4.6.2. Договор купли-продажи.
Издательский договор дает старт издательскому процессу. Осуществление издательского процесса требует затрат материальных ресурсов, необходимых для изготовления тиража. Ресурс-результат, тираж, необходимо реализовать через книготорговые каналы, которые, в свою очередь, обеспечивают дистрибьюцию тиража и его продажу конечному потребителю. Смена собственности на ресурсы-затраты и ресурсы-результаты осуществляется путем совершения актов купли-продажи.
ГК РФ предусматривает следующие виды договоров купли/продажи.
Договор розничной купли-продажи предусматривает продажу товара для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Имеет принципиальное значение для всего книжного дела, так как относится к отношениям, возникающим при переходе книги из сферы обращения в сферу потребления.
Отношения розничной купли/продажи регламентируются ст. 492-505 ГК РФ, Законом «О защите прав потребителя», «Правилами продажи отдельных видов товаров».
Как правило, договор заключается в устной форме и считается заключенным с момента выдачи продавцом кассового или товарного чека или иного документа. Если купленная книга не имеет претензий по качеству, то на нее не распространяется положение Закона «О защите прав потребителя» о возврате товара потребителем.
Договор поставки. В Российской Федерации это важнейший правовой документ, регулирующий товарообмен между товаропроизводителями и поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий, между товаропроизводителями и оптовыми и розничными торговыми фирмами, т.е. куплю/продажу в предпринимательских целях.
Договор поставки имеет следующие признаки:
-
сугубо предпринимательская направленность,
-
долгосрочный и систематический характер (заключается, как правило, на год),
-
несовпадение моментов заключения договора и его исполнения,
-
однородность поставляемых товаров (книги, бумага, картон и т.д.),
-
целевое назначение.
Договоры поставки обеспечивают непрерывность потока товаров производственного назначения в сферу производства и потока товаров из сферы производства в сферу обращения, избавляя тем самым стороны от необходимости заключать договоры о разовых куплях/продажах однородных товаров.
Договоры поставки охватывают значительную часть товарооборота между фирмами. Регламентируются ст. 506-524 ГК РФ. Большинство издательств заключают договора поставки своей продукции с оптовыми и розничными книготорговыми фирмами. Между оптовыми и розничными книготорговыми предприятиями также заключаются договора поставки.
В договоре поставки указываются:
-
объект поставки,
-
срок действия,
-
порядок и документальное оформление поставки,
-
регламент доставки,
-
порядок урегулирования разногласий по качеству, некомплектности, несовпадению количества,
-
порядок расчетов,
-
штрафные санкции.
Договор поставки может иметь форму, соответствующую фирменному стандарту, и может конкретизироваться в дополнительных соглашениях о ценах, ассортименте, предпродажной подготовке, информационном обмене и т.д.
Договор поставки имеет следующие преимущества:
-
гарантирует поставщику сбыт его продукции на длительный период,
-
гарантирует покупателю поступление оборотных средств на длительный период,
-
значительно сокращает трансакционные издержки договаривающихся сторон,
-
позволяет планировать деятельность на длительный период,
-
способствует установлению прочных деловых связей.
Если в договоре поставки не определены порядок и форма расчетов, то расчеты осуществляются платежными поручениями. ГК РФ предусматривает следующие схемы расчетов (ст. 486-489):
-
предварительная или авансовая, полная или частичная оплата до отгрузки товаров (предоплата);
-
оплата поставки после передачи товара покупателю (поставка в кредит). Если иное не предусмотрено договором, товар с момента передачи покупателю и до его оплаты считается в залоге у продавца;
-
оплата в рассрочку.
В случае нарушения сроков оплаты договор поставки может предусматривать санкции, например в виде штрафа, равного определенному проценту от цены поставки за каждый день просрочки платежа.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнении работ или оказании услуг)» с 1995 г. все взаиморасчеты между поставщиками и покупателями должны быть осуществлены в трехмесячный срок со дня фактического получения товаров покупателем (дебитором).
Специальные случаи купли/продажи предусматриваются в договорах энергоснабжения, продажи недвижимости, продажи предприятий.
- 3.1. Особенности книжного рынка
- Раздел I
- 1.1. Сущность и виды предпринимательской деятельности
- 1.2 Что такое предпринимательство
- 1.3 Внешняя и внутренняя среда предпринимательства
- 1.4. Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле
- 1.5 История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России
- 1.6 Современные тенденции предпринимательской деятельности
- 1.7. Проверьте себя
- Что такое предпринимательство?
