logo
Борох

1. Фридрих фон Хайек и его творчество.

Фридрих фон Хайек (1899 – 1992). Экономический либералист, приятель Кейнса по-жизни, но антагонист по мировоззрению.

Он вышел из Венского университета доктором права и экономических наук, после чего становится директором Австрийского центра экономических исследований, а также активно посещает частные семинары Людвиг фон Мизеса, тем самым определяя свои позиции в числе наиболее влиятельных экономистов и философов. Одной из первых работ становится «цены и производство» (1929), подвергшаяся жесткой критике Сраффы и Кейнса и вызвавшая общеанглийскую полемику, и в конце концов названная Дж. Шэклом «пророческим предубеждением, на сорок лет опередившим свое время». И действительно, Хайек пережил две мировые и холодную войны, появление фашизма, крах нацистского режима в Германии, экономические «революции». Триумфатор Хайек стал свидетелем сбывшихся пророчеств. Своих и Мизеса. Он увидел и крах Берлинской стены, и бегство Восточной Европы от социализма, и распад СССР.

1933 – год выпуска «Денежной теории и экономический цикл», ставшая предвосхищением монетаризма.

1939 – «Прибыль, процент и инвестиции».

Многие его книги далеко выходят за рамки чистой экономической теории, превращая его в институционалиста: в 1944 г. увидела свет самая знаменитая его книга — "Дорога к рабству" стала одним из бестселлеров в США. Интеллектуалы того времени были глубоко оскорблены доказательствами социалистических корней фашизма.

В 1947, возвращаясь в Швейцарию, основывает сообщество Монт Пелерин, чьей задачей ставит «возрождение либерального движение в Европе».

В 1974 году Фридрих фон Хайек получил Нобелевскую премию по экономике «за основополагающие работы по теории денег и экономических колебаний и глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений». Став профессором социальной и моральной философии в Чикагском университете, ставит предметом его исследований методологию общественных наук. Затем он обращается к политике и праву. В 1960 г. опубликована его работа "Конституция свободы".

В работе «Дорогой к рабству» он, путем своеобразного историко-психолого-экономического анализа, вскрывает то, каким образом индивидуалистическая культура Запада девятнадцатого столетия породила в себе самой тяготение к коллективизму и почему логическим следствием теории о всеобщем равенстве без эксплуатации стала практика деспотизма и порабощения. Его критика социализма основывается не на вере в эффективность капитализма, которую подчеркивает неоклассическая политэкономия благосостояния, а на убеждении, что централизованное социалистическое планирование никогда не сможет реагировать быстро, как рыночный механизм, на постоянные колебания в условиях спроса и предложения. Более того, согласно Хайеку, при социализме отсутствует информация о предпочтениях потребителей и о коммерческой производственной технологии, которая необходима для расчета равновесных цен и количеств товара. Главное преимущество свободных рынков состоит в том, что цены держат в себе всю информацию, необходимую для потребителей фирм, чтобы принять рациональные экономические решения при намного более низких издержках, чем в любой другой системе.

Хайек был и остался твердым в своей приверженности к системе, обеспечивающей личную свободу для всех, его либерализм привязан к реалиям XX столетия и легко конкурирует с кейнсианством, коллективизимом и