logo
Мировая Экономика (Лекции)

5. Концепции жизненного цикла.

На основе этапов ЖЦ товаров могут быть объяснены принципы обмена товаров. Теория ЖЦ товара: продукт с момента появления на рынке и до момента ухода с него проходит 4-5 этапов.

Перемещение происходит в зависимости от этапа ЖЦ. В своей доктрине Вернор, Кендельберг, Уэльс обосновали следующую схему:

  1. На этапе внедрения после выявления потребности в продукте осуществляется разработка нововведения.

  2. Организуется производство, налаживание сбыта внутри страны, экспорта.

Для этапа внедрения характерна повышенная трудоемкость изделия. Позже происходит переход к классическому производству => большой удельный вес в США в экспорте трудоемких товаров.

На этапе роста с увеличением объёма продукции усиливается конкуренция, создаются предпосылки для организации и развития производства за рубежом.

На завершающей стадии некоторые конкуренты занижают цены. На этапе зрелости производства начинает осуществляться насыщение рынка в странах нововведений, усиливается роль ценовой политики. Складываются условия масштабности производства в развивающихся странах, в частности, в НИС (новые индустриальные страны), с последующим выходом на мировой рынок. Этап упадка предполагает сужение рынка в развитых странах. Определенная часть рынка стран нововведений удовлетворяется за счет импорта.

Вовлечение в теорию ЖЦТ международного аспекта удлиняет жизнь товаров, закрепляются международные преимущества развитых стран.