logo
В редакцию 2 вариант

7.2. Функции цены

Чтобы понять сущность цены, следует раскрыть ее функции в экономике. Однозначно можно сказать, что цены в рыночной экономике прямо или косвенно выполняют множество различных функций. Важнейшими из них являются:

Прежде чем приступить к анализу функций ценообразования, следует подчеркнуть, что в исследованиях многих экономистов отмечается возрастающая роль цены в маркетинговой деятельности предприятий. Среди 12 маркетинговых факторов цена в настоящее время занимает 5 место. Определение уровня цены является важнее таких факторов маркетинга, как внедрение новой техники, сегментация рынков, издержек сбыта и т.д.

Учетно-измерительная функция цены исходит от самой сущности цены как денежного выражения стоимости и состоит в том, что она характеризует уровень общественно-необходимых затрат на производство товаров и услуг. А это в свою очередь означает, что цена определяет уровень издержек производства, себестоимости продукции и, в конечном счете, сравнительную эффективность их альтернативного производства. С другой стороны, как экономический инструмент, цена выступает в качестве своеобразного элемента стоимостного учета потребительных свойств товаров и услуг, т.е. основных стоимостных показателей. Данные показатели цены делятся на две группы: количественные и качественные.

Количественные показатели характеризуют макроэкономический учет: валовой внутренний продукт, национальный доход, чистый национальный продукт, объем капитальных вложений, внешнеторговое сальдо, объем производства продукции и товарообмена различными субъектами хозяйствования, отраслями и регионам.

Качественные показатели цены характеризуют учет на микроуровне экономики: издержки производства, себестоимость, затраты живого труда, производительность, фондоотдачу, рентабельность и т. д.

Обеспечивая учет самых различных экономических процессов и их результатов, цена выступает базовым стоимостным показателем при планировании и государственном регулировании производства, деятельности отдельных фирм, оперативного, бухгалтерского и стоимостного учета. На основе цен проводится динамический, функционально-стоимостной анализ, исчисляются темпы и пропорции развития экономики, норма прибыли, налоговые и арендные платежи, проводятся расчеты эффективности инвестиций, социального положения населения, их номинальные и реальные доходы, уровень жизни населения.

Стимулирующая функция цены в рыночной экономике приобретает особую значимость. Цена оказывает непосредственное воздействие, во-первых, на производителя товаров, побуждая его выпускать высокотехнические и качественные товары, стимулируя к более полному насыщению рынка и, во-вторых, на потребителя – повышая его спрос в приобретении данных товаров. Сущность стимулирующей функции заключается в следующем:

В условиях рыночной экономики при помощи ценообразования, прежде всего, обеспечивается стимулирование научно-технического прогресса в обществе. Данная закономерность обусловлена конечной целью предприятий и фирм – получением прибыли. Максимизировать прибыль в современных условиях возможно на основе развития научного прогресса, внедрения в процесс производства высокопроизводительных машин, оборудования и научной организации труда. С помощью ценообразования хозяйственные субъекты осуществляют финансирование инвестиционных проектов по внедрению в процесс производства достижений научно-технической революции, новой техники и технологий, осваивают выпуск новых изделий с особым качеством и потребительскими свойствами.

Важное место ценообразование занимает в экономии затрат на производство товаров и услуг. Достигается это путем научной организации труда, снижения себестоимости продукции, эффективного использования сырья, материалов, топлива, электроэнергии, энергоносителей и т.д. Приведем пример. Рост цен на энергоносители, приобретаемые в России, создал достаточно много проблем для экономики республики. В то же время, данный рост цен положительно сказался на развитии в республике процессов энергозамещающих производств, экономии энергоносителей, внедрении в процесс производства энергосберегающих технологий, что в конечном итоге обеспечило стабильное развитие национальной экономики.

Особое место ценообразующие факторы занимают в повышении качества и конкурентоспособности продукции, которые являются достаточно сложными и взаимосвязанными процессами. Различия между этими понятиями состоят в том, что под качеством понимается совокупность технико-экономических свойств товара, а конкурентоспособность характеризует общественную сторону экономических отношений, поскольку она проявляется в сопоставлении интересов различных субъектов хозяйственной деятельности. Повышение качества товара одновременно означает и повышение его конкурентоспособности, так как улучшаются технические свойства продукции. Кроме этого на конкурентоспособность товаров большое влияние оказывают такие факторы, как степень удовлетворения спроса, емкость рынка, наличие товаров-заменителей, уровень развития покупательных способностей потребителя и т.д.

