7.4. Виды цен, используемых в экономике
Национальную экономику обслуживает достаточно сложная система взаимосвязанных и взаимообусловленных цен, которые предопределены специализацией ее производства, степенью концентрации, уровнем монополизации и конкуренции, формами собственности, развитием рыночных институтов и государственным вмешательством в ценообразование. Тем не менее, данное многообразие цен можно классифицировать по следующим признакам.
Классифицировать цены можно в зависимости от стадии товародвижения:
цена производителя (первоначальная цена), которая состоит из себестоимости и прибыли предприятия.
отпускная цена предприятия-изготовителя кроме себестоимости и прибыли включает в себя косвенные налоги и платежи. Данная цена является основой для установления цены товара торговыми предприятиями и формирования розничной цены. Она применяется при поставках продукции в расчетах со всеми покупателями за исключением населения и может служить ценой приобретения товаров для последующей перепродажи.
оптовая цена торгового предприятия формируется при продаже продукции предприятием-изготовителем посредническим или снабженческо-сбытовым организациям, другим предприятиям-покупателям. Она отличается от отпускной цены предприятия-изготовителя на величину оптовой надбавки.
розничная цена – цена, по которой товар реализуется населению. Она может быть фиксированной или свободной. Розничная цена отличается от отпускной цены предприятия – изготовителя на величину оптовой и торговой надбавки, а от отпускной цены предприятия-оптовика – торговой надбавкой, а также величиной налога на добавленную стоимость и налога на продажу.
Цены классифицируются в зависимости от принадлежности продукции, услуг к определенной отрасли национальной экономики. Ими выступают:
цены на промышленную продукцию;
закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
сметные цены на продукцию строительства;
тарифы на производственные и непроизводственные услуги.
В зависимости от сроков действия различают:
постоянные цены, которые устанавливаются без ограничения срока их действия;
временные цены, которые ограничены временем. К ним можно отнести сезонные цены, цены распродаж и т.д.
По способу установления цены делятся на:
регулируемые цены – это цена, устанавливаемая соответствующими государственными органами или определяемая субъектом хозяйствования с учетом установленных органами регулирования определенных ограничений. Как правило, регулируемые цены применяются на структурообразующую продукцию или социально значимые товары и услуги для населения.
свободные цены – цены рынка совершенной конкуренции, которые устанавливаются на основе спроса и предложения. Свободными ценами выступают цены тендерных сделок, аукционов, торгов, договоров.
скользящие цены применяются в долгосрочных договорах, как правило, на продукцию и выполнение заказов, цены на которые могут изменяться под воздействием фактора времени или других причин.
Отдельную группу образуют цены, используемые во внутрипроизводственном планировании и учете на предприятии и в статистике. К ним относятся планово-расчетные цены, учетные, цены производителей, потребительские цены, текущие и сопоставимые. Планово-расчетные цены применяются во внутрипроизводственном планировании на крупных предприятиях для расчета между его цехами и подразделениям. Для оценки движения продукции на предприятии используются учетные цены. Что касается цены производителей, то она состоит из себестоимости и прибыли предприятия и не включает косвенные налоги и неналоговые платежи. К потребительским ценам относятся цены на товары и услуги непроизводственного назначения, потребляемые населением. Текущими ценами выступают цены на данный период времени, а для оценки уровня цен в динамике используются сопоставимые цены.
В зависимости от рынка, на который поставляются товары, цены, делятся на:
внутренние;
мировые.
Внутренняя цена – это цена, установленная на внутреннем национальном рынке.
Мировая цена – это цена основных стран экспортеров товаров и услуг, выраженная в свободно конвертируемой валюте, цена по которой осуществляется купля – продажа в важнейших международных центрах торговли на рынках со свободным режимом. Мировой рынок представлен своими видами цен, которые отличаются от национальных цен. Специфика данных цен состоит в том, что они учитывают также условия поставок, транспортировки и возмещения рисков. Виды мировых цен представлены на рис. 7.2. Они разработаны Международной торговой палатой на основе условий «Инкотермс 2000»
Итак, мировой рынок представлен различными ценами. В качестве отправной точки для проведения переговоров о цене контрагенты торговой сделки используют базисные цены – такие цены на товар или услуги, которые публикуются в различных справочниках и прейскурантах (национальных общеэкономических и промышленных статистических изданиях; статистическом бюллетене ООН; специальных изданиях, в которых помещается наиболее подробная информация).
Справочные и прейскурантные цены отражают общее направление динамики цен за предшествующий период, их можно использовать при заключении контрактов на срочную поставку небольших партий товаров (тех, которые реализуются вне биржи). Они применяются на рынках нефти, нефтепродуктов, химических товаров, черных металлов и др.
Справочные цены – цены на товары, публикуемые в различных изданиях объединенными производителями, информационными агентствами и бюро, консультационными или брокерскими фирмами.
Прейскурантные цены – цены каталогов и проспектов, представляющих собой разработанные и высылаемые определенному кругу лиц или публикуемые производителями в различных изданиях. Это цены на товары массового и серийного производства. Они служат не только ориентиром для определения цен при сделках, но и являются ценообразующей основной отдельных компонентов изделий, запчастей, услуг обслуживания и т.д.
