1.3 Заработная плата, как основной вид дохода
Заработная плата, или ставка заработной платы, - это цена, которая выплачивается за использование труда. Понятие «труд» нередко употребляется в широком смысле, то есть включает в себя оплату труда служащих и рабочих самых разных профессий.
Впрочем, на практике заработная плата может обозначаться как премия, гонорар, комиссионное вознаграждение, месячный оклад -- все это можно обозначить таким термином, как «заработная плата», который будет означать ставку заработной платы в единицу времени -- за день, неделю и т. д.
Данное обозначение имеет следующее преимущество: оно напоминает о том, что ставка заработной платы является ценой, которая выплачивается за использование единицы услуг труда.
Принципиальную роль и особое место в регулировании труда и трудовых отношений занимают вопросы оплаты труда. Проблема оплаты труда -- одна из самых трудноразрешимых в экономике любого типа. К тому же это не только экономическая проблема, но в меньшей степени социальная проблема, источник социальных напряжений в обществе. Райзберг Б. А. Курс экономики. М., 2001г., с. 136
В трудовом кодексе РФ в качестве одного из принципов правового регулирования трудовых отношений признано «обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Борисов Е. Ф. Экономика. М., 2011г., с. 201
Как и доходы заработную плату можно разделить на 3 вида:
I. Номинальная заработная плата представляет сумму денег, полученных работником.
Ниже приведена таблица с изменением номинальной среднемесячной заработной платы в РФ.
доход население заработный
СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ НОМИНАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА РАБОТНИКОВ В ЦЕЛОМ ПО ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000-2014гг.
Год |
Янв. |
Фев. |
Март |
Апр. |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сент. |
Окт. |
Нояб. |
Дек. |
|
2000 |
1830 |
1839 |
2018 |
2039 |
2101 |
2294 |
2302 |
2289 |
2367 |
2425 |
2508 |
3025 |
|
2001 |
2733 |
2655 |
2964 |
2923 |
3054 |
3284 |
3364 |
3376 |
3405 |
3515 |
3578 |
4541 |
|
2002 |
3760 |
3725 |
4031 |
4110 |
4187 |
4460 |
4597 |
4511 |
4521 |
4646 |
4694 |
5738 |
|
2003 |
4696 |
4701 |
4986 |
5100 |
5221 |
5550 |
5615 |
5491 |
5556 |
5864 |
5990 |
7344 |
|
2004 |
5932 |
6141 |
6428 |
6448 |
6524 |
7003 |
6982 |
6873 |
6918 |
6908 |
7046 |
8799 |
|
2005 |
7346 |
7465 |
8093 |
8002 |
8089 |
8637 |
8651 |
8616 |
8829 |
8701 |
8931 |
11319 |
|
2006 |
9016 |
9255 |
9914 |
9833 |
10257 |
11106 |
10883 |
10853 |
11127 |
11046 |
11303 |
14263 |
|
2007 |
11430 |
11757 |
12448 |
12494 |
12787 |
13712 |
13546 |
13270 |
13677 |
13986 |
14656 |
18591 |
|
2008 |
14771 |
15354 |
16172 |
16538 |
16643 |
17715 |
17758 |
17244 |
17739 |
17643 |
17598 |
21681 |
|
2009 |
17119 |
17098 |
18129 |
18009 |
18007 |
19247 |
18872 |
18335 |
18838 |
18798 |
19215 |
24004 |
|
2010 |
18938 |
19017 |
20589 |
20358 |
20279 |
21795 |
21325 |
20753 |
20999 |
20970 |
21486 |
28027 |
|
2011 |
20669 |
20680 |
22673 |
22519 |
22779 |
24137 |
23598 |
23051 |
23468 |
23602 |
24296 |
32809 |
|
2012 |
23746 |
24036 |
25487 |
25800 |
26385 |
27494 |
26684 |
25718 |
25996 |
26803 |
27448 |
36450 |
|
2013 |
26840 |
26620 |
28693 |
30026 |
29723 |
30986 |
30229 |
29226 |
29346 |
30069 |
30290 |
39648 |
|
2014 |
29535 |
29255 |
31486 |
II. Располагаемая заработная плата представляет сумму оплаты труда, которая может быть использована на личное сбережение и личное потребление. Располагаемая заработная плата равна номинальной за вычетом обязательных отчислений в Пенсионный фонд и подоходного налога.