Несмотря на то, что для олигополистической модели свойственна неценовая конкуренция, цена товаров по-прежнему имеет большое значение, как для производителя, так и потребителя продукции. Для того чтобы предложить на рынок товар с высокой ценовой конкурентоспособностью, фирма, при прочих равных условиях, должна производить его с низкими издержками. Однако, это возможно при условии, что она обладает передовыми технологиями и высокой научной организацией труда. Как известно, этими факторами производства обладают в основном крупные предприятия. В республике это промышленные гиганты БелавтоМАЗ, БелАЗ, Атлант и др. Именно этим предприятиям предстоит быть ведущими в борьбе за качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Таким образом, стимулирующая функция цены связана с представлением возможностей производителю внедрять в процесс производства современные достижения научно-технического прогресса, экономно использовать факторы производства, повышать качество и конкурентоспособность продукции и насыщать рынок необходимыми товарами и услугами.

Распределительная и перераспределительная функция цены связана с распределением и перераспределением национального дохода республики между различными отраслями экономики, субъектами собственности, регионами, социальными группами населения, инвестициями и сбережениями, накоплением и потреблением. В качестве средства перераспределения используются, как правило, регулируемые цены. Особенно это характерно для цен на товары роскоши и массового потребления. При помощи разницы в ценах на предметы роскоши и первой жизненной необходимости происходит перераспределение семейных бюджетов с высоким уровнем доходов в пользу малообеспеченных категорий населения. Государство в целях социальной защиты населения определяет верхние пределы цен на многие продукты питания, одежду обувь, коммунальные услуги и т.д. Значительные ценовые льготы представлены детям и пенсионерам. В качестве инструмента перераспределения широко используются ставки акциза, НДС и других видов налогов, которые включаются в цену и перекладываются на потребителя. Этим целям служит и государственная политика в определении минимального уровня заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, различного рода трансфертных платежей.

Особую роль ценообразование играет при формировании и использовании национального дохода. Благодаря ценам, национальный доход, созданный в сфере материального производства, перераспределяется в другие сферы экономики. Поскольку основу национального дохода составляет заработная плата, постольку ее уровень в ценовом выражении имеет большое значение в повышении эффективности производства, стимулировании труда работников и формировании вторичных доходов. В завершающем этапе распределения и перераспределения национального дохода на фонд потребления и накопления цена также занимает одно из центральных мест.

Функция сбалансированности состоит в том, что в условиях рыночной экономики цена выступает тем инструментом, который определяет рыночное равновесие на уровне микро, макро и мировой экономики. Функция сбалансированности характерна для рыночной экономики при совершенной конкуренции. В этих условиях цена выступает стихийным регулятором между спросом и предложением. Рост цен обеспечивает увеличение предложения, т.е. насыщение рынка необходимыми товарами и услугами, а их снижение – увеличивает спрос на данную продукцию. Цена рыночного равновесия приводит в оптимальное сочетание спрос и предложение, преодолевая отсутствие избытка и дефицита товаров.

Большое значение цена имеет и в отраслевой сбалансированности экономики. Только это проявляется с помощью ставок ссудного процента и нормы прибыли, что, в конечном счете, находит свое выражение в цене. Капитал устремляется в те отрасли, где высокая прибыль и низкие процентные ставки.

Ценовая политика широко используется государством для сбалансирования пропорциональности между первым и вторым подразделением общественного производства, т.е. между производством средств производства и производством предметов потребления, накоплением и потреблением, между промышленностью и сельскохозяйственным производством, а так же при формировании рациональной региональной структуры национальной экономики и т. д.

Сбалансирование непосредственно связано с национальным размещением факторов производства по территориям, отраслям, предприятиям и фирмам. Именно с помощью механизма цен происходит перелив капитала в те отрасли, которые имеют перспективное развитие или обеспечивают научно-технический прогресс. В централизовано-плановой экономике сбалансирование экономики в основном осуществляется на основе регулирования цен со стороны государства. Однако это не означает, что здесь не проявляют свое действие объективные экономические законы стоимости и спроса. Подтверждением тому является курс государственной политики республики на развитие свободного ценообразования.

Таким образом, цена в экономике выполняет ряд важнейших функций, которые можно свести в следующие границы: