Управление предприятием. Понятие, основные методы и принципы управления.
Производственный процесс на любом предприятии протекает в пространстве и времени. Организация его в пространстве определяет его производственную структуру: состав цехов, участков и рабочих мест, которые необходимы для производства основной и вспомогательной продукции. Все эти звенья и подразделения не могут часто и быстро меняться, т.к. это требует достаточно много времени и средств. Они образую «статику» производства.
Процесс производства непрерывно меняется и во времени. Такие изменения, как правило, не связаны со значительными затратами средств и времени. Организация процесса производства во времени составляет «динамику» этого процесса.
Организация процесса производства в пространстве и во времени связаны. Изменения «статики» - производственной структуры - обязательно ведет к изменениям «динамики». А для изменения «динамики» зачастую приходится менять «статику». «Статику» процесса производства обуславливает организация производства, «динамику» - оперативное управление производством.
Управление предприятием - сознательное воздействие на весь комплекс производственных ресурсов с целью его упорядочения, совершенствования, развития и получения максимального эффекта.
Структура системы управления определяется организацией производства и структурой производственного процесса.
Непрерывное производство (химия, сталь) требует точного соблюдения технологических режимов, поддержание технологических переменных в заданных пределах в течение всего времени производства продукта.
Дискретное производство (машиностроение, приборостроение и т.д.) - координации процессов производства всех деталей и узлов для своевременного поступления на общую сборку.
Принципы управления зависят от вида производства.
Характеристика непрерывного и дискретного производства.
Производственный процесс | Особенности | Принцип управления | Примеры |
непрерывный | протекает непрерывно во времени | стабилизация параметров, устранение отклонений | производство стали, чугуна |
дискретный (прерывный) | выполняется по стадиям с разделением операций | координация, согласование этапов | производство бытовой техники |
Содержанием оперативного управления основным производством является установление места (цеха, участка, рабочего места) и времени (квартала, месяца, декады, смены) изготовления изделий, сборочных единиц, деталей, учет фактического хода производственного процесса, определение отклонений от заранее установленного плана и регулирование хода производства, осуществляемого для того, чтобы ликвидировать последствия нежелательных отклонений и обеспечить своевременное выполнение основных задач оперативного управления.
ОУОП осуществляется на основе годового плана изготовления продукции с поквартальной разбивкой.
Система ОУОП сложное организационно-плановое строение и включает в себя функциональную, элементную и организационную подсистемы.
В функциональном отношении ОУОП представляет собой следующее:
на уровне управления предприятием оно заключается в организации движения предметов в пределах года, квартала, месяца;
на уровне управления цехом - то же в пределах квартала, месяца, недели (пятидневки);
на уровне управления участком - в пределах месяца, недели (пятидневки), суток, смены и по часам.
В поэлементном отношении в зависимости от уровня ОУОП изменяется по используемому составу и квалификации управленческого персонала, математическому обеспечению задач планирования производства, составу и числу используемых комплексов технических средств, составу календарно-плановых нормативов, применяемым планово-учетным единицам, составу и содержанию планово-учетной документации, характеру и напряженности информационных потоков.
В организационном отношении система ОУОП осуществляет свои функции:
на уровне предприятия - через планово-диспетчерский отдел (ПДО);
на цеховом уровне - через планово-диспетчерское бюро;
на уровне участка - с помощью планово-управленческого персонала (мастера, диспетчера).
Указанные подсистемы имеют равное значение для производства и находятся в непрерывном взаимодействии.
К функциям ОУОП относятся :
руководство как процесс принятия решений;
планирование как процесс определения линии поведения объекта управления для достижения поставленной цели;
учет как процесс контроля, анализа и выявления отклонений от заданной планом линии поведения объекта;
регулирование как процесс локализации возникающих отклонений и сохранения заданной линии поведения управляемого объекта.
Система ОУОП включает объемное и оперативно-календарное планирование, учет и диспетчеризацию.
Принципы организации производства.
Организация процесса производства - это упорядочение выполнения технологических операций, обеспечивающее получение результата с заданным качеством в определенные моменты времени.
Правила технологического процесса:
производственные мощности отдельных этапов производства должны быть сбалансированы;
производственный процесс должен иметь непрерывный режим, без простоев и перегрузок, без потерь времени;
процесс должен быть в заданном темпе - ритмичным.
Показатели:
коэффициент ритмичности;
соотношение основного и вспомогательного времени. Если основное меньше вспомогательного, то это говорит о низкой эффективности производства. Доля полезного времени должна возрастать.
Управленческие решения. Выработка и принятие решений - это творческий процесс деятельности руководителей. включает ряд стадий: выработку и постановку цели; изучение проблемы; выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых решений; рассмотрение вариантов решений; выбор и окончательное формулирование решения; принятие решения; доведение решений до исполнителей; контроль за выполнением решений. Под управленческим решением понимают выбор альтернативы; акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. Виды управленческих решений. Организационное решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель организационного решения - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Организационные решения можно разделить на две группы: I)запрограммированные; 2) незапрограммированные. Интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Решения, основанные на суждениях — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Рациональное решение отличается от других тем, что не зависит от прошлого опыта. Оно обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.
