Введение
Торговля - предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.
Субъектами торговли являются торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь, объектами - товары, а также связанные с их продажей работы и услуги.
Необходимость торговли как отрасли обусловлена следующими факторами:
производство закономерно стремится к концентрации и специализации, выпускаются товары в узком ассортименте, в то же время покупатели рассредоточены по населенным пунктам и требуют товаров в широком торговом ассортименте. Следовательно, необходим обособленный посредник между производителями и потребителями;
товаропроводящие отрасли освобождаются от необходимости самостоятельно реализовывать произведенные товары, что приводит к распылению и неэкономичному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
ориентация торговли на реализацию товаров создает объективные предпосылки для ускорения товарооборачиваемости, уменьшает время пребывания товаров в сфере обращения, что дает большой народнохозяйственный эффект;
торговые организации ограничивают свою деятельность определенной территорией, изучают специфику спроса и потребностей населения и могут их удовлетворить наиболее полно;
расширение торговой деятельности приводит к экономии живого и овеществленного труда, связанного с реализацией товаров.
Отсюда вытекает значимость и актуальность избранной темы.
Существуют следующие виды торговли: оптовая; розничная; общественное питание. Субъекты торговли вправе осуществлять один или несколько видов торговли в формах, предусмотренных Законом Республики Беларусь "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь" от 8.01.2014 г., № 128-3.
Форма осуществления торговли - технология проведения операций и заключения сделки купли-продажи, применяемая субъектами хозяйствования с учетом направлений деятельности. Различают следующие формы осуществления торговли: комиссионная торговля; торговля на конкурсах; торговля на аукционах; торговля с использованием торговых автоматов; выездная торговля; посылочная торговля; биржевая торговля; торговля на ярмарке; электронная торговля; торговля на рынке.
В сфере торговли задействовано 18,5% занятого населения республики. В последние годы обозначилась устойчивая тенденция увеличения числа занятых в сфере обслуживания населения. Развитие внутренней торговли республики осуществляется на планомерной основе. На каждые 5 лет разрабатывается и утверждается Программа развития внутренней торговли Республики Беларусь. Целью программы является реализация на потребительском рынке страны политики государства, направленной на повышение благосостояния и уровня жизни населения Беларуси.
Целью курсовой работы является определение основных направлений развития торговли Республики Беларусь на современном этапе.
В соответствии с целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыто понятие и сущность торговли;
изучены основные проблемы и тенденции развития розничной торговли;
показана торговля в сфере товарного обращения;
определены направления развития торговли в Республике Беларусь.
Методологической основой курсовой работы явились Законодательные акты Республики Беларусь, официальные нормативные инструктивные материалы Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, учебная литература и периодические издания, Интернет-ресурсы по теме исследования.
При написании работы использовались как общенаучные методы, так и прикладные (специальные). В качестве общенаучных методов были взяты на вооружение такие как, сравнение, аналогия, логический метод и др. Они в основном используются для анализа информации. Специальные методы так же пригодны для анализа информации (сравнение и др.), но еще они служат для сбора (наблюдение) и обработки информации (группировка, таблицы, графики).
Курсовая работа включает введение, заключение, три раздела, список использованных источников. Объем работы составляет 38 машинописных страниц, в работе 14 таблиц и рисунок.
- Введение
- 1. Сущность и особенности функционирования розничной торговли в Республике Беларусь
- 2. Экономический анализ состояния и развития розничной торговли Республики Беларусь
- 2.1 Характеристика розничной торговли Республики Беларусь
- 2.2 Анализ розничной торговли Республики Беларусь
- 2.3 Анализ доходов, расходов на реализацию в розничной торговле
- 2.4 Анализ прибыли и рентабельности розничной торговли