logo
Доходы населения и их виды

1.3 Заработная плата, как основной вид дохода

Заработная плата, или ставка заработной платы, - это цена, которая выплачивается за использование труда. Понятие «труд» нередко употребляется в широком смысле, то есть включает в себя оплату труда служащих и рабочих самых разных профессий.

Впрочем, на практике заработная плата может обозначаться как премия, гонорар, комиссионное вознаграждение, месячный оклад -- все это можно обозначить таким термином, как «заработная плата», который будет означать ставку заработной платы в единицу времени -- за день, неделю и т. д.

Данное обозначение имеет следующее преимущество: оно напоминает о том, что ставка заработной платы является ценой, которая выплачивается за использование единицы услуг труда.

Принципиальную роль и особое место в регулировании труда и трудовых отношений занимают вопросы оплаты труда. Проблема оплаты труда -- одна из самых трудноразрешимых в экономике любого типа. К тому же это не только экономическая проблема, но в меньшей степени социальная проблема, источник социальных напряжений в обществе. Райзберг Б. А. Курс экономики. М., 2001г., с. 136

В трудовом кодексе РФ в качестве одного из принципов правового регулирования трудовых отношений признано «обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Борисов Е. Ф. Экономика. М., 2011г., с. 201

Как и доходы заработную плату можно разделить на 3 вида:

I. Номинальная заработная плата представляет сумму денег, полученных работником.

Ниже приведена таблица с изменением номинальной среднемесячной заработной платы в РФ.

доход население заработный

СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ НОМИНАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА РАБОТНИКОВ В ЦЕЛОМ ПО ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000-2014гг.

Год

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Август

Сент.

Окт.

Нояб.

Дек.

2000

1830

1839

2018

2039

2101

2294

2302

2289

2367

2425

2508

3025

2001

2733

2655

2964

2923

3054

3284

3364

3376

3405

3515

3578

4541

2002

3760

3725

4031

4110

4187

4460

4597

4511

4521

4646

4694

5738

2003

4696

4701

4986

5100

5221

5550

5615

5491

5556

5864

5990

7344

2004

5932

6141

6428

6448

6524

7003

6982

6873

6918

6908

7046

8799

2005

7346

7465

8093

8002

8089

8637

8651

8616

8829

8701

8931

11319

2006

9016

9255

9914

9833

10257

11106

10883

10853

11127

11046

11303

14263

2007

11430

11757

12448

12494

12787

13712

13546

13270

13677

13986

14656

18591

2008

14771

15354

16172

16538

16643

17715

17758

17244

17739

17643

17598

21681

2009

17119

17098

18129

18009

18007

19247

18872

18335

18838

18798

19215

24004

2010

18938

19017

20589

20358

20279

21795

21325

20753

20999

20970

21486

28027

2011

20669

20680

22673

22519

22779

24137

23598

23051

23468

23602

24296

32809

2012

23746

24036

25487

25800

26385

27494

26684

25718

25996

26803

27448

36450

2013

26840

26620

28693

30026

29723

30986

30229

29226

29346

30069

30290

39648

2014

29535

29255

31486

II. Располагаемая заработная плата представляет сумму оплаты труда, которая может быть использована на личное сбережение и личное потребление. Располагаемая заработная плата равна номинальной за вычетом обязательных отчислений в Пенсионный фонд и подоходного налога.

III. Реальная заработная плата _ то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную заработную плату. Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы. М., 2008г., с. 93. Она напрямую зависит от цен на товары и услуги, которые приобретаются, и номинальной заработной платы. В процентном соотношении изменение реальной заработной платы можно определить следующим путем: из процентного изменения номинальной заработной платы вычесть процентное изменение в уровне цен. Таким образом, понижение номинальной заработной платы на 12% при понижении уровня цен на 7% дает снижение реальной заработной платы на 5%. Так же стоит отметить, что реальная и номинальная заработная плата не всегда изменяются в одном направлении. Например, реальная заработная плата может уменьшатся, а номинальная в то же время расти, если цена на товары растут быстрее, чем номинальная заработная плата.

Заработная плата имеет ряд функций, ключевыми из которых являются регулирующая, стимулирующая, воспроизводственная, статусная, производственно-долевая.

1) Регулирующая функция предполагает отношение спроса и предложения на рынке труда, а также влияет на формирование персонала и уровень его занятости. Данная функция выступает в роли баланса между работодателями и работниками. Основой реализации функции является дифференциация в заработной плате.

2) Стимулирующая функция побуждает работника к труду, к повышению его эффективности, к максимальной отдаче за счет материальной мотивации. Этих целей можно достичь путем установления вознаграждений за выполненную работу. В случае, когда заработная плата не зависит от достигнутых работником результатов, стимулирующая функция ослабляется, а следовательно, это приведет к снижению трудовой активности и инициативы работника. Эту функцию выполняет руководство фирмы через различные системы оплаты труда.

