logo
Статистика конспект лекций часть 2 для ЧГПУ им

3.1.2. Показатели конъюнктуры рынка.

Показатели конъюнктуры рынка формируются по следующим разделам:

  1. предложение товаров (объем, структура, динамика);

  2. покупательский спрос (степень удовлетворения);

  3. пропорциональность рынка (соотношение спроса и предложения, структура товарооборота, региональная структура рынка и др.);

  4. тенденция развития рынка (темпы роста, тренды продаж, цен, то­варных запасов и др.);

  5. колеблемость, цикличность рынка;

  6. деловая активность (портфель заказов, его динамика, размер и динамика сделок);

  7. коммерческий риск (инвестиционный риск, риск принятия мар­кетинговых решений);

  8. масштаб рынка, уровень монополизации и конкуренции (число фирм по каждому виду товара, разделение рынка — группировка фирм по доле их объема в продаже);

  9. емкость рынка (количество или стоимость продуктов и услуг, ко­торые могут быть куплены в определенный период).

Приведем некоторые количественные зависимости для показателей конъюнктуры рынка.

Показатель риска банкротства фирмы — скоринговая модель (от английского scoreзадолженность) А. Альтмана (США):

Zф=1,2х1+1,4х2+3,3х3+0,6х4=10,0х5;

где х1 — соотношение оборотного капитала и суммы активов; х2соот­ношение нераспределенного дохода и суммы активов; х3 — отношение операционных расходов к сумме активов; х4 — отношение рыночной стоимости акций фирмы к общей сумме долга; х5отношение суммы продаж к сумме активов.

При z< 2,675 — грозит банкротство;

При z > 2,675 — положение не внушает опасений (вероятность банкротства не превышает 3%).

Показатель емкости рынка:

где — численность; i — группы потребителей; К — уровень потребле­ния продукта; Эх — коэффициент эластичности цен от дохода; Р — объем страхового резерва товаров; Н — насыщенность рынка; Иффизиче­ский износ товаров; Им — моральный износ товаров; А — другие (кроме рынка) источники удовлетворения спроса; С — доля конкурентов на рынке.

Насыщенность рынка может бьпъ определена так:

Нк н+П-В ;

где Нк — наличие товаров на конец периода; Нн — наличие товаров на начало периода; П — поступление товаров за период; В — выбытие то­варов за период.

Уровень конкуренции для данной фирмы:

Кффк ;

где Дфдоля рынка данной фирмы; Дк — доля рынка крупнейшей кон­курирующей фирмы.

Если этот показатель больше единицы, то уровень конкуренции для данной фирмы считается низким.

Уровень монополизации рынка:

Здесь — максимальная доля рынка данной фирмы; — доля рынка i-й фирмы; п — число фирм на данном рынке.

При = 0 —полное отсутствие монополизации; при =1 —абсо­лютная монополизация.

Уровень конкуренции рынка:

Ккон=1-Км ;

Уровень конкурентоспособности товара:

Кэф= Э/3;

где Э —полезный эффект от реализации товара; 3  затраты на созда­ние и использование товара.