Социально-экономические последствия инфляции.
Социально-экономические последствия инфляции проявляются в следующем:
1. Инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (как населения, так и предприятий, государства) фактически уменьшаются. Это определяется различиями между номинальным и реальным доходом. Номинальный (денежный) доход – это количество денежных средств, которые получает человек в виде зарплаты, процента, ренты и прибыли. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые он может купить на сумму номинального дохода. Если номинальный доход остается стабильным или растет медленнее темпов инфляции, то реальный доход падает. Именно поэтому в период инфляции в наибольшей степени страдают люди с фиксированными доходами. Издержки «стоптанных башмаков».
2. Инфляция перераспределяет доходы и богатство. Так, должники богатеют за счет своих кредиторов. Причем выигрывают дебиторы на всех уровнях, т.к. ссуда берется при одной покупательной способности денег, а возвращается, когда на эту сумму можно купить гораздо меньше. Выигрывает и правительство, которое накопило большой государственный долг. Инфляция перераспределяет доход и богатство за счет тех, кто дает деньги, в пользу тех, кто откладывает платежи. Инфляция увеличивает стоимость недвижимого имущества.
3. В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся как можно быстрее материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные средства в запасы. Это приводит к недостатку денежных средств у хозяйственных агентов. Результатом ажиотажной закупки товаров является усиление инфляции спроса.
4. Инфляция делает невыгодным долгосрочное инвестирование.
5. Инфляция приводит к обесцениванию амортизационного фонда фирм, что затрудняет процесс нормального воспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений (вклады, облигации, страховки). Люди стараются не делать сбережения, а фирмы значительную часть прибыли направляют на текущее потребление, что ведет к сокращению финансовых ресурсов общества, сворачиванию производства.
6. Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги. Это имеет место вследствие того, что налогоплательщики из-за роста номинального дохода автоматически попадают в более высокую группу налогообложения.
55.Роль молодежи в формировании интеллектуальной нации. «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее». Актовая лекция Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева. Каз.НУ им. Аль-Фараби. Алматы, 13 октября 2009 г.
«К сожалению, профессии ученого, инженера, педагога перестали быть престижными. Люди стали меньше читать, создавать новые знания. Для многих целью стало заработать деньги любым способом.
Конечно, надо иметь средства, чтобы жить. Но как говорил Артур Шопенгауэр, большой достаток или власть не способны сделать человека счастливым. В каждом из таких людей «скрывается тот же бедняк с его заботой и нуждой».
Теперь наша задача - изменить отношение казахстанцев и, в первую очередь молодежи, к образованности, к интеллекту, служению Родине и народу.»-цитата из послания
«Поэтому первостепенная задача современной системы образования - это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках.»
Президент призывает современную молодежь внести свой вклад в развитие программы «интеллектуальная нация» по трем аспектам:
-
Развитие профессиональных кадров, нужных стране, таких как педагоги, инженеры, учителя и врачи.
-
Развитие науки в казахстане, требуются молодые специалисты в сферах: биотехнологии и биохимии, экоэнергетики, антистарения, экологии.
-
Развитие системы инноваций
56.Основные приоритеты инновационной индустриализации Казахстана в актовой лекции Президента РК Н.А. Назарбаева на тему « Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее». Каз.НУ имени аль- Фараби. Алматы,13 октября 2009 года.
«Инновация - это всегда встреча идеи и бизнеса, которая приводит к осязаемому росту производства товаров, резкому увеличению прибыли и конкурентоспособности.
Сегодня Казахстану требуется «взрыв» инновационной деятельности. Бизнес должен искать перспективные проекты, адаптировать и работать над их реализацией.
В развитых странах малый бизнес обеспечивает более 50 процентов всех инноваций и 70 процентов рабочих мест! Носители инновационных идей, творцы инноваций, будь то компании или отдельные ученые, должны стать героями дня. О них должны постоянно рассказывать средства массовой информации.
В обществе должен доминировать инновационный, креативный тип поведения.
Все компании страны, особенно инвесторы, должны на законодательном уровне быть обязаны выделять средства из части своей прибыли на инновации, научные разработки и обучение сотрудников.
В Казахстане принят Закон «О государственной поддержке инновационной деятельности».
