Эффект срочной необходимости
Эффект износа – покупатели тем менее чувствительны к цене, чем меньше время износа товара.
Эффект запаса –
покупатели тем менее чувствительны к цене, чем меньше время износа товара
Замещаемость блага в
потреблении
Объективная и субъективная необходимость товара
Фактор
времени
Удельный вес расходов на данное благо в доходе потребителя.
Эффект суммарных затрат- покупатели менее чувствительны к цене, если расходы на приобретение товара составляют небольшую долю их дохода. Эффект распределения затрат на покупку – покупатели менее чувствительны к цене, если они делят ее с другими покупателями.
Эффект конечной пользы – покупатели тем менее чувствительны к цене, чем меньшую долю составляют расходы на товар в общих расходах на получение конечного результата. Эффект «справедливой цены» - покупатели тем более чувствительны к цене, чем существеннее ее величина выходит за пределы диапазона, в котором покупатель считает цены «справедливыми» или «обоснованными».
Рис. 9.5. Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене
Как уже отмечалось, спрос на данный товар зависит не только от его цены, но и от цен на другие товары. Эластичность спроса на один товар относительно цены на другой называется перекрестной эластичностью
Если товары X и Y взаимозаменяемые, то коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, так как увеличение цены на один товар ведет к повышению спроса на другой.
Если анализируемые товары являются взаимодополняющими, то коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, поскольку увеличение цены на один товар вызовет снижение спроса не только на него, но и на товар, потребление которого без подорожавшего практически невозможно.
Если производители не могут или не хотят изменить цену своего товара, то, приспосабливаясь к ситуации, они должны скорректировать объемы производства с учетом изменения спроса.
Оба вида ценовой эластичности (прямая и перекрестная) анализируются также и государством с целью оптимизации политики косвенного налогообложения. Косвенные налоги всегда включаются в цену товара. Принимая решения об изменении налоговых ставок с целью увеличения налоговых поступлений, правительство должно учитывать возможное значительное снижение спроса, которое может привести не к увеличению, а к сокращению собираемой массы налогов. спроса. Коэффициент перекрестной эластичности определяется по формуле
, (9.11)
где % ΔQx - процентное изменение спроса на товар х;
% ∆Py - процентное изменение цены на товар у.
Для многих товаров объем покупок чувствителен к уровню доходов потребителей. Поэтому, наряду с влиянием изменения цен на спрос и его величину, исследуется эластичность спроса по доходу
= %ΔQd / %Δi, (9.12)
где %Δi - процентное изменение дохода.
Для большинства товаров коэффициент эластичности спроса по доходу имеет положительное значение, т.е. по мере роста доходов потребителей спрос увеличивается. Такие товары называются нормальными. Для другой группы - низших товаров - коэффициент по достижении определенного уровня дохода будет отрицательным, так как потребители начнут заменять эти товары более качественными, хоть и более дорогими товарами. К низшим товарам могут относиться не только низкокачественные, но и товары хорошего качества, для которых при определенных способах потребления существуют лучшие заменители. Наиболее ярким примером может быть хлеб. Это один из дешевых основных продуктов питания. До тех пор, пока он приобретается для удовлетворения потребностей в хлебобулочных изделиях при сбалансированном рационе питания, – это нормальное благо. Но если беднейшие слои населения приобретают его и больших количествах, чем необходимо для рационального питания, только потому, что не могут при определенном уровне дохода приобрести мясо, овощи, фрукты и другие более дорогие продукты, он становится низшим благом. Утоляя голод, хлеб в этом случае не является хорошим качественным заменителем тех продуктов, от которых население вынуждено отказаться вследствие низкого уровня реальных доходов, он не дает организму необходимых микроэлементов и витаминов. С ростом доходов домашние хозяйства сократят потребление хлеба, заменяя его другими продуктами питания.
Эластичность предложения оценивается чаще всего лишь по цене анализируемого товара либо других товаров, так как анализ воздействия других факторов очень трудоемок и с трудом поддается формализации.
Ценовая прямая и перекрестная эластичность предложения оцениваются аналогично соответствующим видам эластичности спроса, но в числителе учитывается относительное изменение объема предложения (прямая) или предложения (перекрестная), что обозначается соответствующим индексом
=∆Qs/Qs : ∆P/P. (9.13)
Ценовая эластичность предложения показывает, на сколько процентов изменится объем предложения при изменении цены товара на один процент. При постоянных ценах на ресурсы она определяется особенностями технологии производства и характеризует чувствительность производителей к изменению цены товара.