- Тема 2. Психология и культура предпринимательства
- 2.1 Книжное дело как культурный и деловой процесс
- 2.2 Профессионализм и деловая активность
- 2.3. Деловая репутация в бизнесе
- 2.4. Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы
- 2.5 Психология предпринимателя
- 2.6. Культура предпринимателя
- 2.7. Деловая этика и деловой этикет
- 2.8 Проверьте себя
- Раздел II
- Тема 3. Экономика предпринимательства
- 3.1. Особенности книжного рынка
- 3.2 Законы спроса и предложения
- 3.3 Циклы воспроизводства
- 3.4 Основной и оборотный капитал
- 3.5 Источники пополнения капитала
- 3.6 Доход, издержки, прибыль
- 3.7. Факторы, влияющие на получение прибыли
- 3.8. Регулирующая роль цены
- 3.9 Цена равновесия
- 3.10 Проверьте себя
- Тема 4. Правовые формы предпринимательства
- 4.1. Форма собственность как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности
- 4.2. Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела
- 4.3. Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле
- 4.3.1. Индивидуальное предпринимательство.
- 4.3.2 Коллективное предпринимательство
- 4.3.2.1 Товарищество (партнерство)
- 4.3.2.2. Корпорации
- 4.3.2.3. Производственные кооперативы
- 4.3.2.4. Унитарные предприятия
- 4.3.3. Объединения фирм.
- 4.3.4. Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).
- 4.4. Малое и среднее предпринимательство
- 4.5. Документы правового регулирования предпринимательства
- 4.6. Виды договоров
- 4.6.1. Авторский договор.
- 4.6.2. Договор купли-продажи.
- 4.6.3. Договор подряда
- 4.6.4. Заем и кредит (ст. 807-823).
- 4.6.5. Договор комиссии (поручение продажи).
- 4.7. Проверьте себя
- Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью
- Тема 5. Организация управления фирмой
- 5.1. Типы структур управления. Выбор структуры управления
- 5.2. Организация управления предпринимательской деятельностью
- 5.3. Система подготовки и принятия решений
- 5.4. Маркетинг в предпринимательской деятельности
- 5.5. Работа с персоналом
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Проверьте себя
- Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле
- 6.1. Планирование и его виды
- 6.2. Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия
- 6.3. Бизнес-план фирмы
- 6.4. Проверьте себя
- Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы
- 7.1. Источники информации в предпринимательской деятельности
- 7.2. Информационные технологии
- Для авторов и литературных агентств:
- 7.3. Проверьте себя
- Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности
- Тема 8. Финансы в книжном деле
- 8.1. Финансовые ресурсы и их источники
- 8.2. Система финансовых расчетов. Наличные операции
- 8.3. Безналичные операции
- 8.4. Налогообложение предпринимательской деятельности
- 8.5. Управление оборотным капиталом и прибылью
- 8.6. Инвестиции
- 8.7. Бухгалтерский учет
- 8.8. Расчет безубыточности
- 8.9. Ценообразование
- 8.10. Экспресс-анализ финансового состояния
- 8.11. Проверьте себя
- Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле
- 9.1. Товарные запасы книжной торговли
- 9.2. Организация сбыта товарной продукции
- 9.3. Планирование реализации и товарного покрытия
- 9.4. Выбор партнера. Организация договорного процесса
- 9.5. Действия по организации поставок
- 9.6. Логистика управления материальными потоками
- 9.7. Проверьте себя
- Раздел V. Создание фирмы и ее становление
- Тема 10. Этапы организации фирмы 1
- 10.1. Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача
- 10.2. Исследования рынка
- 10.3. Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности
- 10.4. Организационный бизнес-план
- 10.5. Расчет стартового капитала
- 10.6. Учреждение и регистрация фирмы
- 10.7. Стадии развития фирмы
- 10.8. Проверьте себя
- Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности
- 11.1. Предпринимательский риск и его виды
- 11.2. Пути и методы снижения риска
- 11.3. Информационная безопасность фирмы
- 11.4. Коммерческая тайна и ее защита
- 11.5. Служба безопасности фирмы
- 11.6. Проверьте себя