logo
предпринимательство в книжном деле

4.3.3. Объединения фирм.

Фирмы в целях координации своей деятельности, защиты общих интересов могут создавать различные объединения, не теряя при этом свою юридическую самостоятельность. Само объединение также может стать юридическим лицом. Основа объединения – добровольный учредительный договор. Получили развитие следующие виды объединений (список далеко не полный).

Союзы. Некоммерческие объединения по отраслевому признаку для защиты своих интересов в государственных органах, международных организациях, выработки единой терминологии, формирования стандартов взаимоотношений и т.д.

В книжном бизнесе такого рода объединение было впервые предложено создать в Германии в 1765 г. немецким издателем и книготорговцем Ф.Э. Райхом. В 1825 г. во время Лейпцигской ярмарки такое объединение было создано и получило название Биржевой союз немецких книготорговцев. В 1888 г. руководитель союза А. Крёнер добился осуществления второй идеи Ф.Э. Райха: издатели стали печатать на обложке или переплете книги ее розничную цену (цена номинала или твердая цена). Вскоре союзы предпринимателей книжного дела стали создаваться и в других странах, и во многих странах была введена система твердых номиналов.

В Российской Федерации созданы Ассоциация книгоиздателей (АСКИ), Гильдия книжников, Российский книжный союз (РКИ) и ряд других союзов предпринимателей книжного дела.

В качестве примера приведем Гильдию книжников. Гильдия образована и зарегистрирована в 2000 г., представляет собой добровольное объединение юридических лиц и ведущих специалистов в сфере книжного бизнеса и профессионального образования. В Гильдию входит 10 юридических лиц, в том числе Торговый дом «Библио-Глобус» и Московский государственный университет печати (МГУП). Высший орган управления – Общее собрание членов – по одному от каждой организации. Общее собрание формирует попечительский совет во главе с президентом Гильдии и выбирает исполнительного директора. Среди главных направлений деятельности Гильдии следует выделить разработку проектов стандартов книжного дела.

Холдинг. Акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения акций других компаний. В активы холдинга входят контрольные пакеты акций дочерних компаний (иногда достаточно 5%), но последние не могут иметь акций холдинга. Методы управления, в основном финансовые. Холдинги обеспечивают интеграцию и концентрацию капитала, единую стратегию. Некоторые холдинги созданы во время приватизации из министерских главков. Современные холдинги в книжном бизнесе иногда создаются выделением в дочерние фирмы из головного предприятия ряда подразделений. Закон о холдингах пока находится в стадии рассмотрения.

Синдикаты. Создаются как единая система сбыта для нескольких фирм. В книжном деле представляют собой фирму, созданную в целях оптового сбыта изданий, выпускаемых двумя и более издательствами. Примером может служить ООО «Пятый океан», ООО «Мастер-Книга» и ряд других фирм.

Конгломерат. Совокупность разнопрофильных фирм и корпораций, принадлежащих одному владельцу. Многие конгломераты за рубежом, привлекающие в свой состав издательства, носят транснациональный характер. Конгломератом, например, является мощная французская группа Вивенди (производство оружия, шоу-бизнес, старинное парижское издательство Ашетт).