Ценовая эластичность предложения зависит от многих факторов:
1. Возможность длительного хранения продукции. При наличии у производителей такой возможности предложение будет более эластичным, так как объем предлагаемого товара может быть изменен при одновременном изменении запасов продукции.
2. Наличие свободных (незагруженных) производственных мощностей. Предложение будет более эластичным, если у фирм имеется в наличии неиспользуемое оборудование, которое быстро может быть приведено в действие.
3. Тип предлагаемых к продаже товаров и услуг. Предложение товаров (услуг), технология и/или объемы выпуска которых могут быстро изменяться без значительных дополнительных затрат капитала, более эластично по цене, чем в отсутствие этих возможностей.
4. Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является фактор времени. Период приспособления фирм отрасли к новой цене можно разделить на три временных отрезка:
- мгновенный (рыночный) период - это время, когда реализуется уже произведенный товар; эластичность равна 0;
- краткосрочный период - это время, в течение которого к новым условиям приспосабливаются уже функционирующие в отрасли фирмы, причем не изменяя объем используемых постоянных ресурсов (земли, производственных мощностей и т.д.). Краткосрочная эластичность предложения зависит от темпа, с которым увеличиваются дополнительные издержки на единицу продукции при росте объема производства. В большинстве отраслей быстрое увеличение выпуска продукции связано со значительными расходами, поэтому эластичность предложения невелика;
- долгосрочный период – в этом периоде к новой цене приспосабливается вся отрасль. Все ресурсы переменны: фирмы могут изменить технологии, расширить производство: может измениться количество фирм в отрасли и т.д.; поэтому долгосрочная эластичность обычно больше краткосрочной.
Продолжительность этих условных периодов неодинакова для разных отраслей производства. Она зависит как от продолжительности производственного цикла в анализируемой отрасли, так и от условий производства средств производства для этих отраслей, технологических особенностей, типа товара, возможностей хранения не только самого товара, но и сырья, материалов и полуфабрикатов, требующихся для его производства, и т.д.
- Министерство образования российской федерации
- Антонова и.В., Лысенко м.В. Экономика курс лекций для студентов инженерных специальностей. – Тюмень: ТюмГасу, 2007.- с.
- Предисловие
- Раздел I. Основы экономической теории.
- Раздел II. Микроэкономика
- Раздел III. Макроэкономика.
- Тема 1. Введение в экономическую теорию
- 1.1. Этапы становления и развития экономической науки
- 1.2. Функции и роль экономической теории
- Экономическая теория
- Историко-экономические науки:
- 1.3. Метод экономической теории
- Тема 2. Основные закономерности экономической организации общества
- Общественное производство и экономика
- 2.1.2. Понятие воспроизводства. Фазы воспроизводства. Современные представления о воспроизводстве
- 2.1.3.Структура и пропорции общественного производства
- Проблема выбора, принцип альтернативности и производственные возможности
- 2.3. Экономическая система: понятие, типы, модели
- Тема 3. Сущность и развитие отношений собственности
- Экономическое содержание отношений собственности
- Формы и виды собственности
- Разгосударствление и приватизация
- Тема 4. Теоретические основы товарного производства
- 4.1. Товарное производство как тип общественного хозяйства
- 4.2. Товар и его свойства
- 4.3. Деньги и их функции
- 1. Простая, единичная, или случайная форма стоимости
- 2. Полная, или развернутая, форма стоимости.
- Всеобщаяформа стоимости
- Денежная форма.
- 4.4. Закон стоимости как закон товарного производства
- Тема 5. Основы теории капитала
- 5.1. Сущность капитала. Капитал и наемный труд
- 5.2. Постоянный, переменный капитал и прибавочная стоимость
- 5.3. Кругооборот и оборот капитала
- 5.4. Формы и виды капитала. Превращенные формы прибавочной стоимости
- 5.5. Воспроизводство капитала. Простое и расширенное воспроизводство
- Тема 6. Процесс накопления капитала
- 6.1. Сущность и содержание процесса накопления
- 6.2. Концентрация и централизация капитала
- 6.3. Накопление и рост органического строения капитала
- 6.4. Инвестиции как форма реализации накопления
- Тема 7. Научно-технический прогресс и инновации. Экономические закономерности нтп
- 7.1. Техника, наука, научно-технический прогресс и инновации
- Цикличность научно-технического прогресса и смена технологических укладов
- 7.3. Абсолютное и относительное удешевление техники
- Расширения масштабов ее производства и применения;
- Снижения издержек на ее производство при прохождении фаз жизненного цикла;
- Морального старения.