3) Воспроизводственная функция предполагает определение такого размера заработной платы, который смог бы обеспечить нормальное воспроизведение рабочей силы. Следовательно эта функция стоит особняком по отношению к другим. Особенно остро эта проблема встала в конце 90х годов, когда все вопросы о оплате труда сводились к возможностям обеспечения достойного уровня жизни. Если на заработную плату по основному месту работы работник и его семья не могут обеспечить нормальное воспроизводство, то появляется необходимость в поиске дополнительного заработка, последствия которого не всегда бывают позитивными. Результатами дополнительной работы являются: снижение профессионализма, истощение потенциала, ухудшение производственной и трудовой дисциплины.

4) Статусная функция предполагает отнесение работника через определение размера заработной платы к определенному трудовому статусу. Трудовой статус представляет собой место работника по отношению к другим работникам. Из этого вытекает, что один из главных показателей данного статуса -- размер вознаграждения за трудовую активность, соответствие которого с трудовыми усилиями работника дает оценку справедливости заработной платы и ее размера. Для работников эта функция очень важна с позиции их притязаний на размер заработной платы.

5) Производственно-долевая функция определяет меру участия живого труда в формировании цена на товар, его долю в издержках на рабочую силу и совокупных издержка производства. Эта доля является фактором установления величины стоимости на рабочую силу, а также определяет конкурентную способность на рынке труда. Данная функция важна в равной степени как для работодателя, так и для работника.

Государственное усиленное регулирование оплаты труда может быть осуществлено за счет вмешательства государства в преобразование системы, сложившейся в советское время, в систему рыночную.

Под регулированием заработной платы понимается процесс внесения посредством нормативных актов, принимаемых на соответствующих уровнях управления трудовыми отношениями между работодателями и работниками, изменений в уровнях, динамике, условиях и организации заработной платы, которые обеспечивают выполнение заработной платой своих экономических функций в принятой обществом модели жизнеустройства и способствуют развитию трудовых отношений и экономики в целом. Содержание процесса регулирования заработной платы/ Р. А. Яковлев// О регулировании заработной платы в Российской Федерации. - 2007г. - №1

Основным принципом в предыдущей экономической модели являлся принцип организации оплаты труда непосредственно через государственное регулирование. Фонд заработной платы входил в часть национального дохода, которая пересматривалась каждый год. В руках государства сосредотачивались все рычаги для управления заработной платой: правила выплаты доплат, премий, надбавок за особые условия труда; тарифная система, которая была дифференцирована по отраслям экономики; лимит штатной численности персонала на предприятиях. Но в ходе предпринятых реформ вопрос в области оплаты пруда перешел к предприятиям, которые стали сами решать все вопросы, касающиеся организации заработной платы, организации и нормирования труда, численности персонала. Роль государства в области организации оплаты труда значительно снизилась, и оно стало ограничиваться только установлением минимальной заработной платы, а также регулированием условий оплаты труда для людей, работающих в бюджетной сфере. Такая ситуация считается нормальной для модели рыночной экономики, но часто работодатели и работники в развитых странах решают вопросы тарифных ставок как минимум на территориальном и отраслевом уровне. Рамки отдельно взятого предприятия слишком узки для организации заработной платы, поэтому в развитых странах этим вопросом занимаются специальные фирмы. Но так как таких фирм в России нет, то данной проблемой логично было бы заниматься на государственном уровне.

В существующей на сегодняшний день рыночной экономике предпринимательский сектор полностью самостоятелен в выборе системы и формы оплаты труда. Работодатель заинтересован в получении нужных ему результатов, а для этого он должен замотивировать своих работников. Именно для этого работодатель и устанавливает подходящую для него систему оплаты труда. Государство непосредственно не вмешивается в установление заработанной платы, но тем не менее принимает в ней активное участие. Оно занимается поддержкой покупательной способности заработной платы, а также других доходов населения посредством защиты от инфляции. Государство предпринимает меры по реализации прав работников на заработную плату со стороны работодателя не способного заплатить. Данные вопросы разрешаются на законодательном уровне.

В современных российских условиях можно выделить три направления усиления государственного воздействия на установление оплаты труда:

1) Блокирующее активное вмешательство государства в процесс снижения покупательной способности заработной платы

2) Помощь государства в воплощении стимулирующей функции заработной платы

3) Последние направление заключается в том, что государство усиливает регулирование макроэкономических процессов, в первую очередь, динамику заработной платы по отношению ценам.

Самое эффективное средство с помощью которого государство регулирует заработную плату -- это назначение гарантированного минимума оплаты труда.

Минимальная заработная плата представляет собой социальную норму и определяет нижнюю границу стоимости рабочей силы. «Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.» Установление минимального размера оплаты труда. М., УК РФ, 2013г, с. 133 К ключевыми факторам минимальной заработной платы относятся: факторы экономического типа (уровень занятости, темпы и уровень роста национального дохода (НД), платежеспособный баланс страны; потребности индивидуума и его семьи, учитывая уровень общей заработной платы в стране, социальные выплаты.