Я поставил перед Правительством задачу активизировать инновационную деятельность. Прежде всего, необходимо создать комплексную систему трансферта технологий и знаний.
Следует сформировать эффективную систему управления инновационно-технологическим развитием. Для этого в отраслевых министерствах и нацкомпаниях важно создать научно-технические подразделения, назначить ответственных для проведения анализа всех реализуемых и планируемых проектов.
Важно продолжить активное выстраивание инновационной инфраструктуры - завершить строительство Парка информационных технологий в Алматы, создать региональные технопарки и индустриальные зоны.
Такова суть проекта «Интеллектуальная нация - 2020», направленного на формирование новой генерации казахстанцев. Без этого мы не сможем превратить Казахстан в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом.
Я сегодня обращаюсь ко всем ученым, педагогам и студентам, принять активное участие в его реализации. Вместе мы добьемся всех поставленных целей и создадим интеллектуальную нацию в Казахстане.»
57. Основные направления развития экономики в послании Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический подъём – Новые возможности Казахстана» А. 2010.
В послании президента РК 2010 года, одним из важнейших приоритетов установилось реабилитация и дальнейшее развитие экономики нашей страны в условиях кризиса. Статья, которая гласит о намерениях этого года в отношении экономики называется «Стратегический план 2020-казахстанский путь к лидерству»
1) «Диверсификация экономики-ключ к успеху», т.е. основной аспект, это повышение производительности труда и внедрение инновационных технологий.
2) «Грамотная торговая политика-поддержка конкурентоспособности экономики», т.е. дальнейшее развитие экономических отношений со странами СНГ, в частности с Россией и Белоруссией, а так же направить все силы на вступление в ВТО.
3) «Привлечение инвестиций», т.е. создать более привлекательный образ Казахстана, для привлечения иностранных предпринимателей, для инвестиций в нашу экономику.
4) «Предпринимательство- движущая сила новой экономики», т.е. создание программы «Дорожная карта бизнеса 2020», ее цель- создание постоянных рабочих мест за счет развития нового слоя предпринимательства в регионах, прежде всего среднего и малого бизнеса.
5) «Отечественные товары- индикатор успешности реализации плана 2020», т.е. основная задача, создание целостной поддержки экспортеров, которая предусматривает финансирование приобретения основных средств, сервисную поддержку экспорта, гранты экспортерам и экспортное торговое финансирование.
6) «Развитие регионов- развитие страны», т.е. развитие региональных центров и секторов производства.
7) «Базовые условия реализации стратегического плана 2020», т.е. существенное улучшение бизнес-климата, обеспечение стабильного функционирования финансовой системы, продолжение формирования надежной правовой среды.
58. Сущность мирового хозяйства. Интеграция и интернационализация.
Мировое хозяйство есть система национальных хозяйств отдельных стран, объединенных международным разделением труда, торгово-производственными, финансовыми и научно-техническими связями.
Мировое хозяйство — это не просто сумма отдельных национальных хозяйств (своеобразных «лоскутков»), имеющих контракт друг с другом, а качественно новое образование, которое функционирует на основе взаимодействия отдельных национальных хозяйств в различных формах рыночной деятельности на макро- и микроуровнях на базе согласованных единых правил и стандартов конкуренции, при должном обеспечении фундаментальных национальных интересов и приоритетов.
Современное мировое хозяйство явилось результатом длительного и противоречивого исторического развития различных стран и их взаимосвязей, в ходе которого образовались промышленно развитые, развивающиеся (в свою очередь, включающие новые индустриальные и слаборазвитые) страны и страны с переходной экономикой.
Интернационализация производства и хозяйственной жизни связана с развитием устойчивых экономических связей между странами, выходом воспроизводственного процесса за рамки национальных границ; она обусловлена ростом производительных сил, углублением международного разделения труда; лежит в основе усиления взаимозависимости экономик стран, которая выражается в международном обобществлении самого процесса производства и расширения рынка.