- Относительное удешевление техники
- Тема 8. Рынок, его сущность, структура и основные элементы
- Рынок и рыночная экономика
- Рыночный механизм и его элементы. Конкуренция как элемент рыночного механизма
- 8.3. Функции рынка. Структура и инфраструктура рынка
- Раздел II микроэкономика
- Тема 9. Основы теории спроса и предложения
- 9.1. Спрос, закон спроса, факторы, определяющие спрос
- 9.2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения
- Равновесие на рынке. Общественная выгода от конкурентного равновесия: излишек потребителя и излишек производителя
- Эластичность спроса и предложения
- Эффект связи цены и качества
- Эффект срочной необходимости
- Тема 10. Основы теории потребительского выбора
- 10.1. Потребление, потребности и полезность
- 10.2. Количественный подход: теория предельной полезности
- 10.3. Ординалистская теория потребительского поведения
- 1) Кривая безразличия, лежащая выше и правее других (рис. 10.1), представляет собой более предпочтительные наборы товаров;
- 2) Для любой пары доброкачественных благ кривые безразличия вогнуты к началу координат;
- 3) Кривые безразличия имеют отрицательный наклон;
- Тема 11. Фирма как хозяйствующий субъект
- 11.1. Хозяйствование и предпринимательство. Предприятие (фирма) как экономический агент
- 11.2. Предприятие (фирма) как хозяйствующий субъект. Типы фирм
- Тема 12. Теория производства и издержек
- Производственная функция
- Экономические и бухгалтерские издержки. Внешние и внутренние издержки. Бухгалтерская, нормальная и экономическая прибыль
- Изменение объема и издержек производства в краткосрочномпериоде. Закон убывающей отдачи. Предельный и средний продукт
- 12.4. Постоянные, переменные и валовые издержки. Средние издержки. Предельные издержки
- Поведение фирмы в краткосрочном периоде
- Тема 13. Экономическое поведение фирмы в
- Взаимосвязь предельных издержек и кривой предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
- Установление равновесия конкурентной фирмы и отрасли в долгосрочном периоде
- Тема 14. Поведение фирмы на рынках несовершенной конкуренции
- 14.2. Чистая монополия: объем выпуска и цена
- 14.3. Фирма на рынках монополистической конкуренции и
- Ценовая дискриминация
- Тема 15. Теория ценообразования на факторы
- 15.1. Особенности рынка факторов производства
- 15.3. Рынок труда: микроуровень
- 15.4. Рынок капитала и ссудный процент
- 15.5. Рынок земельных ресурсов и земельная рента
- 15.6. Предпринимательство и прибыль
- Тема 16. Преимущества и недостатки рыночного механизма. Рынок и государство
- Макрорегулирование касается экономической политики государства на уровне национальной экономики в целом и изучается в разделе макроэкономики.
- 16.3. Роль фирмы в микрорегулировании экономических
- Раздел iiiмакроэкономика
- Тема 17. Особенности макроэкономического анализа. Макроэкономические показатели
- Понятие макроэкономических моделей
- Рынки продуктовДоходы фирм Потребительские расходы
- Государство Налоги Налоги
- Заграница
- Национальное богатство
- Тема 18. Общее макроэкономическое равновесие
- 18.1. Совокупный спрос и факторы, его определяющие
- Совокупное предложение
- Тема 19. Теория денег
- Сущность и функции денег. Спрос на деньги и их предложение. Равновесие на денежном рынке
- Банковская система. Функции Центрального и коммерческих банков
- 19.3. Макроэкономическое равновесие в модели is-lm
- Тема 20. Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития экономики. Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Сущность, причины и механизм инфляции
- Безработица, ее основные формы и последствия
- Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса
- Тема 21. Финансовая система. Фискальная и бюджетная политика государства
- 21.1. Финансовая система и ее структура
- Фискальная политика государства
- Налоги, их виды. Принципы налогообложения
- Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг
- Тема 22. Распределение доходов в обществе и социальная политика государства
- 22.1. Проблемы распределения в рыночной экономике
- 22.2. Социальная политика государства и ее эффективность
- Тема 23. Экономический рост
- 23.1. Экономический рост: сущность, показатели
- 23.2. Подходы к классификации экономического роста
- 23.3. Факторы экономического роста. Его потенциал
- Содержание
- Раздел I основы экономической теории Тема 1. Введение в экономическую теорию 6
- Тема 2. Основные закономерности экономической
- Тема 3. Сущность и развитие отношений собственности 52
- Раздел III макроэкономика