logo
Анализ и оценка плановых калькуляций по снижению издержек на примере ТОО "Стройбудинвест"

2.3 Планирование себестоимости товарной и реализуемой товаров на предприятии ТОО «Стройбудинвест»

Ввиду незначительного срока операционной деятельности Компании, и как следствие отсутствия достаточных статистических данных для планирования себестоимости товаров, позволяющей провести постатейное сравнение фактических расходов с плановыми не представляется возможным (точнее, сравнение и расчёты будут некорректными).

Однако, в перспективе, когда Компания раскрутит свою операционную деятельность, основными направлениями в анализе затрат должно стать анализ оплаты труда и прямых материальных затрат, как наиболее затратные статьи, и последующий детальный анализ причин изменений.

Прямые материальные затраты исчисляются на основе норм потребления сырья согласно технологии изготовления и их стоимости закупа (включая прогнозные изменения цен). Затраты на оплату труда прогнозируются исходя из потребности в производственных трудовых ресурсах и расчётных величин оплат труда (и соответствующих налогов).

Как известно, затраты организации составляют постоянные и переменные издержки. Повышение прибыли организации возможно двумя путями, либо снизить издержки, либо повысить продажи (либо комбинацией этих двух путей). При росте продаж, срабатывает так называемый «эффект масштаба» или операционный рычаг, т.е. когда за счёт роста реализации снижается удельный вес постоянных и переменных издержек в единице товаров, и происходит рост прибыли в абсолютном размере. Однако, учитывая те непростые внешние условия, в которых оказалась Компания (как и все компании Стройбудинвестной отрасли), Компании необходимо максимально сократить все статьи издержек.

Как показывает практика, более половины расходов компаний составляют расходы по оплате труда, и здесь Компании необходимо проанализировать обоснованность величин начисляемых окладов (премий и т.п.) штатных и нештатных сотрудников. Кроме того, опуская социальный аспект, имеет смысл (при неблагоприятных внешних условиях) рассмотреть возможность сокращения данной самой большой статьи расходов.

При нормальной же операционной деятельности, статьи издержек планируются исходя из норм потребления, и введение системы бонусов за сэкономленные сырьё и материалы являются неплохой системой мотивации для снижения норм расходов (перерасходов), и как следствие снижения издержек.

Вообще же, при анализе статей постоянных и переменных издержек, следует использовать принцип существенности (Паретто-оптимальность), т.е. основное внимание следует уделять тем 20% статей, которые формируют 80% всех расходов организации.

издержки планирование себестоимость затраты

Глава 3. Разработка рекомендаций по снижению издержек при реализации продукции

На производственных организациях, управление себестоимостью является важнейшей задачей. И в дальнейшем, когда операционная деятельность Компании будет развиваться (да и сама Компания начнёт генерировать прибыль), решение этой задачи возможно на основе маржинального анализа, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом изготовления товаров и прибылью.

Проведение маржинального анализа базируется на современной системе учета себестоимости "директ-костинг", которую ещё называют "системой управления себестоимостью" или "системой управления предприятием".

В этой системе себестоимость промышленной товаров учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собираются на отдельном счёте и с заданной периодичностью списываются непосредственно на финансовый результат организации. При этом они также находятся под постоянным контролем, т.е. осуществляется жесткая проверка обоснованности их уровня, контролируются сметы по предприятию и цехам, так как экономия или перерасход в части постоянных расходов также оказывает влияние на формирование прибыли.

Оптимизация прибыли организации в условиях рыночных отношений требует постоянного притока оперативной информации не только внешнего характера (о состоянии рынка, спроса на продукцию, ценах и т.п.), но и внутреннего - о формировании затрат на производство и себестоимости товаров. Эта информация опирается на систему производственного учета расходов по местам их возникновения и видам изделий, на выявленные отклонения расхода ресурсов от стандартных норм и смет, на данные о калькуляции себестоимости отдельных видов товаров, учете результатов реализации по видам изделий.

Система "директ-костинг" является атрибутом рыночной экономики. В ней достигнута высокая степень интеграции учёта, анализа, и принятия управленческих решений. Главное внимание в этой системе уделяется изучению поведения затрат ресурсов в зависимости от изменения объемов изготовления, что позволяет гибко и оперативно принимать решения по нормализации финансового состояния организации.

Наиболее важные аналитические возможности маржинального анализа состоят в определении:

§ действия операционного (производственного) рычага;

§ безубыточного объёма изготовления (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;

§ запаса финансовой прочности (организации);

§ необходимого объёма продаж для получения заданной величины прибыли.

Проведение расчётов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

§ необходимости деления издержек на две части переменные и постоянные;

§ переменные издержки изменяются пропорционально объёму изготовления (реализации) товаров;

§ постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного объёма изготовления (реализации) товаров, т.е. в диапазоне деловой активности организации, который установлен исходя из производственной мощности организации и спроса на продукцию;

§ тождество изготовления и реализации товаров в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой товаров существенно не изменяются;

§ эффективность изготовления, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;

§ пропорциональность поступления выручки объёму реализованной товаров.

