logo
Основы бизнеса_УП_2008

Предпринимательство на Руси до XV века

В Древней Руси торговые и промышленные объединения образовывались вокруг городов, обеспечивая им развитие и процветание. Эти объединения представляли собой целые поселения. Такая тенденция взяла свое начало еще до крещения Руси (X век). С принятием христианства бизнес столкнулся с идеологическими противоречиями. Православная религия разрешает зарабатывать деньги только своим трудом. Тем не менее, духовенство не стало препятствовать дальнейшему развитию предпринимательства. Более того, церковь становится одним из субъектов деловых отношений. В частности, церковные подвалы использовались для хранения торгового и промыслового инвентаря, а также договоров. За это духовенство взимало определенную плату. Монастыри также часто вели активную торговую и производственно-хозяйственную деятельность.

Торговые операции проводились на ярмарках, играющих роль современных бирж. Ярмарки выполняли функции регуляторов и распределителей продукции сельского хозяйства, ремесел и промышленности. Для русских предпринимателей они являлись формой понятных и доступных деловых отношений, развивающихся в рамках народных традиций.

Купцы и промышленники этого периода создавали объединения (артели) для коллективной работы. Такая форма ведения дел была очень эффективной, поскольку участники артелей получали массу преимуществ. Прежде всего, в случае финансовых затруднений каждый член объединения мог рассчитывать на получение кредита или даже безвозмездной помощи. Для сопровождения торговых караванов, следующих в другие страны, артель выделял вооруженный отряд. Осуществлялся централизованный контроль за оформлением документов и общественной кассой объединения. Это входило в обязанности выбранного купцами старосты. Все противоречия и споры разрешались на специальном суде. Особого внимания заслуживает прототип современной страховой системы. Каждый купец уплачивал определенную сумму старосте, который в случае потери имущества, транспортируемого тем или иным караваном, выплачивал компенсацию владельцу. В дальнейшем староста начал использовать аккумулируемые таким образом средства для получения дополнительных доходов (кредитование, инвестирование в другие объединения и др.). Эти доходы стали распределяться между всеми участниками системы на договорной основе.

Бурное развитие предпринимательской деятельности способствовало возникновению и росту инвестиционных и банковских учреждений. Эти функции выполняли ростовщики, которые занимались обменом иностранной валюты, хранением денежных средств и ценностей, а также предоставлением ссуд под проценты. Однако процент был слишком велик, причем нетрудовой характер такой деятельности в корне противоречил православной идеологии. В связи с этим в 1113 году в Киеве произошло восстание, участники которого разгромили дома ростовщиков. После этого Владимир Мономах запретил брать за предоставление ссуды больше 20 процентов.

Помимо кредитов источниками инвестиций служили взносы в торговые компанейские предприятия. Такая система является, фактически, одной из форм привлечения акционерного капитала. На основе суммы вклада его владельцу выплачивался дивиденд.

Видя успехи российских бизнесменов, государство пошло им на встречу, издав законы, поддерживающие предпринимательскую деятельность и способствующие сохранению справедливости в деловых отношениях. Одним из главных сводов законов стал «Русская Правда»1. В нем четко разграничивались понятия простого займа и ссуды, отдаваемой в рост под проценты, долгосрочного и краткосрочного займов, торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие и т. д. «Что такое торговый кредит и операции в кредит – хорошо известно «Русской Правде», – писал русский историк В. О. Ключевский.

Предпринимательство на Древней Руси содержит очень много элементов современной системы бизнеса. Талант купцов и промышленников тех времен позволял им находить оптимальные пути получения доходов и форм ведения дел. Поэтому они сумели прийти к созданию объединений, эффективных систем страхования, кредитования и инвестирования. Кроме того, развитию деловых отношений на Руси способствовали многие внешние факторы: слабое влияние церкви, отсутствие инквизиции, большая территория государства и др. В. Безобразов выделил ключевые черты менталитета русских предпринимателей:

чувство меры, позволяющее объективно анализировать реальную ситуацию и выбирать приоритетные цели своей деятельности, согласно имеющимся в распоряжении средствам;

Именно эти качества позволили российскому предпринимательству активно развиваться и достигать масштабных успехов на протяжении тысячи лет.