logo
Роль конкуренции в становлении и развитии предпринимательства

1.2 Роль конкуренции в экономике. Функции конкуренции

Конкуренция является конкретным механизмом, с помощью которого рыночная экономика решает свои важные вопросы: что, как и для кого производить Конкуренция играет огромную роль в современных рыночных отношениях. В первую очередь, она стимулирует развитие экономики в целом, самих работников, а также деятельность самостоятельных единиц. Через конкуренцию производители как бы осуществляют контроль друг за другом. Их соперничество за потребителя приводит к уменьшению издержек производства, снижению цен, развитию научно-технического прогресса, улучшению качества продукции. Конкуренция является борьбой, соперничеством предпринимателей, целью которой является достижение наиболее высоких результатов в своих интересах. Конкуренция также выступает экономическим законом, который выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования и результатами развития экономики. При наличии конкуренции на определенном рынке производители постоянно стремятся снижать свои затраты производства для того, чтобы увеличить прибыль. Как результат повышается производительность, уменьшаются издержки и компания имеет возможность уменьшать цены. Конкуренция также приводит производителей к тому, что они улучшают качество товаров и постоянно увеличивают разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, товаропроизводители постоянно борятся с конкурентами за потребителей на рынке сбыта путем улучшения и расширения ассортимента товаров и услуг высокого качества, предлагаемых по низким ценам. В итоге в выиграше остается потребитель. Рассмотрим далее основные условия возникновения конкуренции. К ним относятся:

1. Полная экономическая (хозяйственная) самостоятельность каждого товаропроизводителя;

2. Полная зависимость каждого производителя от сложившейся конъюнктуры рынка;

3. Противостояние другим товаропроизводителям в соперничестве за покупательский спрос.

В рыночной экономике конкуренция выполняет следующие функции:

· функция регулирования;

· функция мотивации;

· функция распределения;

· функция контроля.

Рассмотрим их подробнее.

Функция регулирования. Для того, чтобы выиграть соперничество, предприниматель должен предложить на рынке товары, которые хочет купить потребитель. Отсюда и ресурсы производства под влиянием цены на товар направляются в те сферы деятельности, где в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации. Для любого производителя конкуренция обозначает риск и шанс одновременно: предприниматели, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или изготавливают ее с наименьшими производственными затратами, получают выгоду в виде прибыли (позитивные санкции). Это также стимулирует научно-технический прогресс. Предприятия же, которые не реагируют на желания клиентов или нарушения конкурентных правил своими соперниками на рынке, в итоге получат наказание в виде убытков или вообще могут быть вытеснены с рынка (негативные санкции).

Функция распределения. Конкуренция, как соперничество, не только создает стимулы к повышению производительности, но и позволяет распределить доходы среди предпринимателей и домохозяйств соответственно их эффективному вкладу. Это соответствует господствующему принципу вознаграждения по результатам в конкурентной борьбе.

Функция контроля. Конкурентная борьба контролирует и ограничивает экономическую силу каждого предприятия. Например, если монополист может сам назначать цену, то при конкуренции покупателю предоставляется возможность выбора среди нескольких продавцов. Цена будет тем справедливее, чем совершеннее на рынке конкуренция. Политика государства в области конкуренции направлена на то, чтобы она могла выполнить свои функции. Управляющий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" как цель в политике конкуренции предполагает, что:

– Технический прогресс можно быстро внедрить (инновация под давлением конкуренции);

– Предприятия в состоянии гибко адаптироваться к изменяющимся условиям, например, к потребностям потребителей (адаптация под давлением конкуренции).

Масштаб интенсивности конкуренции можно определить тем, насколько быстро преимущества в прибыли теряются под. воздействием успешного воспроизведения инноваций конкурентами. В первую очередь это все зависит от того, как быстро конкуренты отреагировали на рывок вперед предприятия-пионера и насколько при этом динамичен спрос.

Конкуренция имеет большое значение для рыночной экономики Конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений продавцов и покупателей.

Равноправие создается и поддерживается свободой выбора покупатель имеет возможность выбрать определенного продавца из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. Таким образом, конкуренция является влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую. Конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства.

Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Она оказывает давление на производителей, побуждая тех эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей. Конкуренция устраняет тех участников, которые доказали собственную неэффективность фирмы, не способные предоставлять потребителям качественные товары по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешевые способы производства. Конкуренция как бы открывает тот тип организации и тот размер фирмы, который минимизирует удельные издержки производства. В отличие от других экономических систем, рыночная экономика не предопределяет и не ограничивает типы фирм, которым разрешено участвовать в конкуренции. Допустима любая форма организации бизнеса будь то фирма, управляемая индивидуальным владельцем, партнерство, корпорация, коллективное предприятие, принадлежащее его работникам, потребительский кооператив, коммуна или что-либо еще. Для того чтобы иметь успех, необходимо пройти всего один тест на эффективность расходования ресурсов. Благодаря рыночной конкуренции издержки и потребительский спрос определят оптимальные тип и размер фирмы на каждом отдельном рынке. Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объма производства, что увеличение или уменьшение е выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями.