logo
Анализ и оценка рентабельности деятельности предприятия ОАО "Барнаульский пивоваренный завод"

1.3 Показатели рентабельности активов, методика анализа и оценка их динамики

Показатели рентабельности являются основными характеристиками эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Они рассчитываются как относительные показатели финансовых результатов, полученных предприятием за отчетный период. Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности деятельности предприятия. В процессе анализа рентабельности исследуются уровень показателей, их динамика, определяется система факторов, влияющих на их изменение, количественно оцениваются факторные влияния.

Показатели рентабельности активов рассчитываются как отношение показателей прибыли к показателям средних за отчетный период активов предприятия:

Ра = ,

где Р - прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

Аср - средние активы.

В качестве показателя прибыли могут использоваться валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль.

В качестве показателей активов могут использоваться величины всех активов предприятия, чистых активов, т.е. величина собственного капитала, который принято называть капиталом предприятия.

Рентабельность активов - важнейший показатель эффективности деятельности коммерческой организации, основной норматив (т.е. средняя величина в рыночной экономике), с которым соотносятся индивидуальные показатели предприятий для обоснования их конкурентоспособности. Такой норматив рентабельности (или норма прибыли), как отношение бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) к общей величине активов, является главным показателем межотраслевой конкуренции, основным показателем для определения эффективности инвестиционных проспектов. Норма рентабельности или норма прибыли имеет тенденцию к понижению и в настоящее время по данным зарубежных институтов экономического анализа составляет примерно 18-20%. Отсюда в мировой рыночной экономике для определения эффективности проектов часто используется коэффициент 0,20.

Показатели рентабельности активов формируются как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия, инвестиционный капитал, акционерный (собственный) капитал.

Данные показатели специфичны, они отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей - доходность акций и т.д.

Для того чтобы экономический анализ имел практическое применение, он должен быть, с одной стороны, комплексным, т. е. охватывать все стороны экономического процесса и выявлять всесторонние причинные зависимости, влияющие на деятельность организации. С другой стороны, анализ должен обеспечить системный подход, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная постоянно изменяющаяся система, находящаяся под воздействием ряда факторов внешней и внутренней среды [21, с. 56].

Для проведения факторного анализа необходимо построить многофакторную зависимость с последующим анализом влияния каждого фактора на конечный результат. Любой факторный анализ начинается с моделирования исходной факторной системы (типа f = x : y) и построения на ее основе многофакторной модели, т. е. с выявления конкретной математической зависимости между факторами. При этом должны соблюдаться определенные требования:

1. Факторы, включаемые в модель, должны реально существовать и иметь конкретное экономическое значение.

2. Показатели, входящие в систему факторного анализа, должны иметь причинно-следственную связь с результативным показателем.

3. Факторная модель должна обеспечивать возможность количественного измерения степени влияния конкретного фактора на обобщающий показатель.

В факторном анализе используют следующие наиболее часто встречающиеся модели:

1. Когда результативный (обобщающий) показатель представляет собой алгебраическую сумму или разность факторов, применяются аддитивные модели, например:

P = N - Sпр - КР - УР,

где Р - прибыль от продажи товаров, продукции, услуг;

N - выручка от продаж;

Sпр - производственная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

КР - коммерческие расходы;

УР - управленческие расходы.

2. Мультипликативные модели применяются, когда обобщающий показатель - произведение нескольких результирующих факторов:

Pа = Pn * ФОа,

где Pа - рентабельность активов;

Pn= P: N - рентабельность продаж;

ФОа = N : A - фондоотдача активов;

А - средняя стоимость активов организации за отчетный период.

3. Когда результативный показатель исчисляется делением одного фактора на другой, применяются кратные модели типа рентабельности продаж:

Pа =

4. Различные комбинации вышеперечисленных моделей дают смешанные или комбинированные модели:

У = (а + b) : с, У = а : (b + с), У = а * b : с и т. д.

В практике экономического анализа существует несколько способов моделирования многофакторных моделей: удлинение, формальное разложение, расширение, сокращение и расчленение одного или нескольких факторных показателей на составные элементы.

Например, методом расширения можно построить трехфакторную модель рентабельности активов организации:

Ра = или f = a · b · c,

где N/СК - оборачиваемость собственного капитала организации;

СК/А - коэффициент независимости (автономии) или доля собственного капитала в общей стоимости формирования активов организации;

СК - средняя стоимость собственного капитала организации за отчетный период.

В процессе моделирования исходной факторной системы мы получили трехфакторную мультипликативную модель рентабельности активов организации - модель Дюпона, которую мы будем использовать в дальнейшем анализе рентабельности активов. Рассматривая эту модель, можно сказать, что на рентабельность активов оказывают влияние факторы: рентабельность продаж; оборачиваемость собственного капитала; доля собственного капитала в формировании активов организации.

Применяя новую форму моделирования показателя рентабельности активов, составим другую четырехфакторную модель зависимости рентабельности активов от факторов, которую мы также будем использовать при анализе рентабельности активов:

где х = N : Sn - доля выручки, приходящейся на 1 руб. полной себестоимости продукции;

у = ОА : А - доля оборотных активов в формировании активов;

z = З : ОА - доля запасов в формировании оборотных активов;

l = Sn : З - оборачиваемость запасов.

Первый фактор данной модели отражает воздействие ценовой политики организации. Он показывает ту базовую наценку, которая заложена непосредственно в цене реализуемой продукции, товаров, работ, услуг.

Второй и третий факторы показывают структуру активов и оборотных активов, оптимальная величина которых позволяет экономить оборотный капитал.

Четвертый фактор обусловлен величиной выпуска и реализации продукции и говорит об эффективности использования производственных запасов; физически он выражает количество оборотов, которое запасы совершают за отчетный период.

Для проведения исследования влияния факторов на конечный результат проведем факторный анализ этой четырехфакторной модели методом цепных подстановок с использованием абсолютных разностей. Математически это будет выглядеть следующим образом:

Pа(х) = (х1 - х0) * у0 * z0 * l0;

Pа(у) = (х1 - 1) * (у1 * у0) * z0 * l0;

Pа(z) = (х1 - 1) * у1 * (z1 - z0) * l0;

Pа(l) = (х1 - 1) * у1 * z1 * (l1 - l0);

где Pi - влияние i - го фактора на общее изменение рентабельности активов; факторы с индексом l - относятся к отчетному году; факторы с индексом 0 - к базовому (предыдущему).

Для проведения факторного анализа по представленной выше четырехфакторной модели необходимо использовать информацию из ф. № 1 «Бухгалтерский баланс» и ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» [27, с. 99].

актив рентабельность деятельность продажа