Таким образом, справочные и прейскурантные цены выступают для продавцов и покупателей в качестве исходного пункта при определении контрактной цены.
Контрактная цена – это цена, которая фиксируется в документе о сделке и существенно может отличаться от справочной цены (на 20-30% и более за счет открытых и скрытых скидок на объем сделки, качество, фрахт, предоставление льготных кредитов и т.д.). Справочные цены могут применяться лишь после того, как в них внесены необходимые поправки на все льготы и скидки; контрактные же цены отражают действительный уровень цен на товар определенного качества при определенных условиях поставки и платежа. Как правило, контрактные цены составляют коммерческую тайну. Контрактная цена может быть:
твердой – зафиксированной на определенном уровне в момент подписания контракта;
ценой с последующей фиксацией – осуществляется в согласованные странами в контракте сроки и на основании определенных источников;
скользящей – изменяется в течение периода действия контракта в соответствии с согласованной странами формулой скольжения цены.
Характерной чертой контрактной цены является то, что она не может подвергаться изменениям. Единственной причиной, которая может отклонить цены фактических сделок от рыночных, может быть только их «старение» (от времени заключения сделки и того времени, когда получена информация о ценах).
По своей классификации мировые цены делятся на четыре группы: E, F, C, D. Каждый вид цен, входящий в эти группы оговорен определенными обязанностями продавца и покупателя товара, а также расходами на оплату их услуг (таб. 7.1.).
Таблица 7.1.
- Под общей редакцией профессора в. Л. Клюни, н. С. Тихонович
- Предисловие
- Введение
- 1. Понятие экономики
- 2. Предмет и метод экономики
- Глава 1. Отраслевая структура народного хозяйства
- 1.1. Понятие отрасли народного хозяйства.
- Отрасли материального и нематериального производства
- 1.2. Промышленность как отрасль материального производства, ее состав. Современная отраслевая структура промышленности Республики Беларусь
- 1.3. Характеристика отраслевых комплексов
- 1.4. Развитие транспортной инфраструктуры, сферы услуг, медицины, науки и образования, культуры
- 1.5. Предпринимательство как основа рыночных преобразований
- 1.6. Организационно-правовые формы предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля:
- Глава 2. Регулирование деятельности предприятия
- 2.1. Государственное регулирование в условиях рынка
- 2.2. Государственное регулирование деятельности предприятия
- 2.3. Стратегия деятельности предприятия в рыночной экономике
- 2.4. Маркетинг в системе микрорегулирования
- 2.5. Менеджмент в системе микрорегулирования
- Вопросы для самоконтроля:
- Глава 3. Основные средства предприятия
- 3.1. Сущность основных средств предприятия, их состав и классификация
- Классификация основных средств
- 3.2. Оценка и учет основных средств
- 3.3. Износ основных средств. Методы начисления амортизации
- 3.4.Формы воспроизводства и обновления основных средств
- 3.5. Эффективность использования основных средств
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 4. Оборотные средства предприятия
- 4.1. Понятие, состав и структура оборотных средств
- 4.2. Нормирование оборотных средств и определение потребности предприятия в оборотных средствах
- 4.3. Эффективность использования оборотных средств и пути ее повышения
- Вопросы для самоконтроля:
- 5. Трудовые ресурсы. Оплата труда
- 5.1. Понятие трудовых ресурсов и их характеристика
- 5. 2. Регулирование трудовых отношений в условиях рыночной экономики
- 5.3. Основные характеристики персонала предприятия
- 5.4. Показатели, характеризующие эффективность использования трудовых ресурсов
- Нормирование труда и планирование потребности в трудовых ресурсах
- 5.6. Тарифная система. Функции тарифных ставок и окладов
- 5.7. Сущность и принципы организации оплаты труда
- 5.8. Основные принципы, формы и системы оплаты труда
- 5.9. Основные виды дополнительной оплаты труда
- 5.10. Состав фонда заработной платы. Источники средств для формирования фонда заработной платы.
- 5.11. Методика расчета подоходного налога
- Ставки подоходного налога
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 6. Издержки производства и реализации продукции
- 6.1. Понятие, сущность и классификация издержек предприятия
- 6.2. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции
- 6.3. Прогнозирование издержек предприятия
- 6.4. Резервы снижения издержек
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 7. Ценообразование в условиях рынка
- 7. 1. Цена как экономическая категория
- 7.2. Функции цены
- 7.3. Механизм ценообразования и его основные принципы
- 7.4. Виды цен, используемых в экономике
- Классификация основных мировых цен по группам
- 7.5. Государственное вмешательство в ценообразование
- 7.6. Методы ценообразования и ценовая политика
- 7.7. Порядок формирования цен на товары в Республике Беларусь
- 7.8. Цены торговых предприятий. Модели розничных цен
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания: Задача 1. Рассчитайте отпускную цену предприятия, если:
- ГлаВа 8. Оценка эффективности деятельности предприятия
- 8.1. Доходы предприятия
- 8.2. Понятие прибыли, ее сущность и виды
- 8.3. Формирование и распределение прибыли на предприятии
- 8.4. Рентабельность предприятия
- 8.5. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность
- Вопросы для самопроверки:
- Практические задания:
- Ответы к практическим заданиям Тема 3
- Задача 2.
- Задача 3.
- Глоссарий
- Литература
- Содержание