8.1. Система государственного регулирования отраслей
Осуществляя воздействие на экономику, государство, как правило, преследует следующие цели:
– достижение постоянного устойчивого экономического роста;
– обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;
– обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
– обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;
– создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;
– равновесие во внешнеэкономической деятельности.
Достичь этих целей одновременно практически невозможно. Найти сбалансированное соотношение – это и есть главное в экономической политике государства.
Можно выделить два основных направления осуществления государственного регулирования. Первое – это регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т. п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано. Второе – это регулирование развития национального хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь присутствуют, главным образом, финансово-экономические методы воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении. Достигается это регулирование путем применения системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных программ и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
К инструментам экономической политики относят административные (запреты, разрешения, принуждения), экономические (финансовая политика, денежно-кредитная политика, программирование, прогнозирование), институциональные методы государственного регулирования. Финансовая политика, включающая в себя бюджетную и фискальную, представляет собой механизм по реализации целей экономической политики и является одним из составных элементов общей экономической политики как таковой. При помощи сугубо экономических регуляторов, свойственных рыночному хозяйству, – налогообложения, кредитования, инвестирования – государство побуждает принимать желательные варианты хозяйственной деятельности, удовлетворяющие общественные потребности.
Основные направления воздействия финансово-бюджетного механизма государства на процесс расширенного воспроизводства следующие:
– бюджетное субсидирование;
– государственные инвестиции в экономику;
– прямое субсидирование предприятий в виде дотаций или возвратных ссуд, кредитная политика;
– введение при необходимости денежно-кредитных ограничений;
– лицензирование;
законодательство о торговле;
финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
– налоговая политика.
Процесс функционирования финансовой системы для выполнения определенных целей на уровне государства представляет собой финансовую политику. Одной из главных проблем, в решении которой участвует государство, используя финансовые ресурсы, является социально-распределительная. Однако для решения этой проблемы необходима аккумуляция государственных доходов. В самом общем виде сбор финансовых средств подразделяют на налоговые и неналоговые доходы. На налоговой системе лежит ответственность за обеспечение изъятий у субъектов достаточных финансовых ресурсов, пополнение государственного бюджета, а также за сохранение относительной стабильности и рост их деловой активности. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать хозяйственную деятельность, а, следовательно, развитие тех или иных отраслей национальной экономики; создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Налоги создают основную часть доходов государственного, региональных и местных бюджетов, обеспечивая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть.
Рассмотрим подробнее некоторые направления государственного регулирования.
Регулирование налогообложения в настоящее время предусматривает создание простой, понятной системы налогообложения. Совершенствование налоговой системы в дальнейшем будет включать:
Рационализацию налогообложения физических лиц.
Уточнение расчета необлагаемого минимума.
Существенное уменьшение ставки совокупных отчислений в социальные фонды.
Пересмотр и резкое сокращение налоговых и таможенных льгот.
Конкретизацию условий предоставления налогового инвестиционного кредита.
Реальную жесткую регламентацию перечня налогов, которые могут вводить субъекты Федерации и местные органы власти.
Регламентацию процедуры внесения поправок в налоговое законодательство.
Улучшение информирования налогоплательщиков.
Следующим направлением является совершенствование банковской и финансовой систем.
В кратчайшие сроки нужно реализовать программу реструктуризации банковской системы:
осуществить банкротство несостоятельных коммерческих банков;
создать благоприятные условия для увеличения присутствия в России иностранных банков;
повысить прозрачность банковской системы;
совершенствовать систему банковского надзора;
ускорить функционирования закона о гарантиях вкладов граждан.
В области внешнеэкономической и таможенной политики предусматриваются ряд мероприятий. Необходимо активизировать усилия по вступлению в ВТО, а также работу по связанной с этим коррекции законодательства. Новые акты, затрагивающие сферу внешней торговли и таможенного режима, следует разрабатывать с учетом требований ВТО. Упрощается порядок таможенного регулирования в отношении товаров, ввозимых, на территорию России в режиме временного ввоза. Также необходимо упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и выдачи технических условий на реализацию инвестиционных проектов. Необходимо ускорить создание зоны свободной торговли со странами СНГ. В методике начисления НДС для конечной продукции целесообразно как можно скорее перейти на мировую практику: облагать экспорт по нулевой ставке. Для сырья и энергоносителей предпочтительно временно сохранить существующий порядок начисления НДС.
Существенного совершенствования требует валютное регулирование. В этой части необходимо осуществить следующие меры:
отменить лицензирование ввоза иностранного капитала на территорию России;
ввести уведомительный порядок регистрации иностранных инвестиций, кроме изъятий, установленных законодательно;
упростить выдачу налоговых кредитов и освобождений.
Еще одним важным направлением государственного регулирования является защита прав собственности. Необходимо создать прецеденты пресечения действий мажоритарных инвесторов и менеджеров компаний по ущемлению прав собственности в отношении меньшинства акционеров, а также внести соответствующие изменения в закон “Об акционерных обществах”, исключающие злоупотребления со стороны большинства инвесторов и совета директоров.
Требуется законодательно расширить права меньшинства акционеров и аутсайдеров, особенно в вопросах доступа к информации, организации собраний акционеров и представительства в совете директоров.
