4.6.1. Авторский договор.
Предмет авторского договора – передача прав автора на использование его произведения определенным способом и в установленных договором пределах.
Авторское право охраняется Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Если произведение создано совместным творческим трудом двух или более лиц, они считаются соавторами, авторское право на такое произведение принадлежит им совместно.
Международным знаком охраны авторских прав является, согласно Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве, знак копирайта в виде знака © и имени обладателя авторских прав. Знак копирайта помещается на каждом печатном экземпляре произведения.
Авторским правом обладают также составители сборников произведений (авторское право на подбор и расположение материалов), переводчики, составители сокращенных и упрощенных вариантов и т.д. Названные лица могут пользоваться своим правом только при соблюдении прав авторов используемых ими оригиналов.
В случае смерти автора авторские права действуют в течение 50 лет после его смерти. В случае отсутствия завещания автора наследниками становятся родственники в соответствии с общими правилами наследования по закону. По истечении установленного законом срока произведение становится общенародным достоянием и для его публикации авторского договора не требуется.
Авторский договор на издание и переиздание книги называется издательским. Сторонами такого договора могут быть, с одной стороны, автор, его наследники, другие правопреемники, с другой стороны, физические или юридические лица, обязующиеся издать или переиздать произведение. Договор предусматривает передачу автором издательству имущественного права на воспроизведение, распространение и импорт произведения, способ воспроизведения (печать), срок действия (если не указан, то 5 лет) и территорию действия (если не указана, то территория Российской Федерации), размер и условия выплаты авторского вознаграждения, максимальный тираж (если авторское вознаграждение фиксировано) и т.д. Заключая договор, издатель приобретает интеллектуальный входной ресурс для своей деятельности.
В определенных случаях автор при заключении договора выступает как предприниматель – например, автор «бестселлеров» может сам устанавливать размеры и условия выплаты гонорара, заключать договоры с несколькими издательствами, выставлять авторские оригиналы своих новых произведений на издательский аукцион. Такую практику применяет в последнее время Стивен Кинг, Даниэла Стил и ряд других авторов, книги которых издаются за рубежом миллионными тиражами.
Авторское вознаграждение (гонорар) может выплачиваться по различным схемам:
-
по фиксированной ставке за все произведение (с авансом или без аванса);
-
по фиксированной ставке за единицу текста (за единицу произведения прозы принимается авторский лист в 40 000 знаков, включая знаки препинания, или 700 строк поэтического текста или 3 тыс. кв. см отпечатанных иллюстраций, таблиц, карт, графиков);
-
по системе «роялти» – автор получает процент от выручки реализованной издательской продукции;
-
оплата автору производится определенным количеством книг, которые затем реализует сам автор либо по его поручению издательство или книготорговая фирма.
Возможны также и комбинации указанных вариантов.
Дополнительно авторским договором может признаваться право автора на авторскую корректуру (обычно без вознаграждения и в согласованные сроки), на определенное количество авторских экземпляров, наличие копирайта, определяться солидарная ответственность коллектива авторов.
Договор заключается в письменной форме.
Нарушение авторских прав преследуется по закону. Издания, для которых установлено, что они выпущены в нарушение авторских прав (контрафакты), по решению суда подлежат конфискации и уничтожению. Имущественную ответственность несет в этом случае недобросовестный издатель. Уголовный кодекс РФ (статья 146) предусматривает также лишение свободы сроком до 5 лет в случае нарушения авторских прав, нанесших значительный ущерб.
Авторский договор заказа – вид авторского договора, по которому автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Подписывается на основании плана-проспекта, предоставляемого автором издателю. Обычно предусматривает аванс автору и санкции за нарушение сроков сдачи авторского оригинала. Договор заказа заключается также с художником-оформителем книги.
Лицензионный авторский договор – вид авторского договора на право издания произведения в переводе на другой язык. Заключается с владельцем авторского права на оригинальное произведение. В отличие от обычного авторского договора лицензионный договор оплачивается, как правило, на основе фиксированной ставки по факту его заключения.
- 3.1. Особенности книжного рынка
- Раздел I
- 1.1. Сущность и виды предпринимательской деятельности
- 1.2 Что такое предпринимательство
- 1.3 Внешняя и внутренняя среда предпринимательства
- 1.4. Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле
- 1.5 История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России
- 1.6 Современные тенденции предпринимательской деятельности
- 1.7. Проверьте себя
- Что такое предпринимательство?
