1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
В последней трети XVIIIи до середины XIX века в экономике многих стран мира происходили существенные изменения, связанные спромышленным переворотоми становлениеминдустриального общества. Начался переход от мануфактур к фабричному производству, создание рыночной инфраструктуры. Качественные изменения в экономике обусловили небывало высокие темпы экономического развития и укрепили веру экономистов уже новой постмануфактурной эпохи во всесилие идей экономического либерализма, изложенных в теории Адама Смита. Более того, переход к индустриальной системе в Англии, сопровождавшийся многочисленными победами над меркантилистскими идеями и протекционизмом, а также все большей либерализацией экономики, служил доказательством истинности учения А. Смита.
В этот период классическая политэкономия получила распространение в Европе, США и стала преподаваться в университетах. В то же время значительные изменения в экономике и социальное расслоение привело к тому, что классическая политэкономия разделилась на отдельные течения:буржуазное,мелкобуржуазноеисоциалистическое. При сохранении общих признаков классической политэкономии (предмет - сферапроизводства, стоимость как исходная категория, определение стоимости производственными затратами) они расходились по ряду вопросов (трактовка стоимости – определяется трудом или издержками капиталиста, трактовка доходов, реализации, экономической роли государства и т.п.).Кроме того, в теориях отдельных экономистов также были свои отличия.
Виднейшими представителями буржуазной классической политэкономии, последователями А. Смита были Д. Рикардо, его современники Т. Мальтус, Ж. Б. Сэй, в более поздний период Дж. Ст. Милль и другие.
Давид Рикардо (1772-1823) – выдающийся представитель английской классической политической экономии эпохи промышленной революции. В учении Д. Рикардо классическая буржуазная политэкономия достигла значительных успехов в познании внутренних законов капиталистического способа производства. Исследуя капитализм на новом этапе развития, Д. Рикардо стал крупнейшим последователем и одновременно оппонентом отдельных теоретических положений великого Адама Смита.
Д. Рикардо родился в Лондоне в семье биржевого маклера. Он не имел университетского образования, но с 16 лет помогал отцу в торговой конторе и на бирже. С 1793 занялся самостоятельной коммерческой деятельностью и спекулятивными операциями на бирже, быстро заработал себе миллионное состояние. Благодаря исключительным способностям он уже в 25-летнем возрасте считался опытным финансистом и был одним из наиболее богатых людей Лондона. Со слов самого Д. Рикардо, экономическая наука вызвала у него особый интерес после знакомства в 1799 г с книгой А. Смита «Богатство народов». С этого времени главным делом для него является занятие политической экономией.
По свидетельству многих исследователей, Д. Рикардо связывала многолетняя творческая дружба со многими экономистами того времени. Известно, что под влиянием одного из них – Джеймса Милля (отец Дж.С. Милля) Рикардо стал писать и издавать свои экономические работы. В 1817 г. вышла в свет основная работа Д. Рикардо, «Начала политической экономии и налогового обложения», в которой он продолжил теоретический анализ экономических законов и категорий, исследуемых А. Смитом. Во всех сочинениях, и особенно в этой работе, Рикардо как ученого отличают такие качества, как способность к искусной полемике и высокие принципы научной этики.
В своих исследованиях Д. Рикардо является преемником физиократов и А. Смита, в трудах которых экономическая наука уже в XVIIIвеке выдвинула требование свободной конкуренции и экономической свободы индивида. Рикардо отстаивал эти принципы ипреимущества капиталистического строя, так как видел в нем наилучшее средство для обеспечения: 1) наибольшего счастья индивидов; 2) максимального роста производительных сил.
В 1819 г. Д. Рикардо добился избрания в палату общин английского парламента, чтобы на государственном уровне воплотить собственные экономические идеи. Не примкнув официально ни к одной парламентской фракции, Д. Рикардо придерживался независимой позиции по всем проблемам. Рикардо поддерживал требования о либерализации экономики, свободе торговли и печати, недопущении ограничений права собраний и др. В парламентских речах он решительно выступал за отмену «хлебных законов», которые ограничивали ввоз в Англию дешевого зерна и таким образом носили протекционистский характер в пользу влиятельных землевладельцев, но сдерживали развитие промышленности. Еще одним важным фактом в биографии Рикардо был основанный им первый в Англии клуб политической экономии.
