1.6 Менеджмент, маркетинг и реклама на предприятии
Характеризуя производственную деятельность ООО "Иж-Мото", выпускаемую им продукцию надо знать специфику товара и конкурентов, а для успешного выхода на мировой рынок данная информация просто необходима. Поэтому рассмотрим типы мототехники и проанализируем продукцию ижевского мотоциклетного завода.
На сегодняшний день мир мототехники можно разделить на несколько классов (типов). Это мотовелосипеды, мини-байки, мопеды, скутеретты, скутеры (или мотороллеры), классические мотоциклы, чопперы, спортбайки, туристские мотоциклы, эндуро, мотоциклы с коляской, ATV (All Terrain Vehicle) - четырехколесные мотоциклы, часто полноприводные. Характеристика различных типов приведена в ПРИЛОЖЕНИИ В.
Существуют и другие классификации мотоциклов:
- по объему двигателей (тяжелые, средние, маленькие),
- по типу двигателя (четырехтактные, двухтактные) и т.д.
Мотоциклы, выпускаемые ООО "Иж-Мото", в основном относятся к типу стандартных дорожных мотоциклов среднего класса с двухтактным двигателем и предназначены для эксплуатации на дорогах с различным покрытием.
На существующем рынке мотопродукции существует еще несколько предприятий, которые выпускают сходный ассортимент.
Проведем анализ товаров фирм-конкурентов (см. таблица 7).
Таблица 7. - Анализ показателей конкурентоспособности товаров фирм - конкурентов, в баллах.
Показатели |
Фирмы-конкуренты |
||||
г. Ижевск |
г. Ирбит |
г. Ковров |
г. Минск |
||
Марка |
“ИЖ-П-5” |
“Урал” |
“Восход” |
“Минск” |
|
Мощность |
3 |
5 |
2 |
2 |
|
Скорость |
4 |
4 |
3 |
2 |
|
Экономичность |
3 |
3 |
4 |
3 |
|
Грузоподъемность |
3 |
4 |
1 |
1 |
|
Ремонтопригодность |
4 |
2 |
3 |
3 |
|
Дизайн |
4 |
2 |
1 |
1 |
|
Сопутствующие цены |
4 |
2 |
0 |
0 |
|
Модификации |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
Цена в пересчете на условную единицу* |
1 |
1,36 |
0,57 |
0,45 |
|
Индекс конкурентности Jк= оценка/цена |
29,0 |
18,38 |
28,07 |
28,88 |
Исходя из результатов таблицы 7, можно сделать вывод, что мотоциклы, производимые ООО "Иж-Мото", являются наиболее конкурентоспособными (отрыв от конкурентов очень несущественен, вследствие дороговизны мотоциклов) из всех мотоциклов, представленных на нашем рынке. Этот вывод основан как на сравнении цен, так и на некоторых конкурентных преимуществах мотоцикла Ижевского производства.
Рисунок 1 - Производство и реализация мотоциклов и мотокомплектов.
Последнее время наблюдается тенденция снижения объема продаж продукции мотоциклетного завода на внутреннем рынке России. Данная ситуация вызвана внешними объективными, вызванными социально-экономическим кризисом в России и снижением платежеспособности потребителя. А также ряд субъективных причин, в основе которых лежит несоответствие составляющих комплекса маркетинга ситуации на рынке:
- отсутствие информации относительно данного продукта на рынке,
- несоответствие товарных составляющих предпочтениям потребителей ценового сегмента,
- отсутствие системы продвижения продукта.
Структура сбыта, приведена в таблице 8.
Таблица 8. - Характеристика каналов сбыта мотоцикло Марки "Иж" в 2008 г.
Канал сбыта |
Количество (шт.) |
Сумма (руб.) |
|
Внешний |
3807 |
16 460,70 |
|
Внутренний |
124 |
561,3 |
|
СТО |
62 |
415,5 |
|
Всего |
3994 |
9054,4 |
Парк мототехники в 2008 году в Российской Федерации составил 6,2 млн. штук, в том числе мотоциклов - 5745шт. В 2009 году произошло падение объемов производства отечественной мототехники на 18 %. Особенно снизил производство завод имени Дегтярева. В тоже время есть и положительные моменты - возрождается мотоциклетный завод ОАО ”Молот”, наращивая темпы производства скутера “Стриж” и малолитражных двигателей, которыми предполагается комплектовать мототехнику класса 50 куб. см. собственного производства и планируемую к производству на ООО “Иж-Мото” и АК “Туламашзавод”.
Предприятию необходимо повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции и осуществить переход на выпуск новых продуктов, конкурентных на внутренних и внешних рынках.
Рассмотрим практическую реализацию возможных направлений расширения товарного предложения фирмы.
Насыщение. Расширение существующих номенклатурных позиций предприятия за счет дифференциации - внесения каких-либо изменений в конструкцию или дизайн товара без изменения основной технической характеристики. Возможны следующие походы к реализации данного направления:
- различная комплектация мотоциклов: спицованные или литые колеса, дисковые или колодочные тормоза и т.д. (тем более что у предприятия имеется достаточное количество подобных разработок),
- выпуск мотоциклов разных типов: “чоппер”, ”турист”, ”эндюро”, ”спорт”,
- выпуск уникальных (под заказ), единичных (особая окраска, ручная сборка, обкатка) и мелкосерийных мотоциклов.
