logo
Мировая Экономика (Лекции)

Принципы и особенности механизма мэо

Рынок для его участников – совокупность взаимовыгодных договоров с равноправными партнерами, направленные на удовлетворение потребностей товарами и услугами, обеспечение необходимыми ресурсами, получение прибыли, улучшение экономического положения.

Стороны являются гражданами, юридическими лицами зарубежных стран. При позиционировании мирового рынка действуют те же правила, что и для национального. Механизм последнего – маркетинг. Экспортер должен знать потребности, склонности и предпочтения покупателей, состояние и темп роста рынка и его составляющих в той стране, куда будет вывозиться продукция, необходим анализ рынка сбыта, изучение, оценка, прогноз макроэкономической среды (объем хозяйственных субъектов в мировом масштабе: экономических, природно-климатических, экологических, социально-культурных, нравственно-правовых, религиозно-этнических, психологических и политических условий).

Достоверная информация о географических, демографических и социальных характеристиках зарубежных покупателей позволяет более или менее точно спрогнозировать спрос на вывозимую продукцию, рентабельность экспортных операций. Это относится к достаточно крупным сделкам, долгосрочным договорам, и не всегда применяется при разовых контрактах и незначительным партиям внешних поставок, хотя и в таких случаях минимальная информация необходима (челноки). Подобная работа необходима и при импорте, хотя здесь она проще и меньше по объему, т.к. охватывает ком. часть операции. Для проведения эффективных экспортных операций, гарантирующих валовые (возможно здесь не валовые, валютные) поступления в определенные сроки, поставщик прорабатывает разные варианты товародвижения (маршруты транспортировки, использование инфраструктуры страны и фирмы-импортера, целесообразность привлечения посредника и создание собственной сети сбыта, торговых представительств, дистрибьюторов, дилеров).

Для продвижения товара на внешний рынок, при закупке товаров на рынке необходима комбинация методов рекламы, развитие индивидуальных продаж, поощрения продавцов и посредников. Ценовая политика, системы расчетов и коммерческих кредитов должны создавать условия привлекательные для заграничных, а также для отечественных клиентов приобретать товары и услуги.

Основной составляющей частью внешней деятельности (необходимо в среде МЭО) является анализ конкуренции, условий экспорта и импорта.

Следует специально подчеркнуть, что в МЭО, на международном рынке, особое значение придается требованиям по исключению недобросовестных конкурентов и злоупотребления доминирующим положением (это очень важно, т.к. конкуренция на международном рынке намного жестче, чем на внутреннем). Для достоверной оценки конкурентоспособности товара и позиций конкурентов, должна изучаться продукция конкурентов с учетом вкуса и предпочтения сегмента рынка, а так же общая картина деятельности конкурента (фирменный анализ):

Особого внимания заслуживает вопрос использования вариантов неценовой конкуренции. Задачи позиционирования, овладения рыночной нишей актуальны для жесткой рыночной конкуренции.

Механизм МЭО требует обеспечения вытекающей из анализа конкуренции маркетинговой политики при планировании будущих товаров и услуг, т.е. выработке и реализации концепции модернизации сегодняшней и создания новой продукции, исходя из показателей жизненного цикла в его международном применении: собственно товар, упаковка, товарный знак и т.д.

Включение фирмы в международно-хозяйственные связи должно сопровождаться экономически благоприятным сочетанием ресурсов, используемых для экспортного производства. Конкурентоспособность предприятия в МЭО может быть обеспечена п.р.у. при наличии преимущества в доступности и дешевизне ресурсов, производственных технологиях, информационных средствах, поскольку сами предприятия и есть потребители ресурсов.

Важным является вопрос обоснованности сочетания на рынке и в производстве отечественной и импортной продукции, международных инвестиций, сотрудничества, привлечение иностранной рабочей силы, финансово-кредитных средств. Следует учитывать, что мировая экономика, МЭО имеют особые черты, которые отражаются на характеристиках и особенностях функционирования механизма мерохозяйственных связей. Прежде всего, объемы обмена, которые превосходят объемы внутреннего товарооборота любой страны. Огромное количество субъектов – несравнимо с количеством на внутреннем рынке. В результате весьма существенна совокупная мощность воздействия мирового рынка на отдельные национальные рынки (Аргентина).

МРТ оказывает все большее воздействие на внутреннее разделение труда в странах, следовательно, происходит изменение структуры национальных экономик, объема, состава внутренних операций. Можно утверждать, что рыночный механизм МЭО является более совершенными по экономической обоснованности и объективности ценообразования, формированию и использованию других инструментов хозяйствования. Поэтому цены международных товарных рынков являются критерием формирования цен национальных экономик и являются индикатором, определяющим целесообразность участия в МРТ участников МЭО.

Особенности МЭО, как сферы рыночных отношений, включают следующие моменты:

2- Меньшая мобильность ресурсов (земельных, природных (ПИ-привязанность к месторождениям), трудовых (хотя они более подвижны))

В настоящее время на снижение мобильности ресурсов оказывает влияние государственное вмешательство: ограничения, запреты на продажу иностранцам земли, миграционные правила, ограничение иностранных инвестиций и деятельности иностранных фирм, протекционизм во внешней торговле:

3- использование в международном обмене национальных валют усложняют расчеты по внешнеэкономическим операциям => необходим валютный рынок (валютный контроль, введение системы валютного регулирования, механизма нормативных правил)

4- международная стандартизация и сертификация продукта, выполнение требования которых связано с дополнительными затратами.

Указанные моменты обуславливают особенности рыночных механизмов МЭО и побуждают участников вносить в нее новые элементы.