logo
Bartenev_history / 0020

6. Фома Аквинский о «справедливой» цене и богатстве.

Итальянский епископ Фома Аквинский (1225–1274) – автор об­ширного сочинения по теологии, суммировавшего канонические взгляды католической церкви. Определенное место в этих канонах за­нимают экономические воззрения, опирающиеся прежде всего на труды Аристотеля.

В период средневековья шли споры о том, какую цену следует счи­тать «справедливой».

По утверждению Фомы Аквинского, «справедливая» цена должна отвечать двум требованиям. Во-первых, она призвана обеспечивать эквивалентность обмена в соответствии с количеством «труда и из­держек». Во-вторых, «справедливой» является цена, обеспечивающая участникам обмена «пропитание» по их социальному статусу. Один уровень благосостояния цена должна обеспечить ремесленнику, дру­гой – церковнослужителю, третий – феодалу.

В цене должны учитываться и затраты на хранение, доставку това­ров, а также страховка на случай возможных утрат товара.

Каноник признает справедливым получение надбавки к первона­чальной цене и прибытка, возникающего в результате участия в созда­нии продукта сил природы. Люди неодинаковы по своему положению и характеру занятий. Получение владельцем земли рентного дохода позволяет ему заниматься умственным трудом в интересах общества, во имя «спасения остальных». Тот, кому предназначено заниматься физическим трудом, обязан трудиться.

Фома Аквинский осуждал ростовщичество. Взимание процента он сравнивал с продажей того, чего не существует в природе. Но денеж­ные займы на содержание наемной армии, государственные нужды до­пустимы. В этом случае взимание процента – компенсация за риск потери денежной ссуды.

Деньги возникают в результате договоренности, для удобства об­мена. Создаются деньги по указанию королевской власти; она чеканит монету и обозначает ее ценность. Фома Аквинский выступает против «порчи» денег, рекомендует копить и хранить денежный запас. Кано­ник – сторонник частной собственности, ее умножения и защиты.

Канонические рецепты и предписания определяют этику поведе­ния (это – «греховно», а это – «угодно Богу»). Они соответствуют сословной иерархии, интересам церковной и королевской власти.