Вопрос 1. Государство как экономический центр
Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии.
С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.
Роль государства как экономического центра определялась и определяется по-разному. Рассмотрим некоторые направления в экономической мысли на роль государства.
Классическая школа. «Видимая рука» правительства должна регулировать «невидимую руку» конкуренции, о которой писал А. Смит. Преданность А. Смита «невидимой руке» рынка не сделала его стандартным консерватором. Он осторожен и не готов защищать идею абсолютной ненужности государства. Некоторые функции государства в свободной рыночной экономике нужны:
Во-первых, поддержание порядка в стране.
Во-вторых, обеспечение внешней безопасности страны.
В-третьих, финансовая деятельность государства (государственный бюджет и государственный долг). Финансовая деятельность государства и составляет его экономическую политику.
Марксизм. Считая государственную власть экономической силой К. Маркс раскрывал способность государства воздействовать на экономику, способствуя или препятствуя развитию экономики. Государственная власть, по мнению марксистов, может оказывать троякое обратное воздействие на экономику:
если государственная власть действует в том же направлении, что и экономика, тогда развитие идет быстрее;
если государственная власть действует против экономического развития, тогда у каждого крупного народа она терпит крах через известный промежуток времени;
государственная власть может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать его в других направлениях.
Таким образом, историческое развитие марксизм представлял как взаимодействие различных сил (в том числе и политических), среди которых экономический фактор является не единственным, а лишь решающим.
При смене буржуазного строя свободным коммунистическим обществом экономическая программа государства по революционному преобразованию экономики в наиболее передовых странах сводится у К. Маркса к следующему:
экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов;
высокий прогрессивный налог;
отмена права наследования;
конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников;
централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией;
централизация всего транспорта в руках государства;
увеличение числа государственных фабрик, улучшение земель по общему плану;
одинаковая обязанность труда для всех;
Неоклассики. Во второй половине 19 в. центр тяжести в экономическом развитии постепенно переносится с государственного уровня на уровень фабрики, предприятия. Это находит отражение и во взглядах неоклассиков на роль государства в экономике.
Идеализация механизма свободной конкуренции («невидимая рука» рынка способна направлять развитие экономики по наиболее эффективному пути), недооценка роли государства (оно должно быть лишь «ночным сторожем»), характерная для неоклассиков, позволили обосновать саморегулирующийся характер рыночной экономики, способность механизма свободной конкуренции восстанавливать нарушенное равновесие и обеспечивать тем самым динамичное бескризисное развитие.
Кейнсианство. Формируется в условиях экономического кризиса, в западных странах, который вылился в мировой экономический кризис (Великая депрессия) 1929-1933 гг. Теория Кейнса предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального экономического роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне.
Дж.М. Кейнс и посткейнсианские представители считают, что слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства (правительства). Любое неравновесное воздействие должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. Так правительство воздействует на тот или иной сегмент рынка. Государство, по мнению Дж.М. Кейнса, должно обеспечивать:
поддержание занятости на определенном эффективном уровне;
регулирование баланса между сбережениями и потреблением;
с помощью государственного бюджета симулировать инвестиции.
Следует отметить, что в вопросах государственного регулирования экономики кейнсианство неоднородно.
Со второй половины 70-х – и начала 80-х гг. шёл интенсивный поиск новых подходов регулирования экономики. Это было обусловлено тем, что рекомендации Кейнса в изменившихся условиях стагфляции, оказались непригодными.
Монетаризм, относятся негативно к вмешательству государственных органов в экономические процессы. Они не верят в способность людей воздействовать на экономику.
Монетаристы делят экономику на два сектора. Реальный сектор – производство и продажа товаров и услуг, здесь должны действовать только рыночные силы. Денежный сектор – это сфера деятельности государства. Задача государства – сделать денежный сектор нейтральным по отношению к реальному: снабдить его нужным количеством денег, не более и не менее..
В науке идея бесконтрольной экономики, сводящаяся к тому, что рынки нужно предоставить самим себе, все больше уступает место теории государственного регулирования рыночной экономики.
Государственное вмешательство в экономику объективно необходимо для любого правительства независимо от того, является экономика рыночной или командно-распределительной. В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. Здесь просто некого регулировать. Однако такая система на деле доказала свою неэффективность и несостоятельность.
В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это происходит в командно-распределительной экономике.
Рыночная система – это, прежде всего, гибкость и динамизм в принятии решений производителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства и здесь приобретают исключительное значение.
Рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. Государство вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики: железных дорог, почты, телеграфа и т.п. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д. Появляется острая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм принятия регулируемых решений.
Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Как известно, рынок имеет негативные стороны:
не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов и защиты окружающей среды;
не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана;
не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования;
не гарантируется право на труд и доход;
не обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных исследований в науке;
подвержен нестабильному развитию с присущими этому регрессионными и инфляционными процессами.
Государство берет на себя ответственность:
создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, для ограничения монополизированного производства;
направление экономических ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг;
заботиться об инвалидах, о детях, стариках, малоимущих;
регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы;
регулирование платежного баланса и валютных курсов.
В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макро- и микроэкономических процессов.
- Вопрос 1. Предмет и методы экономической теории.
- Вопрос 2. Функции и задачи экономической теории
- Вопрос 3. Эволюция методологии экономических исследований
- Лекция 2. Экономическая система: структура, функции, проблемы
- Вопрос 1. Особенности экономических систем
- Вопрос 2. Общественное воспроизводство как целостная
- Вопрос 3. Структура экономической системы
- Вопрос 4. Ресурсы как элемент экономической системы
- Вопрос 5. Потребление как элемент экономической системы
- Вопрос 6. Производство как элемент экономической системы
- Вопрос 7. Собственность как основа возникновения
- Вопрос 8. Моделирование экономических систем
- Вопрос 1. Становление и развитие товарного хозяйства
- Вопрос 2. Товар и его свойства
- Вопрос 3. Величина стоимости товара. Закон стоимости
- Вопрос 4. Деньги и закон денежного обращения
- Вопрос 1. Рынок: сущность, функции, структура
- Вопрос 2. Основные параметры рынка
- Вопрос 3. Продавец (производитель) и покупатель (потребитель): особенности рыночного поведения
- Вопрос 4. Рынок и конкуренция. Закон конкуренции
- Вопрос 5. Рыночное равновесие. Механизм саморегулирования рынка
- Вопрос 6. Рыночная инфраструктура
- Лекция 5. Капитал: производство, издержки, прибыль
- Вопрос 1. Первоначальное накопление капитала. Деньги как капитал. Всеобщая формула капитала.
- Вопрос 2. Рабочая сила как товар
- Вопрос 3. Сущность капитала и его разные трактовки.
- Вопрос 4. Кругооборот промышленного капитала.
- Вопрос 5. Издержки.
- Вопрос 6. Прибыль как превращенная форма прибавочной стоимости
- Вопрос 7. Основной экономический закон капитализма
- Лекция 6. Труд и зарплата. Земля и рента.
- Вопрос 1. Рынок труда. Занятость населения и безработица.
- Вопрос 2. Заработная плата: сущность, функции, формы и системы
- Вопрос 3. Земельная собственность, рынок земли и рента.
- Лекция 7. Предпринимательство в современной экономике
- Вопрос 1. Предпринимательство: сущность, формы, виды.
- Вопрос 2. Организационно-правовые формы предпринимательства
- Вопрос 3. Организация предпринимательской деятельности
- Лекция 8. Национальная экономика: результаты и их измерение. Экономический рост
- Вопрос 1. Основные макроэкономические показатели.
- Вопрос 2. Показатели эффективности общественного производства
- Вопрос 3. Экономический рост: сущность, виды, факторы
- Вопрос 4. Нтп и нтр как факторы экономического роста
- Литература:
- Вопрос 1. Сущность макроэкономического равновесия
- Вопрос 2. Макроэкономический анализ: совокупный спрос и совокупное предложение
- Вопрос 3. Нарушение макроэкономического равновесия и цикличность экономического развития
- Лекция 10. Государство и экономика
- Вопрос 1. Государство как экономический центр
- Вопрос 2. Экономические функции государства.
- Вопрос 3. Экономическая политика государства
- Error: Reference source not foundВ экономической литературе обычно отмечают четыре принципиальные задачи (своего рода конкретно-целевую группу):
- Налоговая система рф
- Лекция 11. Объективные основы мировой экономики
- Вопрос 1. Мировое хозяйство: возникновение, сущность, тенденции развития
- Вопрос 2. Международная торговля и торговая политика
- Вопрос 3. Международное движение факторов производства
- Вопрос 4. Международные валютно-расчетные и финансовые отношения
- Вопрос 1.Сущность переходных процессов
- Вопрос 2. Основные закономерности переходных процессов
- Вопрос 3. Причины системного российского экономического кризиса и пути его преодоления.
- Вопрос 4. Характеристика современного состояния отечественного производства
- Заключение