- Тема 2. Психология и культура предпринимательства
- 2.1 Книжное дело как культурный и деловой процесс
- 2.2 Профессионализм и деловая активность
- 2.3. Деловая репутация в бизнесе
- 2.4. Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы
- 2.5 Психология предпринимателя
- 2.6. Культура предпринимателя
- 2.7. Деловая этика и деловой этикет
- 2.8 Проверьте себя
- Раздел II
- Тема 3. Экономика предпринимательства
- 3.1. Особенности книжного рынка
- 3.2 Законы спроса и предложения
- 3.3 Циклы воспроизводства
- 3.4 Основной и оборотный капитал
- 3.5 Источники пополнения капитала
- 3.6 Доход, издержки, прибыль
- 3.7. Факторы, влияющие на получение прибыли
- 3.8. Регулирующая роль цены
- 3.9 Цена равновесия
- 3.10 Проверьте себя
- Тема 4. Правовые формы предпринимательства
- 4.1. Форма собственность как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности
- 4.2. Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела
- 4.3. Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле
- 4.3.1. Индивидуальное предпринимательство.
- 4.3.2 Коллективное предпринимательство
- 4.3.2.1 Товарищество (партнерство)
- 4.3.2.2. Корпорации
- 4.3.2.3. Производственные кооперативы
- 4.3.2.4. Унитарные предприятия
- 4.3.3. Объединения фирм.
- 4.3.4. Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).
- 4.4. Малое и среднее предпринимательство
- 4.5. Документы правового регулирования предпринимательства
- 4.6. Виды договоров
- 4.6.1. Авторский договор.
- 4.6.2. Договор купли-продажи.
- 4.6.3. Договор подряда
- 4.6.4. Заем и кредит (ст. 807-823).
- 4.6.5. Договор комиссии (поручение продажи).
- 4.7. Проверьте себя
- Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью
- Тема 5. Организация управления фирмой
- 5.1. Типы структур управления. Выбор структуры управления
- 5.2. Организация управления предпринимательской деятельностью
- 5.3. Система подготовки и принятия решений
- 5.4. Маркетинг в предпринимательской деятельности
- 5.5. Работа с персоналом
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Проверьте себя
- Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле
- 6.1. Планирование и его виды
- 6.2. Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия
- 6.3. Бизнес-план фирмы
- 6.4. Проверьте себя
- Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы
- 7.1. Источники информации в предпринимательской деятельности
- 7.2. Информационные технологии
- Для авторов и литературных агентств:
- 7.3. Проверьте себя
- Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности
- Тема 8. Финансы в книжном деле
- 8.1. Финансовые ресурсы и их источники
- 8.2. Система финансовых расчетов. Наличные операции
- 8.3. Безналичные операции
- 8.4. Налогообложение предпринимательской деятельности
- 8.5. Управление оборотным капиталом и прибылью
- 8.6. Инвестиции
- 8.7. Бухгалтерский учет
- 8.8. Расчет безубыточности
- 8.9. Ценообразование
- 8.10. Экспресс-анализ финансового состояния
- 8.11. Проверьте себя
- Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле
- 9.1. Товарные запасы книжной торговли
- 9.2. Организация сбыта товарной продукции
- 9.3. Планирование реализации и товарного покрытия
- 9.4. Выбор партнера. Организация договорного процесса
- 9.5. Действия по организации поставок
- 9.6. Логистика управления материальными потоками
- 9.7. Проверьте себя
- Раздел V. Создание фирмы и ее становление
- Тема 10. Этапы организации фирмы 1
- 10.1. Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача
- 10.2. Исследования рынка
- 10.3. Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности
- 10.4. Организационный бизнес-план
- 10.5. Расчет стартового капитала
- 10.6. Учреждение и регистрация фирмы
- 10.7. Стадии развития фирмы
- 10.8. Проверьте себя
- Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности
- 11.1. Предпринимательский риск и его виды
- 11.2. Пути и методы снижения риска
- 11.3. Информационная безопасность фирмы
- 11.4. Коммерческая тайна и ее защита
- 11.5. Служба безопасности фирмы
- 11.6. Проверьте себя