Введение минимальной заработной платы было произведено для достижения следующих целей:

1) Увеличение общего уровня заработной платы посредством повышения низшего порога оплаты труда

2) Устранение неимоверной эксплуатации низкоквалифицированных работников.

3) Поддержка социальной политики в области перераспределения национального дохода.

Существуют различные системы минимальной оплаты труда. Самые распространенные из них:

1) Введение минимальной заработной платы в качестве инструмента макроэкономической политики для достижения национальных целей регулирования экономического роста, улучшение распределения доходов

2) Установление базы структуры заработной платы

3) Введение справедливого уровня заработной платы (данная система характерна для определенных профессий и отраслей)

4) Защита социально уязвимых групп населения не конкурентоспособных на рынке труда и имеющий низкий заработок.

Две первые системы -- это системы общего применения, остальные относятся к установлению минимума оплаты труда по отдельным профессиям и отраслям.

Суть минимальной заработной платы заключается в обеспечении прожиточного минимума, необходимого для нормального воспроизводства рабочей силы. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется ежеквартально и устанавливается Правительством Российской Федерации. Гудз Д. Ю. Ульяновская область в цифрах. Ул., 2012г., с. 51 Таким образом обеспечивается только одна функция -- воспроизводственная.

По заключению Международной комиссии, созданной по инициативе ЕС в 1989 году, справедливой считается минимальная заработная плата, которая достигает 68% национальной средней заработной платы. Абакумова Н. Н., Подовалова Р. Политика доходов и заработная плата. М., 2008г., с. 96

К сожалению, этот принцип соблюдается не во всех странах, а только в развитых. В некоторых он даже превышает рекомендуемую норму.

Посредством данного заключения выполняется одна из функций заработной платы, а именно стимулирующая. В Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ) регулярно пересматривается, но разница между прожиточным минимумом и минимальной заработной платой увеличивается. Динамика изменения МРОТ приведена в таблице ниже.

ИЗМЕНЕНИЕ МРОТ В 2000-2014гг.

Дата

МРОТ 2000-2014 в российских рублях

С 1 июля 2000

132

С 1 января 2001

200

С 1 июля 2001

300

С 1 мая 2002

450

С 1 октября 2003

600

С 1 января 2005

720

С 1 сентября 2005

800

С 1 мая 2006

1100

С 1 сентября 2007

2300

С 1 января 2009

4330

С 1 января 2010

4330

С 1 июня 2011

4611

С 1 января 2012

4611

С 1 января 2013

5205

С 1 января 2014

5554

Уровень МРОТ не может удовлетворить даже физиологические потребности, так как он составляет только 8 -- 9% средней зарплаты , и она меньше прожиточного минимума в 5 раз.

Динамику изменения величины прожиточного минимума можно проследить по следующей таблице.

ВЕЛИЧИНА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА

(в среднем на душу населения; рублей в месяц)

Всё население

Из него по социально -- демографическим группам

Трудоспособное население

Пенсионеры

Дети

2000

1210

1320

909

1208

I квартал

1138

1232

851

1161

II квартал

1185

1290

894

1182

III квартал

1234

1350

930

1218

IV квартал

1285

1406

962

1272

2005

3018

3255

2418

2896

I квартал

2910

3138

2332

2795

II квартал

3053

3290

2449

2937

III квартал

3047

3288

2440

2921

IV квартал

3060

3302

2450

2931

2007

3847

4159

3065

3679

I квартал

3696

3993

2950

3536

II квартал

3809

4116

3033

3647

III квартал

3879

4197

3085

3704

IV квартал

4005

4330

3191

3830

2008

4593

4971

3644

4389

I квартал

4402

4755

3508

4218

II квартал

4646

5024

3694

4448

III квартал

4630

5017

3660

4418

IV квартал

4693

5086

3712

4472

2009

5153

5572

4100

4930

I квартал

5083

5497

4044

4857

II квартал

5187

5607

4129

4963

III квартал

5198

5620

4134

4978

IV квартал

5144

5562

4091

4922

2010

5688

6138

4521

5489

I квартал

5518

5956

4395

5312

II квартал

5625

6070

4475

5423

III квартал

5707

6159

4532

5510

IV квартал

5902

6367

4683

5709

2011

6369

6878

5032

6157

I квартал

6473

6986

5122

6265

II квартал

6505

7023

5141

6294

III квартал

6287

6792

4961

6076

IV квартал

6209

6710

4902

5993

2012

6510

7049

5123

6259

I квартал

6307

6827

4963

6070

II квартал

6385

6913

5020

6146

III квартал

6643

7191

5229

6387

IV квартал

6705

7263

5281

6432

Минимальный размер оплаты труда перестал выполнять свое главное предназначение как показатель минимально допустимого уровня жизни, а также перестал выполнять такие функции как стимулирующая и воспроизводственная.