежных рынков образовательных услуг;

- восстановления и развития связей между проектными институтами, исследовательскими лабораториями вузов и конструкторскими подразделениями крупных предприятий реального сектора экономики.

Такой учебно-научный центр призван обеспечить:

- превращение высшей школы региона в центр переподготовки и повышения квалификации кадров для наукоемкого бизнеса, дислоцированного в областях ЦЧР, экспорта образовательных услуг;

- удовлетворение динамично меняющихся потребностей экономики и государства (социальной сферы и системы государственного и муниципального управления) в кадрах, владеющих компетенциями, необходимыми для успешной работы в инновационной экономике и общественном секторе;

- концентрацию ресурсов на перспективных направлениях развития образования и науки: нанотехнологии, исследования физико-химических и биомедицинских процессов; биотехнологии, генная инженерия, фундаментальная медицина, фармация; IT-технологии, математическое моделирование и компьютерные науки; социально-политические и историко-филологические исследования; технологии рационального природопользования и экология; экспорт образовательных услуг; инновационный менеджмент; государственный и муниципальный менеджмент.

Формирование института государственно - частного партнерства ориентировано, прежде всего, на привлечение бизнеса к инвестиционной деятельности, обеспечивающей повышение качества трудовых ресурсов, развитие материально-технической базы вузов и научных учреждений, активизацию процессов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. В этой связи особую важность приобретают:

- участие бизнеса в разработке профессиональных (отраслевых) стандартов компетенций выпускников системы профессионального образования;

- увеличение открытости образовательной системы посредством создания в вузах попечительских советов, способствующих вовлечению бизнеса в формирование стратегии развития образовательных учреждений;

- формирование в высших учебных заведениях и научных учреждениях фондов ресурсного капитала (эндаументов);

- апробация в системе общего и среднего профессионального образования дуальной схемы подготовки кадров, предполагающей принятие производственными предприятиями части функций по профессиональной подготовке и обязательств по дальнейшему трудоустройству выпускников.

На территории области, исходя из ее конкурентных преимуществ, можно выделить несколько кластеров, участниками которых должны стать ведущие вузы и научно-исследовательские организации региона:

- кластеры, ядро которых образуют предприятия ОПК, функционирующие в ракетно-космическом и электронном комплексах, производстве систем и средств связи. Их активными участниками со стороны высшей школы могу стать, Воронежский государственный университет, Воронежский государственный технический университет;

- кластер, ядро которого образуют предприятия растениеводства (производство семян подсолнечника, сахарной свеклы), животноводства и пищевой промышленности. В числе участников кластера – широкий круг воронежских вузов, связанных с деятельностью АПК (государственный аграрный университет, государственная технологическая академия, государственная лесотехническая академия, государственный университет);

- кластеры, ядро которых образуют организации, формирующие образовательный и креативный потенциал региона. Основные направления их специализации: разработка и внедрение IT-технологий; экспорт образовательных услуг, переподготовка и повышение квалификации кадров руководителей и специалистов для инновационной экономики; разработка и апробация новых методов лечения, медицинской аппаратуры.

Рисин И.Е.