III. Реальная заработная плата _ то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную заработную плату. Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы. М., 2008г., с. 93. Она напрямую зависит от цен на товары и услуги, которые приобретаются, и номинальной заработной платы. В процентном соотношении изменение реальной заработной платы можно определить следующим путем: из процентного изменения номинальной заработной платы вычесть процентное изменение в уровне цен. Таким образом, понижение номинальной заработной платы на 12% при понижении уровня цен на 7% дает снижение реальной заработной платы на 5%. Так же стоит отметить, что реальная и номинальная заработная плата не всегда изменяются в одном направлении. Например, реальная заработная плата может уменьшатся, а номинальная в то же время расти, если цена на товары растут быстрее, чем номинальная заработная плата.
Заработная плата имеет ряд функций, ключевыми из которых являются регулирующая, стимулирующая, воспроизводственная, статусная, производственно-долевая.
1) Регулирующая функция предполагает отношение спроса и предложения на рынке труда, а также влияет на формирование персонала и уровень его занятости. Данная функция выступает в роли баланса между работодателями и работниками. Основой реализации функции является дифференциация в заработной плате.
2) Стимулирующая функция побуждает работника к труду, к повышению его эффективности, к максимальной отдаче за счет материальной мотивации. Этих целей можно достичь путем установления вознаграждений за выполненную работу. В случае, когда заработная плата не зависит от достигнутых работником результатов, стимулирующая функция ослабляется, а следовательно, это приведет к снижению трудовой активности и инициативы работника. Эту функцию выполняет руководство фирмы через различные системы оплаты труда.
3) Воспроизводственная функция предполагает определение такого размера заработной платы, который смог бы обеспечить нормальное воспроизведение рабочей силы. Следовательно эта функция стоит особняком по отношению к другим. Особенно остро эта проблема встала в конце 90х годов, когда все вопросы о оплате труда сводились к возможностям обеспечения достойного уровня жизни. Если на заработную плату по основному месту работы работник и его семья не могут обеспечить нормальное воспроизводство, то появляется необходимость в поиске дополнительного заработка, последствия которого не всегда бывают позитивными. Результатами дополнительной работы являются: снижение профессионализма, истощение потенциала, ухудшение производственной и трудовой дисциплины.
4) Статусная функция предполагает отнесение работника через определение размера заработной платы к определенному трудовому статусу. Трудовой статус представляет собой место работника по отношению к другим работникам. Из этого вытекает, что один из главных показателей данного статуса -- размер вознаграждения за трудовую активность, соответствие которого с трудовыми усилиями работника дает оценку справедливости заработной платы и ее размера. Для работников эта функция очень важна с позиции их притязаний на размер заработной платы.
5) Производственно-долевая функция определяет меру участия живого труда в формировании цена на товар, его долю в издержках на рабочую силу и совокупных издержка производства. Эта доля является фактором установления величины стоимости на рабочую силу, а также определяет конкурентную способность на рынке труда. Данная функция важна в равной степени как для работодателя, так и для работника.
Государственное усиленное регулирование оплаты труда может быть осуществлено за счет вмешательства государства в преобразование системы, сложившейся в советское время, в систему рыночную.
Под регулированием заработной платы понимается процесс внесения посредством нормативных актов, принимаемых на соответствующих уровнях управления трудовыми отношениями между работодателями и работниками, изменений в уровнях, динамике, условиях и организации заработной платы, которые обеспечивают выполнение заработной платой своих экономических функций в принятой обществом модели жизнеустройства и способствуют развитию трудовых отношений и экономики в целом. Содержание процесса регулирования заработной платы/ Р. А. Яковлев// О регулировании заработной платы в Российской Федерации. - 2007г. - №1
Основным принципом в предыдущей экономической модели являлся принцип организации оплаты труда непосредственно через государственное регулирование. Фонд заработной платы входил в часть национального дохода, которая пересматривалась каждый год. В руках государства сосредотачивались все рычаги для управления заработной платой: правила выплаты доплат, премий, надбавок за особые условия труда; тарифная система, которая была дифференцирована по отраслям экономики; лимит штатной численности персонала на предприятиях. Но в ходе предпринятых реформ вопрос в области оплаты пруда перешел к предприятиям, которые стали сами решать все вопросы, касающиеся организации заработной платы, организации и нормирования труда, численности персонала. Роль государства в области организации оплаты труда значительно снизилась, и оно стало ограничиваться только установлением минимальной заработной платы, а также регулированием условий оплаты труда для людей, работающих в бюджетной сфере. Такая ситуация считается нормальной для модели рыночной экономики, но часто работодатели и работники в развитых странах решают вопросы тарифных ставок как минимум на территориальном и отраслевом уровне. Рамки отдельно взятого предприятия слишком узки для организации заработной платы, поэтому в развитых странах этим вопросом занимаются специальные фирмы. Но так как таких фирм в России нет, то данной проблемой логично было бы заниматься на государственном уровне.
