logo
Антимонопольная политика в РФ: достижения и проблемы

2.3 Антимонопольная политика в РФ: достижения и проблемы

В Российской Федерации функции по осуществлению федерального надзора и нормативно-правового регулирования в сфере российского антимонопольного законодательства выполняет Федеральная Антимонопольная Служба России (ФАС России) полномочия определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В последние годы российское антимонопольное законодательство претерпело радикальные изменения. В 2006 г. был принят новый закон «О защите конкуренции», который сменил предыдущий, действовавший с 1991 г. Резко повышены санкции за нарушение антимонопольного законодательства: в 2007 г. введены оборотные штрафы, а в 2009 г. - уголовная ответственность за ограничения конкуренции. Вместе с тем до настоящего времени российское антимонопольное законодательство не приобрело законченного вида: в закон продолжают вноситься изменения.

Изменение законодательства, более активная деятельность Федеральной антимонопольной службы по его применению повысили роль антимонопольного законодательства как с точки зрения его воздействия на поведение хозяйствующих субъектов, так и с точки зрения его места в системе государственного управления.

В то же время в сфере применения антимонопольного законодательства существует целый ряд серьезных проблем.

Во-первых, расширение перечня нелегальной практики вместе с повышением санкций означает рост риска ошибок I рода (неправомерного признания нелегальными действий, не ограничивающих конкуренцию) и повышение издержек таких ошибок для участников рынка.

Во-вторых, в системе государственного управления антимонопольное законодательство стало рассматриваться не только (а зачастую и не столько) как способ защиты конкуренции на отдельных рынках, но и как инструмент решения актуальных экономических, социальных и политических проблем. Именно этим объясняется резкая активизация применения методов антимонопольной политики в периоды нестабильности, в том числе в 2008 г., с началом мирового финансового кризиса, и в 2010 г. - на фоне засухи и последовавшей за ней паники на продовольственных рынках.

В-третьих, спрос на применение антимонопольного законодательства предъявляют не только беневолентные участники рынка и органы государственной власти, но часто и недобросовестные бизнес партнеры и/или лоббистские группировки. Чем больший простор для ошибочного применения предоставляет содержание законодательства, тем выше спрос на него со стороны тех, чьи задачи не совпадают с целями разработки и принятия подобного законодательства, - в первую очередь лоббистских групп и недобросовестных конкурентов (контрагентов) [21, С.4].

Достижения антимонопольной политики в РФ.

Российскому антимонопольному органу в последние годы удалось решить несколько принципиальных задач. К несомненным успехам следует отнести ужесточение санкций за нарушения и снижение пороговых значений для согласования сделок экономической концентрации. Введение с 2007 г. системы оборотных штрафов сделало последствия ограничения конкуренции чувствительными для продавцов. Введение программы освобождения от ответственности создает стимулы к отказу от нарушения для тех, кто в него уже вовлечен. Российский антимонопольный орган получил достаточно весомые инструменты для наказания, а следовательно, и для предотвращения ограничений конкуренции.

Эффект от использования этих инструментов напрямую зависит от описания нелегальной практики и используемых в деятельности ФАС и в решениях судебных органов стандартов доказательств. При высоких санкциях значительно возрастают издержки ошибок для несправедливо обвиненных [21, С.104].

Среди знаковых тенденций 2014 года в области антимонопольного регулирования можно отметить возросшую заинтересованность ФАС России в построении компаниями внутренних систем антимонопольного комплекса. Первые лица ведомства неоднократно заявляли, что в будущем наличие подобных систем может рассматриваться как смягчающее обстоятельство при определении размера ответственности, т. е. существенным образом повлиять на размер антимонопольных штрафов.