Предмет и метод в экономическом учении Д. Рикардо.Труды Рикардо сыграли важную роль в определении предмета и метода политической экономии как науки, а также в практической разработке методологии экономического исследования.
Методология. Как и Смит, Рикардо рассматривал общество как сумму индивидов, наделенных «естественными» свойствами, и хотел вывести экономические законы из природы человека. Движущим мотивом хозяйственной деятельности он считал эгоизм и был убежден, что «возможность для каждого свободно преследовать свою личную выгоду – условие наилучшего удовлетворения потребностей общества». И наоборот, «стоит только стеснить действие принципа индивидуального интереса, как сразу же последует снижение роста производительных сил и общественного благосостояния». Поэтому Рикардо выступает как сторонник концепции экономического либерализма, не допускающей никакого государственного вмешательства в экономику и предполагающей свободное предпринимательство, свободную торговлю и другие экономические свободы.
Д. Рикардо признавал действие объективных экономических законови стремился исследовать объективные закономерности капиталистического способа производства и для этой цели последовательно применялметод логической абстракции. Отвлекаясь от случайного, он стремился определить внутренние связи и законы развития. Он также полагал, что в экономической науке могут быть в известной степени применены методы точных наук, особеннонаучная дедукция.
Д. Рикардо сделал попытку представить всю систему категорийкапиталистической экономики как единство, подчиненное, в конечном счете,закону стоимости. Рикардо критиковал Смита за непоследовательность и двойственность в трактовке ряда экономических понятий и стремился построить логически непротиворечивую теорию по принципу «исходной категории». Он считал, что, взяв за основу ряд принципиальных исходных положений, следует на их основе развивать все более сложные и конкретные закономерности. В основу всей своей концепции он положилзакон стоимости- определениестоимости товара рабочим временеми исследовал, насколько все экономические категории и явления соответствуют или противоречат этому основному принципу.
Рикардо применял количественный подходк исследованию экономических зависимостей. Он пытался найти количественные соотношения между такими категориями, как стоимость, заработная плата, прибыль, рента и т.д. Качественные особенности капиталистической экономики он не исследовал.
Предмет исследования.Д. Рикардо в отличие от своих предшественников исследует капиталистическую экономику на более высокой ступени развития, в эпоху машинной индустрии, накопления капитала и всеобщего распространения наемного труда, что дало ему возможность полнее проанализировать закономерности капиталистической системы хозяйства. Д. Рикардо высказывает свое пониманиеключевых проблемэкономической теории. Во-первых, соглашаясь с А. Смитом, он рассматриваеттри основных класса в обществе (владельцы земли, собственники денег и капитала и рабочие) итри вида доходов(рента, прибыль, заработная плата). Существует отличие в пониманиисоциальной структурыкапитализма у Рикардо. Так, Смит наряду с капиталистическим типом хозяйства рассматривает и «ремесленный». В работах Рикардо ремесленники, кустари, крестьяне совершенно исчезли, хотя в Англии в началеXIXв. их удельный вес в экономике был значителен. Рикардо рассматривает «чистый капитализм» и отводит центральное место капиталисту.
Во-вторых, как и все представители классической политэкономии, Рикардо исходил в своей теории из примата сферы производства, но в качестве главного предмета изучения сам он указывал на проблемураспределениядоходовмежду классами.Главная задачаполитической экономии - определитьзаконы, которые управляют распределением богатства между классами(землевладельцами, капиталистами, рабочими) и выяснить, как способ распределения богатства на ренту, прибыль и заработную плату влияет на рост производства. Рикардо полагал, что со временемэкономический рост прекращается.
Д. Рикардо считал, что классовая структура общества играет определенную роль в функционировании экономики. Как будет рассмотрено ниже, у Д. Рикардо именно классовые отношения лежат в основе распределения доходов в обществе. Согласно трудовой теории стоимости Д. Рикардо, труд рабочих лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, ренты), а прибыль есть часть продукта труда после вычета заработной платы. Следовательно,в распределении трудовой стоимости на доходызаложенопротиворечие между классами, которое Рикардо и считалглавной проблемой политэкономии. Позднее (в серединеXIXв.) лидер политической экономии США Г.Ч. Кэри назвал учение Д. Рикардо о распределении доходов системой раздора и вражды между классами. Но конечно Д. Рикардо не делал политических выводов из трудовой теории стоимости, как это было в теории Маркса.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель