logo
Мировая Экономика (Лекции)

Некоторые особенности внешнеторговой политике в современных условиях.

Современная торговая политика государств отличается развитием, соперничеством, противоборством двух основных тенденций, а именно, протекционизмом и либерализацией. К каждый из этих направлений преобладает в определенный период развития региональной и мировой торговли. С вершины начала нового десятилетия нашего века можно сказать, что в 50-60–ые преобладали тенденции к либерализации, в 70-80-ые мы наблюдаем возврат к формам, так называемого, нового протекционизма. Тенденция к либерализации 50-60-х принимала форму уменьшения величины таможенных, сокращение использования валютных и количественных ограничений. Если в середине 50-х средняя величина таможенных пошлин в европейских странах и США составляла 30-40%, то в 70-х годах она уменьшилась до 7-10%, а сейчас колеблется где-то в пределах 3-5%. Однако снижение уровня таможенной защиты вовсе не означает ликвидацию регулирования. Современная система приобретает более гибкий характер в связи с расширением использования новейших средств протекционистской защиты. Протекционизм приобретает специфический региональный характер, принимает форму создания новых и расширения старых интеграционных группировок. Так, например, соглашение об ассоциации почти 60 развивающихся стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, заключенный на базе американского соглашения в 70-ые годы, фактически означал льготный режим одной группы развивающихся стран в противовес всем остальным. Активизируется создание новых замкнутых экономических группировок развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америки. В результате вышеперечисленной тенденции, становится постепенное размывание принципа равенства всех участников внешнеторговой деятельности, воплощенного в системе режима наибольшего благоприятствования. Внутри новых группировок происходит либерализация обмена, т.е. вводятся особые специфические условия внутрирегионального внешнеторгового обмена. В отношении с третьими странами возникает усиление дискриминационного режима. На глобальном уровне вводятся новые правила протекционистского регулирования. Например, активизируется применение, так называемых, развязывающих, позволяющих повышать таможенные пошлины в случае нанесения значительного ущерба национальной промышленности, пострадавшей от импорта иностранных товаров. Вместо таможенных пошлин занимают меры не количественного протекционизма и прежде всего количественные ограничения (стандарты, технические условия, нормы экологической безопасности и т.д.), действие которых носят избирательный характер. Если говорить о равнодействующей тенденции, то можно сделать вывод, что результатом становится либерализация мировой торговли при большей гибкости протекционистских мер. Новая форма протекционизма требует активизации деятельности международных организаций, на которые ложатся функции контроля за разработкой этих форм и практикой их претворения в жизнь.