1. Закон рынков Сэя.
Закон Сэя — экономический закон, по которому совокупный спрос автоматически поглощает весь объём продукции, произведенный в соответствии с существующей технологией и ресурсами в условиях экономики с гибкими ценами.
Согласно закону Сэя, спрос и предложение всегда уравновешиваются. Из закона Сэя следует невозможность кризисов перепроизводства в рыночной экономике. Предложение товаров, по Ж.-Б.Сэю, создает собственный спрос (сколько бы продукции ни произвели фабрики, все это в состоянии купить их работники), а, следовательно, отсутствует возможность разрыва между совокупным спросом и совокупным предложением и нет причин опасаться кризиса перепроизводства.
Начиная размышлять об экспортном обороте, Сэй постепенно выходил на внутреннее производство: трудность состоит не в сверхизобилии английской продукции, а в бедности народов, которые были должны, как ожидалось, купить ее. Возьмем пример с Бразилией. Если английские производители не могли сбыть товары, которые они пытались экспортировать в данную страну, то этому могло быть только две причины. Или английские экспортеры ошиблись относительно того, какие товары требовались бразильцам (что действительно имело место при тогдашнем состоянии информации), или бразильцам нечего было предложить в обмен или экспортировать в третьи страны с целью получения денег для оплаты товаров английских производителей. Иными словами, трудность состояла не в том, что Англия производила слишком много, а в том, что Бразилия производила слишком мало.
Рассмотрим теперь отдельную отрасль, которая слишком мала, чтобы оказать заметное влияние на экономику в целом. В частности, шкала спроса на продукт отрасли, о которой идет речь, выводится из дохода, произведенного всеми другими отраслями, при этом ее собственный вклад в общий доход не подлежит учету; эта шкала может рассматриваться как независимая от собственного предложения отрасли. Тогда мы получим заданные независимые функции спроса и издержек, суммирующие экономические условия общества в целом, которым должна отвечать данная отрасль и которые, можно сказать, определяют, сколько продукта по каждой цене произведет данная отрасль (шкалами предложения). Поскольку «правильный», или равновесный, объем устанавливается данными шкалами спроса и предложения, нет никакого затруднения или двусмысленности ни в высказывании о том, что в любом частном случае отрасль произвела «слишком мало» или «слишком много», ни в описании механизмов, которые будут запущены подобным недо- или перепроизводством. Очевидно, что равновесный выпуск продукции отдельной отрасли является «правильным» только относительно выпусков продукции всех других отраслей. Нет смысла в том, чтобы называть его правильным безотносительно к этим отраслям. Иначе говоря, спрос, предложение и равновесие являются понятиями, с помощью которых описываются количественные зависимости внутри мира товаров и услуг. Они не имеют смысла относительно самого этого мира. Вообще, совокупный спрос и совокупное предложение не являются независимыми друг от друга, поскольку величины спроса отдельных компонентов экономической системы «на произведенную продукцию какой-либо отрасли исходят из величин предложения всех других отраслей» и, следовательно, в большинстве случаев возрастут (в реальных выражениях) в случае роста этих величин предложения и снизятся с их понижением.
- Билет 1.
- Творческая биография Адама Смита
- 2. Предмет курса истории экономических учений.
- Билет 2.
- 1. «Богатство Народов» а. Смита.
- Смит о рынке
- Смит о государстве
- «Экономический человек» Смита и невидимая рука провидения
- 2. Экономическая мысль Античности
- Билет 3.
- Д. Рикардо «Начала Политической Экономии»
- 2. В вопросах заработной платы и прибыли:
- 3. В теории земельной ренты:
- 4. В области теории денег:
- 5. В области международной торговли (принцип «сравнительных преимуществ»):
- 2. Экономическая мысль Средневековья.
- Билет 4.
- Теория сравнительных издержек д. Риккардо Теория Сравнительных Издержек,
- 2. Меркантилизм.
- 1)Экономическое учение карла маркса
- 2)Общая характеристика учений физиократов
- 1)Концепция эластичного спроса а. Маршала
- 2)Ф. Кенэ «Экономическая таблица»
- Билет 7.
- К. Маркс. Замысел цикла из 6 книг.
- А. Тюрго.
- Билет 8.
- Творчество т. Веблена.
- Билет 9.
- Основные идеи экономического учения Кейнса.
- Билет 10.
- Великие географические открытия и их экономические последствия.
- Билет 11.
- 1.Экономически теории несовершенной и монополистической конкуренции э. Чемберлин и Дж. Робинсон.
- Билет 12.
- Экономические мотивы священных книг.
- Теория прибавочной стоимости к. Маркса.
- Билет 13.
- 1. Учении Сэя о трех факторах производства.
- 2. Историческая школа Германии.
- 1. Творческая биография Кейнса.
- 2. Джон Лоу «Гений финансов и кредита».
- 1. Экономические взгляды Мальтуса.
- Вариант Ксюши: 1. Экономические взгляды Мальтуса.
- 2. Маржинализм. Общая характеристика учения и этапы развития.
- Билет 17.
- 1. Реформация и ее роль в экономике.
- 2. А. Маршалл. Законы спроса и предложения.
- Билет 18.
- 1. Основные принципы меркантилизма.
- 2. А. Смит о роли государства.
- Билет 18 (Вариант Кати)
- Билет 19.
- 1. Неоклассическое направление экономической теории.
- 2. Теории сравнительных издержек д. Рикардо.
- Билет 20.
- 1. Основные ошибочные положения экономической теории к. Маркса.
- 2. Зарождение классической политической экономии в Англии в XVII веке.
- Билет 21.
- 1. Закон рынков Сэя.
- 2. Кейнс «Общая теория занятости, процента и денег».
- Билет 22.
- 1. Неолиберализм как альтернатива кейнсианству.
- 2. В. Пети (1623—1687) и п. Буагильбер.
- Билет 23.
- 1. Фридрих фон Хайек и его творчество.
- 2. Рейганомика и Тэтчеризм.
- Билет 24.
- 1. Социально-ориентированное рыночное хозяйство л. Эрхард. (вариант Ксюши)
- 2. Биография Милтона Фридмена