В существующей на сегодняшний день рыночной экономике предпринимательский сектор полностью самостоятелен в выборе системы и формы оплаты труда. Работодатель заинтересован в получении нужных ему результатов, а для этого он должен замотивировать своих работников. Именно для этого работодатель и устанавливает подходящую для него систему оплаты труда. Государство непосредственно не вмешивается в установление заработанной платы, но тем не менее принимает в ней активное участие. Оно занимается поддержкой покупательной способности заработной платы, а также других доходов населения посредством защиты от инфляции. Государство предпринимает меры по реализации прав работников на заработную плату со стороны работодателя не способного заплатить. Данные вопросы разрешаются на законодательном уровне.
В современных российских условиях можно выделить три направления усиления государственного воздействия на установление оплаты труда:
1) Блокирующее активное вмешательство государства в процесс снижения покупательной способности заработной платы
2) Помощь государства в воплощении стимулирующей функции заработной платы
3) Последние направление заключается в том, что государство усиливает регулирование макроэкономических процессов, в первую очередь, динамику заработной платы по отношению ценам.
Самое эффективное средство с помощью которого государство регулирует заработную плату -- это назначение гарантированного минимума оплаты труда.
Минимальная заработная плата представляет собой социальную норму и определяет нижнюю границу стоимости рабочей силы. «Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.» Установление минимального размера оплаты труда. М., УК РФ, 2013г, с. 133 К ключевыми факторам минимальной заработной платы относятся: факторы экономического типа (уровень занятости, темпы и уровень роста национального дохода (НД), платежеспособный баланс страны; потребности индивидуума и его семьи, учитывая уровень общей заработной платы в стране, социальные выплаты.
Введение минимальной заработной платы было произведено для достижения следующих целей:
1) Увеличение общего уровня заработной платы посредством повышения низшего порога оплаты труда
2) Устранение неимоверной эксплуатации низкоквалифицированных работников.
3) Поддержка социальной политики в области перераспределения национального дохода.
Существуют различные системы минимальной оплаты труда. Самые распространенные из них:
1) Введение минимальной заработной платы в качестве инструмента макроэкономической политики для достижения национальных целей регулирования экономического роста, улучшение распределения доходов
2) Установление базы структуры заработной платы
3) Введение справедливого уровня заработной платы (данная система характерна для определенных профессий и отраслей)
4) Защита социально уязвимых групп населения не конкурентоспособных на рынке труда и имеющий низкий заработок.
Две первые системы -- это системы общего применения, остальные относятся к установлению минимума оплаты труда по отдельным профессиям и отраслям.
Суть минимальной заработной платы заключается в обеспечении прожиточного минимума, необходимого для нормального воспроизводства рабочей силы. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется ежеквартально и устанавливается Правительством Российской Федерации. Гудз Д. Ю. Ульяновская область в цифрах. Ул., 2012г., с. 51 Таким образом обеспечивается только одна функция -- воспроизводственная.
По заключению Международной комиссии, созданной по инициативе ЕС в 1989 году, справедливой считается минимальная заработная плата, которая достигает 68% национальной средней заработной платы. Абакумова Н. Н., Подовалова Р. Политика доходов и заработная плата. М., 2008г., с. 96
К сожалению, этот принцип соблюдается не во всех странах, а только в развитых. В некоторых он даже превышает рекомендуемую норму.
Посредством данного заключения выполняется одна из функций заработной платы, а именно стимулирующая. В Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ) регулярно пересматривается, но разница между прожиточным минимумом и минимальной заработной платой увеличивается. Динамика изменения МРОТ приведена в таблице ниже.
ИЗМЕНЕНИЕ МРОТ В 2000-2014гг.
Дата |
МРОТ 2000-2014 в российских рублях |
|
С 1 июля 2000 |
132 |
|
С 1 января 2001 |
200 |
|
С 1 июля 2001 |
300 |
|
С 1 мая 2002 |
450 |
|
С 1 октября 2003 |
600 |
|
С 1 января 2005 |
720 |
|
С 1 сентября 2005 |
800 |
|
С 1 мая 2006 |
1100 |
|
С 1 сентября 2007 |
2300 |
|
С 1 января 2009 |
4330 |
|
С 1 января 2010 |
4330 |
|
С 1 июня 2011 |
4611 |
|
С 1 января 2012 |
4611 |
|
С 1 января 2013 |
5205 |
|
С 1 января 2014 |
5554 |
Уровень МРОТ не может удовлетворить даже физиологические потребности, так как он составляет только 8 -- 9% средней зарплаты , и она меньше прожиточного минимума в 5 раз.