Отражением интернационализации производства в сфере экономических отношений является также и интернационализация капитала, миграция капитала между промышленно развитыми странами. Капитал является воплощением отношений собственности, и его интернационализация ведет к появлению нового явления в мировой экономике – транснационализации. Возникновение транснациональных корпораций еще больше усиливает взаимозависимость национальных экономик, с их появлением происходит размывание прежних экономических границ, появляются разветвленные многоотраслевые комплексы, выходящие за рамки одной национальной экономики. Теперь внутренние и внешние рынки отдельных стран превратились для транснациональных корпораций лишь в отдельные сегменты единого мирового рынка. Но национальные традиции, интересы, законы весьма устойчивы, т. к. складывались столетиями под влиянием национальных факторов. Отсюда конфликтный характер протекания процессов интернационализации.
После Второй мировой войны появляется еще один термин, изначально применяемый к процессам объединения в Западной Европе – интеграция. Термин «интеграция» (лат. integratio) – восстановление, восполнение (от лат integer – целый) означает объединение каких-либо частей в единое целое. В экономической теории интеграция рассматривается как объединение материальных, организационных, финансовых, трудовых, интеллектуальных ресурсов отдельных стран для совместного решения проблем, связанных с их функционированием и развитием. При этом происходит «сближение» национальных экономик. Это проявляется в росте производственной взаимозависимости международного товарооборота, в движении капиталов и рабочей силы, во взаимном влиянии на важнейшие экономические процессы в странах, в том числе, на уровень цен, ставки процента и т. д.
Интеграция – это качественно новый этап развития мировой экономики по сравнению с интернационализацией. Это – процесс объединения суверенных государств с целью установления расширенного экономического пространства, в котором могут свободно циркулировать различные факторы производства. Международная экономическая интеграция – процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.
59. Экономические цели рыночной экономики.
рыночная экономика – это направление экономики, основанное на рыночной саморегуляции, действия участников которой контролируются законодательной и судебной ветвями власти. Рыночная экономика основывается на самостоятельных действиях поставщиков товаров и услуг, а также потребителей.
Большинство процветающих стран получило импульсивное развитие благодаря тому, что рынки были в свое время либерализованы, и это послужило толчком к их взрывному росту. Считается, что вмешательство государственных органов в рыночную экономику должно быть по возможности минимальным.
Среди множества явных задач можно выделить основные цели рыночной экономики:
-
повышение конкурентоспособности и саморазвития рынка;
-
достижение полной самостоятельности и независимости товаропроизводителя – он должен самостоятельно отвечать за результаты своего труда;
-
многообразие форм и видов собственности: частная, государственная, коллективная;
-
привлечение внимания потребителей к отечественным производителям.
60. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции.
Рациональное поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет некоторые особенности.
На рынке несовершенной конкуренции производитель (фирма) влияет на цену своей продукции. Если на рынке совершенной конкуренции дополнительный доход от продажи следующих друг за другом единиц продукции неизменен и равен рыночной цене, то на рынке несовершенной конкуренции увеличение продажи снижает цену, а значит, и дополнительный, т. е. предельный, доход (МК-marginal revenue).
Существуют два способа определения объема производства, при которых фирма получит максимальную прибыль.
При первом способе сравнивают валовой доход и валовые издержки при каждом объеме производства.
При втором способе определения оптимального объема производства сравниваются предельный доход и предельные издержки.
Вывод: чтобы получить максимальную прибыль в условиях несовершенной конкуренции, объемы производства и реализации следует увеличивать до тех пор, пока предельные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, будут меньше, чем предельный доход, получаемый от реализации этой единицы продукции: если MR > MC, производство следует расширять, если MR < MC, производство следует сокращать, если MR = MC, то фирма получает максимальную прибыль.
В западной экономической литературе теория фирмы построена на принципе максимизации прибыли. Однако существуют иные мотивации деятельности фирмы:
-
в одних утверждается, что цель фирмы - максимизация не прибыли, а объема продаж;
-
согласно другой концепции, теории "удовлетворения", автором которой является американский профессор Г. Саймон, фирма стремится достичь определенного уровня прибыли, а далее не предпринимает усилий, чтобы ее максимизировать.
В "эволюционной теории" С. Винтера доказывается, что фирмы лишь стремятся к максимальной прибыли, но никогда ее не получают или же достигают ее чисто случайно.