Особенностью системы "директ-костинг" является соединение производственного и финансового учета. По системе "директ-костинг" учет и отчетность на организациих организованы таким образом, что появляется возможность регулярного контроля данных по схеме "затраты - объем - прибыль". Основная модель для отчёта по анализу прибыли по данным Компании (за 9 мес. 2012 г.) выглядит следующим образом (без учёта процентных платежей по кредиту в размере 29 455 тыс. руб):

§ Объём реализации, тыс. руб 268 382

§ Переменные затраты, тыс. руб 205 642

§ Маржинальный доход, тыс. руб 62 740

§ Постоянные расходы, тыс. руб 54 609

§ Прибыль (убыток), тыс. руб 8 131

В системе "директ-кост" кроме разделения затрат на постоянные и переменные применяется категория маржинального дохода.

Маржинальный доход организации (валовая маржа) это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу товаров представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль. Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Это эффективный метод решения взаимосвязанных задач, отслеживающей зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объёмов изготовления.

Анализ "Издержки - объём - прибыль" называемый также операционным анализом, является неотъемлемой частью управленческого учёта и служат для ответа на важнейшие вопросы, возникающие перед финансистами организации на всех основных этапах его денежного оборота.

На рисунке 2 приведена принципиальная схема денежного оборота организации. В отличии от внешнего финансового анализа, результаты операционного (внутреннего) анализа могут составлять коммерческую тайну организации.

Ключевыми элементами анализа "издержки - объем - прибыль" служат: операционный рычаг, порог рентабельности, запас финансовой прочности.

Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношения валовой маржи (маржинального дохода) к прибыли. Этот показатель обозначается также, как сумма покрытия. Желательно, чтобы валовой маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.

Для нашей анализируемой Компании сила воздействия операционного рычага равна 62 740 тыс. руб : 8 131 тыс. руб = 7,72. Это означает, что при возможном увеличение выручки от реализации например на 5%, прибыль возрастет на 5% * 7,72 =38,6%; при снижении выручки от реализации на 10%, прибыль снизится на -10% * 7,72 = -77,2% .

Показатель силы воздействия производственного рычага определяет, во сколько раз возрастает прибыль при 1%-ом росте выручки от реализации товаров. Таким образом, зная данные о росте выручки от реализации товаров и силу воздействия производственного рычага, можно прямым способом определить рост прибыли при увеличении объёма выпуска товаров. Чем больше доля постоянных затрат в структуре общих издержек, тем сильнее сила воздействия операционного рычага.

Следует отметить, что сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объёма продаж, для данной выручки от реализации. Изменяется выручка от реализации - изменяется и сила воздействия операционного рычага. При снижении выручки от реализации сила воздействия операционного рычага возрастает как при повышении, так и при понижении удельного веса постоянных затрат в общей их сумме. Каждый процент снижения выручки дает всё больший и больший процент снижения прибыли, причём грозная сила операционного рычага возрастает быстрее, чем увеличиваются постоянные затраты. При возрастании выручки от реализации, если порог рентабельности (точка окупаемости затрат) уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки даёт всё меньший и меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается). Но при скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего наращивания выручки или другими обстоятельствами, предприятию приходится проходить новый порог рентабельности. На небольшом удалении от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага будет максимальной, а затем вновь начнёт убывать... и так вплоть до нового скачка постоянных затрат с преодолением нового порога рентабельности.

Всё это оказывается чрезвычайной полезным для:

планирования платежей по налогу на прибыль, в частности, авансовых;

выработки деталей коммерческой политики организации.

При пессимистических прогнозах динамики от реализации нельзя раздувать постоянные затраты, так потеря прибыли от каждого процента потери выручки может оказаться многократно большей из-за слишком сильного эффекта операционного рычага. Однако, если в долгосрочной перспективе ожидается повышение спроса на продукцию, то можно отказаться от режима жёсткой экономии на постоянных затратах, так как предприятие с большей их долей будет получать больший прирост прибыли.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Ш сила воздействия операционного рычага зависит от структуры активов организации, доли внеоборотных активов. Чем больше стоимость основных фондов, тем больше доля постоянных затрат;

Ш высокий удельный вес постоянных затрат сужает границы мобильного управления текущими затратами;

Ш чем больше сила операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.

Эффективное управление текущими затратами невозможно без определения порога рентабельности (критической точки, "мертвой точки", точки окупаемости - такие названия встречаются в экономической литературе).

Порог рентабельности - это такая выручка от реализации при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.

С понятием "порог рентабельности" связано понятие "запас финансовой прочности".

Запас финансовой прочности (зона безопасности) представляет собой разность между фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности в стоимостном выражении.

Таким образом, используя систему «директ-костинг», и анализируя различного рода факторы, влияющие на изменение статей расходов, предприятие получает возможность управлять своими издержками (и соответственно, прибылью) и прогнозировать их. При этом рекомендуется уделять внимание наиболее важным с точки зрения существенности статьям издержек.