logo
Статистика конспект лекций часть 2 для ЧГПУ им

3.1.3. Статистическое изучение конъюнктуры рынка.

Статистическое изучение конъюнктуры рынка включает в себя следу­ющие компоненты:

  1. определение и анализ потенциала рынка;

  2. анализ пропорциональности развития рынка;

  3. анализ колеблемости и цикличности рынка;

  4. измерение и анализ эластичности спроса и предложения;

  5. исследование рекламы.

Потенциал рынка. Его можно определить как прогнозную совокуп­ность производственных и потребительских сил, обусловливающих спрос и предложение.

В общем виде формула потенциала рынка имеет вид:

где единицы производства или потребления; — показатели мощ­ности единиц (производственной или потребительской); Эх — эластич­ность спроса или предложения; — прочие факторы и элементы потен­циала; п — число единиц потенциала.

Собственно формула расчета потенциала производственного пред­ложения (потенциал товарного предложения) такова:.

Здесь — степень загрузки производственных площадей; степень обеспечения ресурсами; эластичность предложения от цен на сырье и готовую продукцию; В — внутреннее производственное потребление; С — часть продукции, которую, по оценкам, могут производить конку­ренты.

Пропорциональность рынка. Это оптимальное соотношение меж­ду элементами рынка. Пропорциональность рынка исследуется та­ким образом:

  1. балансовым методом;

  2. расчетом относительных величин координации и структуры;

  3. индексным методом;

  4. расчетом коэффициентов эластичности и -коэффициентов;

  5. построением корреляционных моделей.

Колеблемость и цикличность рынка. Методы изучения: индексный, определение тенденций, расчет показателей цикличности (например, с помощью рядов Фурье).

Эластичность спроса и предложения. Эластичность спроса и пред­ложения — это их реагирование на изменение социально-экономичес­ких условий рынка.

Показатель относительной эластичности спроса имеет вид:

где х — базовое значение факторного признака; у базовый показа­тель спроса; ду, дх — частные производные.

Зависимость между х и у может быть установлена методом корреля­ций.

Если:

Э < 1 — товар неэластичен (инфраэластичность);

Э > 1 — товар эластичен или сильно эластичен (ультраэластичность);

Э = 1 — товар слабоэластичен (унитарный спрос). В таком случае сни­жение цены, как правило, не приводит к коммерческому успеху.