Наращивание. Наращивание ассортимента ООО “Иж-Мото" возможно по следующим направлениям:
- производство мотоциклов легкого класса с объемом двигателя 50-200 см. куб. (наращивание вниз),
- производство мотоциклов тяжелого класса с объемом двигателя свыше 500 см. куб. (наращивание вверх),
- двустороннее наращивание, т.е. развитие ассортимента в обоих направлениях.
Частичная диверсификация. Производство продукции на базе узлов и деталей мотоциклов. Для этого варианта будет характерно производство таких изделий как мотоблоки, бензопилы, снегоходы, моторы для дельтапланов.
Представленные направления наиболее реальны для практической реализации на ООО “Иж-Мото”. Полная диверсификация на данный момент недоступна предприятию, поскольку подразумевает собой обязательные крупные капиталовложения в сферу НИОКР, на закупку лицензий и освоение производства, а вследствие острого дефицита свободных средств ООО “Иж-Мото”, не приемлема для указанного предприятия.
По данным литературных источников, в настоящее время в развитых странах выпускается более 1200 моделей дорожных мототранспортных средств.
Наибольшее разнообразие типов и модификаций приходится на класс 50см. куб. (примерно 30% от общего числа моделей). Такое развитие типажа связано с благоприятной для этого класса конъюнктурной ситуацией, сложившейся в большинстве стран:
- законодательные льготы по налогообложению,
- необязательность наличия водительского удостоверения и ношения шлема,
- низкий возрастной предел,
- нетребовательность к хранению,
- динамические свойства, достаточные для движения в насыщенном городском транспортном потоке,
- возможность использовать в качестве дополнительного транспорта.
В России практически не осталось заводов выпускающих мототехнику с малыми объемами двигателя, а именно этот класс мототехники является наиболее популярным в мире и эта популярность растет.
На ООО “Иж-Мото” давно ведутся разработки мотоциклов с объемом двигателя 50 и 150 см. куб. Предприятию необходимо как можно скорее занять этот сегмент рынка, иначе он будет занят конкурентами (Ковровский завод уже приступил к выпуску мопеда, другие предприятия могут последовать его примеру). Привлекательность данных разработок вызвана наличием ниши на внутреннем рынке и растущим спросом на зарубежном рынке.
В результате маркетинговых исследований проведенных в 9 регионах Российской Федерации были получены следующие данные:
Наибольшее распространение мототехника получила в районах с субтропическим и умеренным климатом, что обусловлено условиями эксплуатации (продолжительный летний период) техническими характеристиками мотоциклов (экономичность, простота управления),
Более высокий процент использования мотоциклов в районах с развитым сельским хозяйством. На основании этого можно сделать вывод о том, что основным потребителем мототехники является сельский житель:
- городское население - 30 %,
- сельское население - 70 %.
ООО “Иж-Мото” выпускает 2 базовые модели мотоциклов среднего объема двигателя в 350 куб. см. "Иж-Планета" и "Иж-Юпитер" и несколько их модификаций. По данным ГИБДД проведены исследования потребителей мотопродукции на внутреннем рынке в таблице 9.
Таблица 9 - Возрастной состав владельцев мотоциклов "ИЖ"
Возраст, лет |
Количество мотоциклов, % |
|
20-30 30-40 40-50 более 50 |
41 30 18 4 |
|
Итого: |
100 % |
Таким образом, возрастной состав владельцев мотоциклов "ИЖ" - это наиболее работоспособная и репродуктивная часть населения. Именно эта категория жителей страны является самой экономически состоятельной и платежеспособной. Данные о социальном составе владельцев мотоциклов марки "ИЖ" мы можем увидеть из таблицы 10.
Таблица 10. - Социальное положение владельцев мотоциклов “ИЖ”
Социальный состав |
% к итогу |
|
Рабочие и колхозники |
61,5 |
|
Служащие |
25,8 |
|
Учащиеся |
4,8 |
|
Прочие |
7,9 |
|
Итого: |
100 % |
Таким образом, на основе анализа можно сделать выводы:
обеспеченность населения мотоциклами составляет 53 единицы на 1000 жителей или 16 мотоциклов на 100 семей.
интерес покупателей к мотоциклу определяется тем, что его рассматривают как индивидуальное транспортное средство, как семейное транспортное средство или как второе транспортное средство в семье. Основные потребители мотопродукции это сельские жители в возрасте от 20-30 лет.
продукция, ижевских мотоциклостроителей, традиционно была ориентирована на людей со средними доходами и ниже средних. Основные потребители - работники сельского хозяйства, рабочие, служащие. До конца 80-х годов при объемах выпуска в пределах 360-380 тыс. шт. в СССР наблюдался постоянный дефицит мотопродукции.
Таким образом, можно сделать вывод, что ООО "Иж-Мото" является крупнейшим производителем мотопродукции, и спектр ее очень многообразен. Но в сложившейся на сегодняшний день ситуации, как на отечественном, так и на мировом рынке, реализация мотоциклов осложнена сильной конкуренцией со стороны аналогичных фирм мотопроизводителей и другого товара - автомобилей.
- Введение
- 1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
- 1.1 Правовой статус, состав и структура предприятия
- 1.2 Экономическая среда и конкуренты
- 1.4 Ресурсы предприятия
- 1.4.1 Основные фонды
- 1.4.2 Оборотные средства
- 1.4.3 Персонал
- 1.5 Организация и оплата труда
- 1.6 Менеджмент, маркетинг и реклама на предприятии
- 2. Экономический анализ деятельности предприятия
- 2.1 Анализ динамики экономических показателей
- 2.2 Анализ затрат на производство, прибыльности и рентабельности