logo
Экономика КурсЛ

Эффект срочной необходимости

Эффект износа – покупатели тем менее чувствительны к цене, чем меньше время износа товара.

Эффект запаса

покупатели тем менее чувствительны к цене, чем меньше время износа товара

Замещаемость блага в

потреблении

Объективная и субъективная необходимость товара

Фактор

времени

Удельный вес расходов на данное благо в доходе потребителя.

Эффект суммарных затрат-

покупатели менее чувствительны к цене, если расходы на приобретение товара составляют небольшую долю их дохода.

Эффект распределения затрат на покупку – покупатели менее чувствительны к цене, если они делят ее с другими покупателями.

Эффект конечной пользы –

покупатели тем менее чувствительны к цене, чем меньшую долю составляют расходы на товар в общих расходах на получение конечного результата.

Эффект «справедливой цены» -

покупатели тем более чувствительны к цене, чем существеннее ее величина выходит за пределы диапазона, в котором покупатель считает цены «справедливыми» или «обоснованными».

Рис. 9.5. Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене

Как уже отмечалось, спрос на данный товар зависит не только от его цены, но и от цен на другие товары. Эластичность спроса на один товар относительно цены на другой называется перекрестной эластичностью

Если товары X и Y взаимозаменяемые, то коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, так как увеличение цены на один товар ведет к повышению спроса на другой.

Если анализируемые товары являются взаимодополняющими, то коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, поскольку увеличение цены на один товар вызовет снижение спроса не только на него, но и на товар, потребление которого без подорожавшего практически невозможно.

Если производители не могут или не хотят изменить цену своего товара, то, приспосабливаясь к ситуации, они должны скорректировать объемы производства с учетом изменения спроса.

Оба вида ценовой эластичности (прямая и перекрестная) анализируются также и государством с целью оптимизации политики косвенного налогообложения. Косвенные налоги всегда включаются в цену товара. Принимая решения об изменении налоговых ставок с целью увеличения налоговых поступлений, правительство должно учитывать возможное значительное снижение спроса, которое может привести не к увеличению, а к сокращению собираемой массы налогов. спроса. Коэффициент перекрестной эластичности определяется по формуле

, (9.11)

где % ΔQx - процентное изменение спроса на товар х;

% ∆Py - процентное изменение цены на товар у.

Для многих товаров объем покупок чувствителен к уровню доходов потребителей. Поэтому, наряду с влиянием изменения цен на спрос и его величину, исследуется эластичность спроса по доходу

= %ΔQd / %Δi, (9.12)

где %Δi - процентное изменение дохода.

Для большинства товаров коэффициент эластичности спроса по доходу имеет положительное значение, т.е. по мере роста доходов потребителей спрос увеличивается. Такие товары называются нормальными. Для другой группы - низших товаров - коэффициент по достижении определенного уровня дохода будет отрицательным, так как потребители начнут заменять эти товары более качественными, хоть и более дорогими товарами. К низшим товарам могут относиться не только низкокачественные, но и товары хорошего качества, для которых при определенных способах потребления существуют лучшие заменители. Наиболее ярким примером может быть хлеб. Это один из дешевых основных продуктов питания. До тех пор, пока он приобретается для удовлетворения потребностей в хлебобулочных изделиях при сбалансированном рационе питания, – это нормальное благо. Но если беднейшие слои населения приобретают его и больших количествах, чем необходимо для рационального питания, только потому, что не могут при определенном уровне дохода приобрести мясо, овощи, фрукты и другие более дорогие продукты, он становится низшим благом. Утоляя голод, хлеб в этом случае не является хорошим качественным заменителем тех продуктов, от которых население вынуждено отказаться вследствие низкого уровня реальных доходов, он не дает организму необходимых микроэлементов и витаминов. С ростом доходов домашние хозяйства сократят потребление хлеба, заменяя его другими продуктами питания.

Эластичность предложения оценивается чаще всего лишь по цене анализируемого товара либо других товаров, так как анализ воздействия других факторов очень трудоемок и с трудом поддается формализации.

Ценовая прямая и перекрестная эластичность предложения оцениваются аналогично соответствующим видам эластичности спроса, но в числителе учитывается относительное изменение объема предложения (прямая) или предложения (перекрестная), что обозначается соответствующим индексом

=∆Qs/Qs : ∆P/P. (9.13)

Ценовая эластичность предложения показывает, на сколько процентов изменится объем предложения при изменении цены товара на один процент. При постоянных ценах на ресурсы она определяется особенностями технологии производства и характеризует чувствительность производителей к изменению цены товара.

Ценовая эластичность предложения зависит от многих факторов:

1. Возможность длительного хранения продукции. При наличии у производителей такой возможности предложение будет более эластичным, так как объем предлагаемого товара может быть изменен при одновременном изменении запасов продукции.

2. Наличие свободных (незагруженных) производственных мощностей. Предложение будет более эластичным, если у фирм имеется в наличии неиспользуемое оборудование, которое быстро может быть приведено в действие.

3. Тип предлагаемых к продаже товаров и услуг. Предложение товаров (услуг), технология и/или объемы выпуска которых могут быстро изменяться без значительных дополнительных затрат капитала, более эластично по цене, чем в отсутствие этих возможностей.

4. Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является фактор времени. Период приспособления фирм отрасли к новой цене можно разделить на три временных отрезка:

- мгновенный (рыночный) период - это время, когда реализуется уже произведенный товар; эластичность равна 0;

- краткосрочный период - это время, в течение которого к новым условиям приспосабливаются уже функционирующие в отрасли фирмы, причем не изменяя объем используемых постоянных ресурсов (земли, производственных мощностей и т.д.). Краткосрочная эластичность предложения зависит от темпа, с которым увеличиваются дополнительные издержки на единицу продукции при росте объема производства. В большинстве отраслей быстрое увеличение выпуска продукции связано со значительными расходами, поэтому эластичность предложения невелика;

- долгосрочный период – в этом периоде к новой цене приспосабливается вся отрасль. Все ресурсы переменны: фирмы могут изменить технологии, расширить производство: может измениться количество фирм в отрасли и т.д.; поэтому долгосрочная эластичность обычно больше краткосрочной.

Продолжительность этих условных периодов неодинакова для разных отраслей производства. Она зависит как от продолжительности производственного цикла в анализируемой отрасли, так и от условий производства средств производства для этих отраслей, технологических особенностей, типа товара, возможностей хранения не только самого товара, но и сырья, материалов и полуфабрикатов, требующихся для его производства, и т.д.