Однако в этих и других теориях максимизация прибыли, даже если и не признается целью фирмы, все-таки считается движущей силой в экономике.
- 1.Предмет теории принципы экономики. Эволюция взглядов на предмет
- 2. Экономические категории и законы
- 4. Социально-экономические системы, критерии их классификации
- 5. Экономическое содержание собственности: объекты и субъекты собственности
- 6. Экономическая теория прав собственности.
- 7.Альтернативные теории стоимости.
- 8.Стоимость как экономическая категория. Формула стоимости товара
- 9. Производство и воспроизводство. Простое и расширенное произ-во
- 10. Производство и его факторы. Подходы к анализу факторов произ-ва
- 11,Эффективность использования факторов произ-ва. Закон убывающей производителельности.
- 12. Денежная система и ее эволюция
- 13, Структура и виды рынков. Функции рынка
- 14.Цена и ее функции. Виды цен
- 15. Закон спроса и предложения. Равновесная цена
- 16.Эластичночность спроса и предложения: понятие и виды
- 17. Концуренция. Сущность,виды и формы
- 18. Монополистическая конкуренция
- 19. Теории капитала. Сущность капитала
- 20,Кругоооборот и оборот капитала. Функуиональные формы капитала
- 21, Накопление капитала: сущность, цель, источники
- 22.Предпринимательство и бизнес: характерные черты, источники финансирования
- 23. Особенности предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.
- 24. Аграрное производство: особенности организации в условиях рынка.
- 25. Рентные отношения.Виды ренты
- 26. Сущность издержек. Виды издержек и их классификация.
- 27.Теории макроэкономического равновесия.
- 29.Теория экономических циклов. Виды циклов. Причины циклического характера развития экономики.
- 31.Экономический смысл кривой производственных возможностей.
- 32. Сущность денег, функции денег.
- 33.Инфраструктура рынка: сущность, основные элементы.
- 34.Рыночная система и ее элементы.
- 35. Теория прибыли. Функциональные формы прибыли, факторы их максимизации.
- 36.Заработная плата: экономическая природа. Различные концепции заработной платы
- 37.Основной и оборотный капитал: структура, особенности
- 38.Конкуренция и ее экономическая роль.
- 39.Кредит: содержание, функции и формы. Принципы кредитования.
- 40.Предпринимательство как вид деятельности. Классические признаки предпринимателя.
- 42.Франчайзинг и венчурное предпринимательство: характеристика, роль в современной экономике.
- 43.Характерные черты социально – ориентированной рыночной экономики.
- 44.Экономический рост. Типы и факторы экономического роста.
- 45.Накопление капитала: сущность, основные направления использования.
- Товарное производство: характерные черты, условия возникновения.
- Ограниченность ресурсов. Границы производственных возможностей.
- Товар и его свойства.
- Промышленной цикл и его фазы.
- Безработица и её виды. Экономические и социальные издержки безработицы. Виды безработицы
- Агропромышленный комплекс: структура, принципы организации.
- Инфляция: сущность, причины возникновения, виды.
- Социально-экономические последствия инфляции.
- 61. Раскройте понятие «свобода» в условиях рыночной экономики.
- 62.Основное экономическое противоречие – характер влияния на экономику.
- 63.Редкость ресурсов – проблемы использования в современной экономике.
- 64.Справедливое распределение благ в условиях рыночной экономики: сущность, способы реализации.
- 65.Процесс глобализации – особенности влияния на развитие национальной экономики.
- 66.Свободная или совершенная конкуренция. Её достоинства и недостатки.
- 67. Методы анализа экономических явлений.
- 72.Национальное богатство: понятие, структура Национальное богатство.
- Защита конкуренции
- Сглаживание макроэкономических колебаний
- Пресечение асимметричной информации
- 78. Импорт капитала: основные причины и направления эффективного использования
- 80 . Первоначальное накопление капитала: источники и цель формирования
- Капитал, формирование первоначального капитала.
- 81. Социально – ориентированный рынок: понятие, особенности реализации
- 82. Кривая Лаффера – особенности влияния налоговой политики на рост производства и доходов
- 83. Понятия: благо, экономическое благо, продукт, товар, услуга.
- 88. Доходы населения: виды и источники формирования
- 89. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции