logo
Voprosy_k_ekzamenu_po_ekonomike_za_II_semestr

Глава 12. Рыночный механизм формирования доходов и проблем социальной

ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.

Распределение доходов тесно связано с распределением ресурсов.

Спор между сторонниками и противниками государственного регулирования в области распределения сво-дится к проблеме соотношения между эффективностью и равенством (единство и различие позитивной и нормативной Э.Т.). Оценочные суждения являются основой нормативной экономической теории, цель которой описать идеальные модели общественного устройства. Позитивная Э.Т. изучает уже существующие системы отношений.

Государственное регулирование экономики направлено на повышение эффективности общественного производст-ва, обеспечение социальной справедливости и стабильности.

Большинство экономистов считают, что неравномерность в распределении доходов – явление устойчивое. Теоре-тически корректно определить, какую часть общественного дохода следует перераспределить в пользу беднейших, не-возможно.

Доход в самом общем виде – это та сумма денег, которую человек зарабатывает или получает в течение опреде-ленного времени (обычно 1 год). Величина дохода, оцениваемая в деньгах –номинальный доход, а сумма товаров и ус-луг, которые можно приобрести на денежные доходы – реальный доход (различия между ними образуются за счет инфляции, налогов и натуральных трансфертов).

Функциональное распределение доходов – это распределение их между факторами: труд, капитал, природные ре-сурсы и предпринимательские способности, в результате которого формируются такие первичные доходы, как заро-ботная плата, процент, рента, прибыль.Функциональное распределение можно представить как соотношение между доходами от труда и от собственности.

В современных условиях социальный статус размывается – наемные работики одновременно являются собстаен-никами капитала, владея различными видами ценных бумаг, недвижимостью, организуя частный бизнес.

Совокупные доходы населения формируются из разных источников и перераспределяются между семьями в зави-симости от их величины и состава. Неравномерность персонального распределения доходов можно измерить на осно-ве методологии Парето-Лоренца-Джини.

Согласно «закону Парето», между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависи-мость,т.е. персональное распределение доходов устойчиво неравномерно («коэффициент Парето»). В концепции Па-рето дифференциация дохода рассматривается как неизменная и независимая от социальных и политических факторов величина.

Биссектриса ОА показывает абсолютное равенство распределения доходов.Кривая 1 отражает фактическое рас-пределение доходов до вычета налогов; кривая 2 - после вычета налогов; кривая 3 – с учетом трансферных платежей.

Обратная зависимость между относительными величинами дохода (богатства) и числом их получателей, выражен-ная графически, называется кривой концентрации или кривой Лоренца. Степень неравенства (или степень концентра-ции) математически выражается площадью фигуры над кривой фактического распределения, соотнесенной с пло-щадью треугольника ОАВ – индекс Джинни.

Взаимосвязь доходов и богатства прямая (уровень дохода определяет размер богатства) и обратная (чем выше бо-гатство, тем выше доходы от него).

Дифференциация доходов складывается под воздействием разнообразных факторов, имеющих экономическую, демографическую, социобиологическую или политическую природу. Среди причин неравномерности распределения доходов выделяют : различия в способностях, различия образования и квалификации, трудолюбием, мотивацию, инициативность, везение, дискриминацию, размер и состав семьи, владение собственностью и др, которые можно ус-ловно разделить на зависящие и не зависящие от личных усилий доходополучателей. В целом доходы распределены более неравномерно по факторам собственности, чем по трудовым.

Существующие системы социальной защиты направлены на поддержание определенного (гарантированного) уровня доходов и потребления услуг здравоохранения, образования и пр. социально слабыми, малообеспеченными слоями населения. Формой социальной защиты в условиях инфляции является индексация доходов, т.е. система мер, компенсирующяя (в установленной мере) потерю доходов в результате роста стоимости жизни. Оценка изменения стоимости жизни осуществляется из расчета индекса цен и тарифов фиксированного набора товаров и услуг, состав-ляющих потребительскую корзину. Принципиально важно, по минимальной или средней корзине ведется индексация.

Система социальной защиты направлена на поддержание реальных, а не номинальных доходов, поэтому сочетают в себе меры, компенсирующие потерю денежных доходов и натуральные выплаты и льготы.

Материальной базой государственного перераспределения доходов являются государственные финансы. Прогрес-сивное воздействие прямых налогов обычно ослабляется регрессивным эффектом от косвенных. Косвенные налоги отражены в ценах, а значит влияют не только на номинальные, но и на реальные доходы .И все плательщики косвенных налогов участвуют в финансировании расходов по выплате социальных трансфертов.