logo
Лекции по экономике

Антимонопольная политика рф

ВРоссии в настоящее время действует закон РФ«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 г.) и государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства возлагается на антимонопольный орган (федеральный и территориальный). Антимонопольное законодательство устанавливает определенные правила взаимодействия хозяйствующих субъектов на данном рынке. Соблюдение этих правил направлено на предотвращение появления или ограничение деятельности таких хозяйствующих субъектов, которые могли бы добиться доминирующего положения на рынке, получить возможность своими действиями влиять на цену товара и т.д.

Чтобы избежать негативных явлений, связанных с существованием монополий, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.

Административный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда фирма, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это – снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий, и т.д.

Наиболее эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель – регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика в то же время не отрицает возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе.

В Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 1991 года разъясняется понятие «доминирующее положение на рынке» хозяйствующего субъекта. Согласно определению, хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара превышает ежегодно устанавливаемую величину (которая не может быть ниже 35%), оценивается как занимающий доминирующее положение.

Ограничение монополистической деятельности – процесс формирования и реализации условий, не позволяющих доминирующим на рынке хозяйствующим субъектам злоупотреблять своей рыночной властью, ограничивая конкуренцию и ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов или граждан.

Федеральный антимонопольный орган принимает участие в федеральных программах демонополизации, программах развития конкуренции и поддержки предпринимательства.

Федеральный антимонопольный орган входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, формируемую в порядке, установленном ст.112 конституции Российский Федерации и Федеральным конституционным законом №2-ФКЗ от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации», а также учрежденным Указом Президента России №314 от 9 марта 2004 года.

В состав Федеральной антимонопольной службы РФ входят:

Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:

– о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;

– об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;

– о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;

– о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

– о привлечении иностранных инвестиций, создании организации с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;

– о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;

– о внесении изменении в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.

Итак, что же преследуется законом? Что подлежит наказанию? Сама монополия или стремление к монополизации рынка, т.е. проведение определенной экономической политики? Конечно же, преследуется законом политика фирмы по завышению цен на свою продукцию и уменьшению объема продаж.