logo
Борох

Смит о рынке

Чтобы действовали экономические законы, нужно, чтобы действовала свободная конкуренция. Она, как считает Смит, сможет лишить участников рынка власти над ценой, что предотвратит появление монополий, которые, в свою очередь, могли бы тормозить развитие экономики государства.

У рынка есть важная функция выдачи товаров, которые хочет получить общество, и в том количестве, которое нужно обществу. Давление рынка словно бы Невидимой Рукой (пользуясь великолепным выражением Смита) направляет эгоистические действия людей на общественно-полезный путь. Так система конкуренции переводит эгоистическое поведение к общественно полезному результату.

Согласно теории Адама Смита первоначальная стоимость продукта при распределении распадается на три части: заработную плату, прибыль и ренту. С ростом производительности труда, отмечал он, происходит повышение заработной платы и ренты, зато доля прибыли во вновь произведенной стоимости снижается. Совокупный общественный продукт делится на две основные части: первая — капитал — служит для поддержания и расширения производства (сюда входит и зарплата рабочих), вторая идет на потребление непроизводительными классами общества (собственниками земли и капитала, государственными служащими, военными, учеными, лицами свободных профессий и т. д.). От соотношения этих двух частей зависит и благосостояние общества

Кроме того, рынок саморегулируется, он сам себе сторож. Если чьи-нибудь цены( заработные платы или прибыли) выходят за установленные для всех пределы, сила конкуренции их оттеснит.

Поскольку рынок саморегулируется (Смит был против государственного вмешательства в дела конкуренции и прибыльности) поэтому «лессэ фэр» стало фундаментом его философии, каким оно и сегодня является у консервативных экономистов. Однако преданность Невидимой руке не сделала Смита стандартным консерватором. Более того, в «Богатстве народов» есть множество едких замечаний по поводу «низких и хищнических методов», которыми пользуется класс предпринимателей, и выражается искреннее сочувствие к судьбе рабочего человека. Консерватором Смита делает - и в этом он совпадает с современными мыслителями – убеждение, что система «естественной свободы», основанная на свободе экономической, в конце концов пойдет на пользу всему обществу.