Необходимо ввести дополнительные меры защиты добросовестных приобретателей ценных бумаг от действий органов власти. Недопустимо признавать ценные бумаги недействительными, если отчет об итогах выпуска данных бумаг прошел в установленном порядке регистрацию в соответствующем регистрирующем органе. Недопустимо налагать арест на ценные бумаги, приобретенные добросовестным приобретателем, даже если один из предыдущих переходов прав собственности произошел с нарушением законодательства, иначе за ошибки регистрирующих органов будут нести ответственность инвесторы.
Государство должно стимулировать создание компенсационных фондов профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями, за счет средств которых компенсировались бы потери инвесторов, возникшие по вине инфраструктурных институтов.
Требуется срочно доработать правовые основы мероприятий, связанных с банкротством предприятий, ужесточить уголовную и административную ответственность за действия (или бездействия), приводящие к нарушению интересов инвесторов, в первую очередь прямых иностранных инвесторов.
Чрезвычайно важным направлением государственного регулирования является контроль границ входа на рынок. Необходимо упростить процедуры по организации бизнеса. Одновременно требуется создание независимого института для апелляций. Для внедрения подобной процедуры потребуется изменение местных законодательных актов. Барьеры входа на рынок должны быть прозрачны.
В области бухгалтерского учета необходимо принимать срочные меры как в плане повышение качества работы над российскими стандартами учета, так и в плане организации контроля над процессом разработки и принятия стандартов. В этой связи требуется:
Пересмотреть состав и полномочия Межведомственной комиссии по реформе бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Предложить Международному центру по реформе системы бухгалтерского учета провести срочную экспертизу принятых нормативных документов с целью выявления несоответствия данных документов международным стандартам.
Поручить Межведомственной комиссии пересмотреть уже принятые положения по бухгалтерскому учету в соответствии с результатами их экспертизы. Обязать Комиссию рассматривать подготовленные проекты положений бухгалтерского учета только при наличии соответствующих положительных заключений международных экспертов (Комитета по МСФО, МЦРСБУ).
Повысить роль института профессиональных бухгалтеров. Необходимо срочно рассматривать вопрос о возможных источниках финансирования мероприятий по переходу на международные стандарты, в частности, о возможности привлечения средств международных организаций-доноров.
Особое внимание уделяется защите прав интеллектуальной собственности. Требуется не только защищать зарегистрированные торговые марки, выданные патенты, осуществлять защиту от подделки продукции, но и ввести преследование за подражание названию, цвету, дизайну, как это предусмотрено законодательством. Необходимо повысить эффективность деятельности правоохранительных органов в этой сфере.
Таким образом, методы государственного регулирования деятельности различных отраслей и национальной экономики в целом, чрезвычайно разнообразны и способствуют преодолению последствий стихийного рыночного развития.
- Г. А. Дремина экономика отрасли
- Оглавление
- Введение
- Предмет, метод и содержание курса "экономика отрасли"
- 1.1. Предмет курса “Экономика отрасли”
- 1.2. Понятие отрасли
- 1.3. Отрасль и рынок
- 1.4. Современные классификаторы экономической деятельности
- 2. Отрасль в системе национального хозяйства
- Место сферы услуг в экономике
- Типы услуг
- Функции и роль бытового обслуживания населения
- Характеристика состояния сферы услуг в России
- 2.4. Динамика рынка бытовых услуг в России
- 3. Условия возникновения отрасли
- 3.1. Экономические границы отрасли
- 3.2. Жизненный цикл отрасли
- 3.3. Факторы, определяющие развитие сферы услуг
- 4. Структура отрасли
- 4.1. Понятие и показатели структуры отрасли
- 4.2. Типы рыночных структур
- 4.3. Структура сферы услуг
- 4.4. Эволюция отраслевой структуры экономики России
- 5. Отраслевые организационно-экономические процессы
- 5.1. Формы концентрации производства в отрасли
- 5.2. Оценка уровня концентрации на отраслевых рынках
- Концентрация производства и монополизации рынка
- 5.4. Интеграционные процессы в отрасли
- 1. Компании холдингового типа.
- 2. Ассоциация предприятий.
- 3. Финансово-промышленные группы (фпг).
- 5.5. Слияния и поглощения
- Конгломератные слияния объединяют фирмы из разных отраслей, подотраслей или разных регионов.
- Рыночная власть и контроль
- 6. Размещение предприятий отрасли
- Экономика размещения предприятий
- Факторы, определяющие размещение предприятий в отрасли
- 6.3. Размер предприятия и факторы, его определяющие
- 6.4. Диверсификация деятельности предприятий
- 7. Поведение фирм в отрасли
- 7.1. Олигополистическая взаимосвязь и кооперация
- 7.2. Олигополистическое ценообразование
- 7.3. Неценовая конкуренция
- 7.4. Дифференциация продукта
- 7.5. Ценовая дискриминация
- 8. Функционирование отрасли
- 8.1. Система государственного регулирования отраслей
- 8.2. Основные направления экономического развития Российской Федерации
- 8.3. Научно-техническое развитие отраслей экономики
- 8.4. Перспективы развития сферы услуг
- 8.5. Направления повышения эффективности оказания бытовых услуг
- Заключение
- Структура мсок (3-я редакция, издание 1990)
- В – Рыболовство
- М – Образование
- Экономика отрасли
- 644099, Г. Омск, ул. Красногвардейская, 9