logo
экономический анализ

Анализ маржинальной прибыли, порога рентабельности и запаса финансовой прочности

 

При проведении маржинального анализа осуществляется оценка:

 величины маржинальной прибыли и ценового коэффициента;

 точки безубыточности в денежном и натуральном выражении;

 запаса финансовой прочности в денежном и натуральном, абсолютном и относительном выражении;

 величины операционного рычага;

 факторов, повлиявших на изменение указанных величин.

 

 

Разность между выручкой от продаж и переменными затратами характеризует маржинальную прибыль.

Наличие и рост маржинальной прибыли положительно характеризует деятельность организации и свидетельствует о потенциальной возможности организации получать прибыль от реализации продукции.

Для получения общей характеристики ценовой политики организации рассчи­тывается ценовой коэффициент, называемый также нормой маржи­нальной прибыли:

Значение ценового коэффициента не зависит от объема производства и реализации и определяется уровнем цен на реализуемую продукцию и переменную составляющую затрат.

Величина ценового коэффициента определяется следующими факторами:

 ценой на реализуемую продукцию;

 ценой на сырье, материалы и прочие элементы переменных затрат («стоимость» переменных затрат);

 номенклатурой реализуемой продукции (что в конечном счете так­же выражается в изменении соотношений цен реализации и пере­менных затрат на производство продукции);

 изменением технологии производства продукции (что в конечном счете также выражается в изменении соотношений цен реализа­ции и переменных затрат на производство продукции).

 

Точка безубыточности (порог рентабельности продаж) показывает количество продукции, при котором организация покрывает все свои расходы, при этом сумма прибыли равна 0. Выше точки безубыточности зона прибыли, ниже – зона убытков.

Точка безубыточности в денежном выражении определяется следующим образом:

при условии, что маржинальная прибыль > 0 или выручка от реализации – переменные затраты > 0.

Точка безубыточности в натуральных единицах:

При прочих равных условиях снижение точки безубы­точности является характеризует успешную работы организации.

Чтобы определить, насколько близко организация подошла к границе, за которой деятельность становится убыточной, определяется отклонение фактического объема выручки от реализации продукции от расчетной величины точки безубыточности.

, где

В – фактическая выручка от реализации за период.

Запас финансовой проч­ности показывает, на сколько процентов может быть снижен объем реализации для сохранения безубыточного уровня работы (либо на сколько процентов необходимо увеличить объем реализации для дос­тижения безубыточного уровня работы).

Запас финансовой прочности опреде­ляется как отношение абсолютного отклонения от точки безубыточности к фактической величине выручки от реализации.

Запас финансовой прочности можно найти по количественным показателям:

 

Чем выше запас прочности, тем устойчивее положение организации с точки зрения прибыльности, тем меньше стоит опасаться негативных изменений рынка: падения объема продаж. Запас финансовой прочности не зависит от изменения масштабов деятельности организации и позволяет сравнивать организации с различными объемами продаж и оценивать эффективность их деятельности.

На величину запаса финансовой прочности оказывают влияние три фактора:

 выручка от реализации продукции (работ, услуг);

 величина постоянных затрат;

 значение ценового коэффициента.

Если выручку представить как произведение цены продаж единицы изделия и количества проданных единиц, a пе­ременные затраты пересчитать на единицу изделия, то получим развернутое уравнение

, где

Зпост – постоянные затраты на весь объем производства;

Зперед – переменные затраты в расчете на единицу изделия.

 

Это уравнение является основным для получения необходи­мых оценок.

1. Расчет критического объема производства:

, где

qкркритический объем производства продукции (количе­ство единиц изделий);

МПед – маржинальная прибыль на единицу изделия, руб.

 

2. Расчет критического уровня постоянных затрат.

Для рас­чета используется исходная формула выручки в критической точке:

отсюда имеем

 

3. Расчет критической цены реализации.

Цена реализации определяется исходя из заданного объема реализации и уров­ня постоянных и переменных затрат в расчете на единицу из­делия.

или

откуда

Если известно соотношение маржинальной прибыли и выручки (или маржинальной прибыли на единицу изделия и цены изде­лия), то минимальную цену изделия можно определить следующим образом:

 

4. Расчет критической выручки от реализации.

В процессе принятия управленческих решений важно знать не только критическую цену реа­лизации, но и выручку, соответствующую точке безубыточности, или критическую выручку. При этом существует несколько способов определения величины критической выручки.

 Если известны постоянные затраты, цена реализации продукции, ставка переменных затрат, то величина критичес­кой выручки определяется:

 Если известны данные о величине постоянных затрат, цене реализации и величине маржинальной выручки на единицу продук­ции, то критическая выручка может быть рассчитана по формуле:

 Если известны маржинальная прибыль, фактическая выручка, величина постоянных затрат, то критическая выручка может быть определена по формуле:

 Если задана величина прибыли, которую организация запланиро­вало в бизнес-плане, постоянные затраты, ставка переменных затрат, цена реализации единицы продукции, то для расчета ве­личины выручки, при которой организация получит запланированную прибыль, воспользуемся формулой:

5. Расчет планового объема продаж для заданной суммы пла­новой (ожидаемой) прибыли.

Если известны постоянные затраты, цена единицы изделия, переменные затраты на еди­ницу изделия, а также сумма расчетной (желаемой) сум­мы прибыли, то объем продаж определяется по следующей формуле:

, где

qпл – объем продаж, обеспечивающих получение плановой суммы прибыли;

Ппл – плановая сумма прибыли.

 

После прохождения точки безубыточности организация на каждую дополнительно реализованную единицу продукции имеет, приходящуюся на нее прибыль. Соответственно увеличивается и величина общей прибыли (массы прибыли) организации, которая может быть рассчитана по формуле.

, где

П – прибыль, руб.;

q – общее количество реализованной продукции, единиц;

МП – маржинальная прибыль, руб.;

qр – количество продукции, реализованное после прохождения порога рентабельности, единиц.

 

Важно отметить, что рассматриваемые расчеты проводятся:

 если организация реализует одно изделие, выручка от про­даж которого покрывает все постоянные затраты;

 по какому-то одному виду продукции или проекту выпуска продукции.