logo
ЭМП шпоры!

Управление предприятием. Понятие, основные методы и принципы управления.

Производственный процесс на любом предприятии протекает в пространстве и времени. Организация его в пространстве определяет его производственную структуру: состав цехов, участков и рабочих мест, которые необходимы для производства основной и вспомогательной продукции. Все эти звенья и подразделения не могут часто и быстро меняться, т.к. это требует достаточно много времени и средств. Они образую «статику» производства.

Процесс производства непрерывно меняется и во времени. Такие изменения, как правило, не связаны со значительными затратами средств и времени. Организация процесса производства во времени составляет «динамику» этого процесса.

Организация процесса производства в пространстве и во времени связаны. Изменения «статики» - производственной структуры - обязательно ведет к изменениям «динамики». А для изменения «динамики» зачастую приходится менять «статику». «Статику» процесса производства обуславливает организация производства, «динамику» - оперативное управление производством.

Управление предприятием - сознательное воздействие на весь комплекс производственных ресурсов с целью его упорядочения, совершенствования, развития и получения максимального эффекта.

Структура системы управления определяется организацией производства и структурой производственного процесса.

Непрерывное производство (химия, сталь) требует точного соблюдения технологических режимов, поддержание технологических переменных в заданных пределах в течение всего времени производства продукта.

Дискретное производство (машиностроение, приборостроение и т.д.) - координации процессов производства всех деталей и узлов для своевременного поступления на общую сборку.

Принципы управления зависят от вида производства.

Характеристика непрерывного и дискретного производства.

Производственный процесс

Особенности

Принцип управления

Примеры

непрерывный

протекает непрерывно во времени

стабилизация параметров, устранение отклонений

производство стали, чугуна

дискретный (прерывный)

выполняется по стадиям с разделением операций

координация, согласование этапов

производство бытовой техники

Содержанием оперативного управления основным производством является установление места (цеха, участка, рабочего места) и времени (квартала, месяца, декады, смены) изготовления изделий, сборочных единиц, деталей, учет фактического хода производственного процесса, определение отклонений от заранее установленного плана и регулирование хода производства, осуществляемого для того, чтобы ликвидировать последствия нежелательных отклонений и обеспечить своевременное выполнение основных задач оперативного управления.

ОУОП осуществляется на основе годового плана изготовления продукции с поквартальной разбивкой.

Система ОУОП сложное организационно-плановое строение и включает в себя функциональную, элементную и организационную подсистемы.

В функциональном отношении ОУОП представляет собой следующее:

В поэлементном отношении в зависимости от уровня ОУОП изменяется по используемому составу и квалификации управленческого персонала, математическому обеспечению задач планирования производства, составу и числу используемых комплексов технических средств, составу календарно-плановых нормативов, применяемым планово-учетным единицам, составу и содержанию планово-учетной документации, характеру и напряженности информационных потоков.

В организационном отношении система ОУОП осуществляет свои функции:

Указанные подсистемы имеют равное значение для производства и находятся в непрерывном взаимодействии.

К функциям ОУОП относятся :

Система ОУОП включает объемное и оперативно-календарное планирование, учет и диспетчеризацию.

Принципы организации производства.

Организация процесса производства - это упорядочение выполнения технологических операций, обеспечивающее получение результата с заданным качеством в определенные моменты времени.

Правила технологического процесса:

Показатели:

Управленческие решения. Выработка и принятие решений - это творческий процесс деятельности руководителей. включает ряд стадий: выработку и постановку цели; изучение проблемы; выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых решений; рассмотрение вариантов решений; выбор и окончательное формулирование решения; принятие решения; доведение решений до исполнителей; контроль за выполнением решений. Под управленческим решением понимают выбор альтернативы; акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. Виды управленческих решений. Организационное решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель организационного решения - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Организационные решения можно разделить на две группы: I)запрограммированные; 2) незапрограммированные. Интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Решения, основанные на суждениях — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Рациональное решение отличается от других тем, что не зависит от прошлого опыта. Оно обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

Процесс принятия решений:

1. Постановка проблемы состоит в ее обнаружении и оценке.

2.Выявление ограничений и определение альтернатив.

3.Принятие решения,

4.Реализация решения,

5. Контроль за исполнением решения.

Чтобы управленческое решение было эффективным, должны учитываться ряд факторов:

1. Иерархия в принятии решений - делегирование полномочии по принятию решения ближе к тому уровню, на котором имеется больше необходимой информации и который непосредственно участвует в реализации принятого решения.

2.Использование целевых межфункциональных групп, в которых члены, входящие в их состав; отбираются из различных подразделений и уровней организации.

3.Использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей при принятии решений. В данном случае сбор и обработка информации осуществляются без обращения к вышестоящему руководству.

4. Централизация руководства при принятии решения. Процесс принятия решения должен находиться в руках одного (общего) руководителя.