Динамику изменения величины прожиточного минимума можно проследить по следующей таблице.
ВЕЛИЧИНА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА
(в среднем на душу населения; рублей в месяц)
Всё население |
Из него по социально -- демографическим группам |
||||
Трудоспособное население |
Пенсионеры |
Дети |
|||
2000 |
1210 |
1320 |
909 |
1208 |
|
I квартал |
1138 |
1232 |
851 |
1161 |
|
II квартал |
1185 |
1290 |
894 |
1182 |
|
III квартал |
1234 |
1350 |
930 |
1218 |
|
IV квартал |
1285 |
1406 |
962 |
1272 |
|
2005 |
3018 |
3255 |
2418 |
2896 |
|
I квартал |
2910 |
3138 |
2332 |
2795 |
|
II квартал |
3053 |
3290 |
2449 |
2937 |
|
III квартал |
3047 |
3288 |
2440 |
2921 |
|
IV квартал |
3060 |
3302 |
2450 |
2931 |
|
2007 |
3847 |
4159 |
3065 |
3679 |
|
I квартал |
3696 |
3993 |
2950 |
3536 |
|
II квартал |
3809 |
4116 |
3033 |
3647 |
|
III квартал |
3879 |
4197 |
3085 |
3704 |
|
IV квартал |
4005 |
4330 |
3191 |
3830 |
|
2008 |
4593 |
4971 |
3644 |
4389 |
|
I квартал |
4402 |
4755 |
3508 |
4218 |
|
II квартал |
4646 |
5024 |
3694 |
4448 |
|
III квартал |
4630 |
5017 |
3660 |
4418 |
|
IV квартал |
4693 |
5086 |
3712 |
4472 |
|
2009 |
5153 |
5572 |
4100 |
4930 |
|
I квартал |
5083 |
5497 |
4044 |
4857 |
|
II квартал |
5187 |
5607 |
4129 |
4963 |
|
III квартал |
5198 |
5620 |
4134 |
4978 |
|
IV квартал |
5144 |
5562 |
4091 |
4922 |
|
2010 |
5688 |
6138 |
4521 |
5489 |
|
I квартал |
5518 |
5956 |
4395 |
5312 |
|
II квартал |
5625 |
6070 |
4475 |
5423 |
|
III квартал |
5707 |
6159 |
4532 |
5510 |
|
IV квартал |
5902 |
6367 |
4683 |
5709 |
|
2011 |
6369 |
6878 |
5032 |
6157 |
|
I квартал |
6473 |
6986 |
5122 |
6265 |
|
II квартал |
6505 |
7023 |
5141 |
6294 |
|
III квартал |
6287 |
6792 |
4961 |
6076 |
|
IV квартал |
6209 |
6710 |
4902 |
5993 |
|
2012 |
6510 |
7049 |
5123 |
6259 |
|
I квартал |
6307 |
6827 |
4963 |
6070 |
|
II квартал |
6385 |
6913 |
5020 |
6146 |
|
III квартал |
6643 |
7191 |
5229 |
6387 |
|
IV квартал |
6705 |
7263 |
5281 |
6432 |
Минимальный размер оплаты труда перестал выполнять свое главное предназначение как показатель минимально допустимого уровня жизни, а также перестал выполнять такие функции как стимулирующая и воспроизводственная.
- Введение
- Глава 1 Доходы населения
- 1.1 Доходы и их сущность
- 1.2 Виды доходов
- 1.3 Заработная плата, как основной вид дохода
- Глава 2 Дифференциация доходов населения
- 2.1 Причины дифференциации населения по доходам
- 2.2 Минусы и плюсы неравенства доходов населения
- 2.3 Государственное регулирование доходов
- 15. Виды доходов населения и их структура
- Доходы населения, состав, виды.
- 1.2 Доходы населения, их виды. Доходы и инфляция.
- 8.Понятие дохода, виды доходов населения.
- 49. Доходы населения и их виды
- 10.1. Доходы населения и их виды
- 60. Виды доходов населения
- 60. Виды доходов населения
- 14.1 Доходы населения, их формы и виды