11.Экономические взгляды ж. Б. Сэя.
Что такое пр-во?
Трактовка предмета п/э С. является типично классической.
Первопричина ценности предмета – его полезость или потребительская ценность.
С. определяет пр-во с позиции п/э как процесс создания полезности, а не материи, отрицая таким образом, физиократический тезис о приоритете с/х.
Операции, общие для всех отраслей промышленности
С. выделяет 3 условия (фактора) пр-ва: знания, предпринимателские способности, труд. Ф-я предпринимателя - использование прочих факторов пр-ва для выпуска полезной продукции за свой счет и риск.
С. отмечает, что при большой рискованности и убыточности в коротком периоде исследования дают неисчислимые выгоды в длительном периоде. Отсюда он делает вывод, что исследования должны финансироваться не на рыночной основе, а, например, с помощью благотворительности.
Употребление машин
Выгода от использования машин состоит в том, что машины увеличивают возможности создания полезности с помощью того же кол-ва труда.
Введение в производство машин имеет негативное последствие увольнения рабочих старых специальностей.
Однако существуют ряд факторов, которые смягчают болезненный процесс введения новых машин: 1. Введение машин происходит медленно, поэтому рабочии имеют время принять меры (переспециализироваться и т п ) 2.Введение машин требует большое кол-во нового труда. 3. Положение потребителей, а следовательно и рабочего класса, кот. страдает, улучшается вследствие ухудшения того самого продукта, над которым он работает.
Препятствовать употреблению машин бессмысленно
С точки зрения долгосрочных последствий, выгоды от введения машин бесспорны: пр-во увеличивается, цены снижаются, объем занятости увеличивается.
Наибольшие выгоды по С. от введения машин получают потребители, а поскольку рабочие составляют большинство среди потребителей, именно они и получают максимум выгоды.
Машины еще и увеличивают качество продуктов, а также позволяют производить ранее невозможные продукты.
Теория сбыта
Ценой продуктов являются другие продукты, а не деньги. Пр-во само создает спрос.
Деньги являются только посредником и не должны приниматься во внимание, т к единственой их функ-ей является ф-я обращения.
Кол-во денег в экономике всегда равно тому кол-ву, кот. необходимо для покупки всей произведенной продукции. Спрос на деньги равен предложению денег. Если существует нехватка денег для целей обращения, то они могут создаваться внутри экономики.
Денежный спрос непроизводственных классов также представлен ценностью продуктов, кот. произведены лиыами, выплачивающими налоги, за счет кот. и сущевствует непроизводственные классы.
Пр-во создает спрос на полную сумму своей ценности потому, что все продукты в рыночном обществе производятся исключительно напродажу, а деньги не имеют самостоятельного значения, то есть, потребители не имеют мотивов хранить деньги на руках.
Общего кризиса перепроизводства быть не может, но частичный кризис возможен, когда ассортимент производимой продукции не соответствует структуре потребительского спроса.
С. ревностно отстаивает пронципы свободной торговли, считая протекционизм гибельным для гос-ва.
Для развития промышленности необходимо развивать вкусы и потребности населения, т к если у людей нет потребностей, то они не будут стремится к производству.
Ценность продукта должна быть равно затратам. Т к затраты являются возрастающей функцией объема выпуска, то существует некоторый равновестный объем выпуска для каждого продукта.
Прибль с капитала и заработная плата
С. выделяет в доходе предпринимателя прибыль как плату за его продпринимательские способности и процент как плату за использованный капитал
В пр-ве участвуют различные факторы произ-ва, каждый из которых должен получить свою долю. По мнению С., указанные доли на практике определяются с достаточной точностью.
Высокая цена предпринимательских услуг объясняется низким предложением предпринимательских услуг.
Причины малого кол-ва предпринимателей:
Наличие состояния, кот. бы служило гарантией его кредитоспособности.
Высокие требования к характеру претендента на звание предпринимателя.
Рискованность занятия предпринимательством, что повышает ценность предпринимательских услуг.
Прибль различается по отраслям, т к различные отрасли пр-ва предъявляют различные требования к качествам предпринимателя
Плата за простую работу находится на уровне средств существования.
Сложная работа, требующая обучения, должна оплачиваться выше, чтобы возместить затраты на накопление человеческого капитала.
Оплата ниже ценности средств существования ведет к сокращению кол-ва работников, в рузультате чего заработная плата повышается.
Заработок фабричных работников очень неустойчив, т к зависит от колебаний спроса, появления новых методов пр-ва, и т п. Правительство должна поддерживать пострадавшие категории рабочих, используя адекватные меры.
Частное потребление
С. указывает на необходимость правильного распределения бюджета семьи, когда критерием распределения служит соответствие ценности удовлетворению. (Одинаково неправильны как скупость, так и расточительность)
Человек, живущий роскошно, удовлетворяет не действительные, а мнимые потребности.
Расточительобкрадывает общество, т к его спрос на продукты представляет собой невозобновляемые расходы
За роскошью всегда следует бедность, и страны с пышной администрацией клонятся к упадку
Потребление общественное
Так же, как и частное потребление, гос. потребление есть уничножение полезности, поэтому оцениваеться оно долно по его результату
Потребление гос-ва ради потребления является не только безрассыдным, о и противозаконным, т к гос-во распоряжается не своими средствами, а доходами частных лиц
- 1. Предмет и метод истории экономических учений.
- 2. Экономическая мысль античности и средневековья.
- 3. Ранний и поздний меркантилизм.
- 9. Классическая теория заработной платы.
- 10.Теория ренты и прибыли Рикардо.
- 11.Экономические взгляды ж. Б. Сэя.
- 17.Предмет и метод неоклассической школы.
- 20.Теория ценообразования а. Маршалла и концепция периодов производства.
- 21.Ценообразование на факторных рынках в неоклассике. Неоклассическая теория распределения.
- 27.Американский институционализм: т. Веблен и Дж. К. Гэлбрейт.