Процесс принятия решений:
1. Постановка проблемы состоит в ее обнаружении и оценке.
2.Выявление ограничений и определение альтернатив.
3.Принятие решения,
4.Реализация решения,
5. Контроль за исполнением решения.
Чтобы управленческое решение было эффективным, должны учитываться ряд факторов:
1. Иерархия в принятии решений - делегирование полномочии по принятию решения ближе к тому уровню, на котором имеется больше необходимой информации и который непосредственно участвует в реализации принятого решения.
2.Использование целевых межфункциональных групп, в которых члены, входящие в их состав; отбираются из различных подразделений и уровней организации.
3.Использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей при принятии решений. В данном случае сбор и обработка информации осуществляются без обращения к вышестоящему руководству.
4. Централизация руководства при принятии решения. Процесс принятия решения должен находиться в руках одного (общего) руководителя.
- Объект, предмет и методы изучения дисциплины «Экономика предприятия».
- Общая характеристика фирмы: цели, задачи, функции.
- Понятие «рынок». Основные компоненты рынка.
- Роль государства в регулировании рыночных отношений.
- Классификация и структура предприятий.
- Риски предприятий, их виды и особенности.
- Организационно-правовые формы предпринимательства. Сравнительная характеристика.
- Малое предпринимательство: критерии и особенности функционирования.
- Необходимость и формы объединений предприятий: ассоциации, концерны, консорциумы, холдинги, финансово-промышленные группы.
- Ассоциация - объединение на договорной основе нескольких предприятий с целью совершения конкретных сделок, прибыль или убытки от которых члены ассоциации делят пропорционально вложенному капиталу.
- Маркетинг в системе управления: понятие, цели системы маркетинга.
- Изучение потребителей и сегментация рынка.
- Методы продвижения товаров.
- Основные фонды предприятия: понятие и экономическая сущность.
- Классификация и оценка основных фондов предприятия.
- Износ. Способы начисления амортизации.
- Амортизация основных средств
- Способы начисления амортизации основных средств
- Показатели эффективности использования основных фондов. Показатели движения и использования основных средств
- Оборотные средства предприятия: понятие и экономическая сущность.
- Классификация оборотных средств предприятия. Стадии кругооборота оборотных средств.
- Кругооборот оборотных средств. Показатели оборачиваемости
- Фонды обращения, оборотные фонды. Их состав и характеристика.
- Нормирование оборотных средств.
- Персонал предприятия: понятие, классификация и структура.
- Показатели использования трудовых ресурсов. Стоимостные, натуральные и трудовые показатели производительности труда.
- Планирование численности персонала предприятия.
- Мотивация труда.
- Анализ и оценка эффективности деятельности предприятия. Методы анализа.
- Финансы предприятия: понятие, экономическая сущность, функции.
- Финансовые ресурсы. Предпринимательский и ссудный капитал.
- Основные формы оплаты труда. Элементы тарифной системы оплаты труда.
- Экономическая сущность издержек предприятия. Классификация затрат.
- Элементы затрат предприятия. Состав и характеристика элементов.
- Группировка затрат по статьям калькуляции. Состав и характеристика статей калькуляции.
- Группировка затрат в соответствии с системой «директ костинг». Графическая связь между выручкой, себестоимостью и прибылью предприятия. Точка безубыточности.
- Принципы формирования цены на продукцию, услуги предприятия.
- Порядок формирования и распределения прибыли.
- Основные принципы налогообложения в рф.
- Налоговая нагрузка предприятия.
- Управление предприятием. Понятие, основные методы и принципы управления.
- Организационные структуры предприятия.
- Планирование, виды планирования, методы планирования.
- Стратегическое планирование.
- Технико-экономическое и оперативно-календарное планирование.
- Материально-техническое снабжение на предприятии.
- Логистические системы: понятие, цели системы логистики.
- Свойства логистики
- Концепция и принципы построения логистических цепей.
- Виды информационных логистических систем и принципы их построения
- Логистика закупок, расчёт оптимальных складских запасов. Сущность, цели и задачи закупочной логистики
- Производственный процесс. Понятие производственного процесса. Принципы организации производства.
- Производственная структура предприятия. Различия структур по отраслям материального производства.
- Научно-техническое развития предприятия. Факторы и основные направления нтр предприятия.
- Инвестиции и управление проектами. Понятие и сущность инвестиций.
- Классификация инвестиций. Источники финансирования инвестиций.
- Необходимость разработки и структура бизнес-плана.
- Методы оценки эффективности инвестиционных проектов.
- Понятие несостоятельности (банкротства) предприятия. Процедуры банкротства.
- Процедуры банкротства
- Упрощенные процедуры банкротства
- Пути предотвращения банкротства. Роль банкротства предприятий для экономики страны.
- Экономическая сущность и принципы аренды.
- Сущность и преимущества аренды в форме лизинга на предприятии. Экономическое значение лизинга.
- Франчайзинг как смешанная форма предпринимательства.
- Внешнеэкономическая деятельность предприятия и формы международного разделения труда.