logo
Анализ и совершенствование хозяйственной деятельности ООО "Иж-Мото"

1.6 Менеджмент, маркетинг и реклама на предприятии

Характеризуя производственную деятельность ООО "Иж-Мото", выпускаемую им продукцию надо знать специфику товара и конкурентов, а для успешного выхода на мировой рынок данная информация просто необходима. Поэтому рассмотрим типы мототехники и проанализируем продукцию ижевского мотоциклетного завода.

На сегодняшний день мир мототехники можно разделить на несколько классов (типов). Это мотовелосипеды, мини-байки, мопеды, скутеретты, скутеры (или мотороллеры), классические мотоциклы, чопперы, спортбайки, туристские мотоциклы, эндуро, мотоциклы с коляской, ATV (All Terrain Vehicle) - четырехколесные мотоциклы, часто полноприводные. Характеристика различных типов приведена в ПРИЛОЖЕНИИ В.

Существуют и другие классификации мотоциклов:

- по объему двигателей (тяжелые, средние, маленькие),

- по типу двигателя (четырехтактные, двухтактные) и т.д.

Мотоциклы, выпускаемые ООО "Иж-Мото", в основном относятся к типу стандартных дорожных мотоциклов среднего класса с двухтактным двигателем и предназначены для эксплуатации на дорогах с различным покрытием.

На существующем рынке мотопродукции существует еще несколько предприятий, которые выпускают сходный ассортимент.

Проведем анализ товаров фирм-конкурентов (см. таблица 7).

Таблица 7. - Анализ показателей конкурентоспособности товаров фирм - конкурентов, в баллах.

Показатели

Фирмы-конкуренты

г. Ижевск

г. Ирбит

г. Ковров

г. Минск

Марка

“ИЖ-П-5”

“Урал”

“Восход”

“Минск”

Мощность

3

5

2

2

Скорость

4

4

3

2

Экономичность

3

3

4

3

Грузоподъемность

3

4

1

1

Ремонтопригодность

4

2

3

3

Дизайн

4

2

1

1

Сопутствующие цены

4

2

0

0

Модификации

4

3

2

1

Цена в пересчете на условную единицу*

1

1,36

0,57

0,45

Индекс конкурентности Jк= оценка/цена

29,0

18,38

28,07

28,88

Исходя из результатов таблицы 7, можно сделать вывод, что мотоциклы, производимые ООО "Иж-Мото", являются наиболее конкурентоспособными (отрыв от конкурентов очень несущественен, вследствие дороговизны мотоциклов) из всех мотоциклов, представленных на нашем рынке. Этот вывод основан как на сравнении цен, так и на некоторых конкурентных преимуществах мотоцикла Ижевского производства.

Рисунок 1 - Производство и реализация мотоциклов и мотокомплектов.

Последнее время наблюдается тенденция снижения объема продаж продукции мотоциклетного завода на внутреннем рынке России. Данная ситуация вызвана внешними объективными, вызванными социально-экономическим кризисом в России и снижением платежеспособности потребителя. А также ряд субъективных причин, в основе которых лежит несоответствие составляющих комплекса маркетинга ситуации на рынке:

- отсутствие информации относительно данного продукта на рынке,

- несоответствие товарных составляющих предпочтениям потребителей ценового сегмента,

- отсутствие системы продвижения продукта.

Структура сбыта, приведена в таблице 8.

Таблица 8. - Характеристика каналов сбыта мотоцикло Марки "Иж" в 2008 г.

Канал сбыта

Количество (шт.)

Сумма (руб.)

Внешний

3807

16 460,70

Внутренний

124

561,3

СТО

62

415,5

Всего

3994

9054,4

Парк мототехники в 2008 году в Российской Федерации составил 6,2 млн. штук, в том числе мотоциклов - 5745шт. В 2009 году произошло падение объемов производства отечественной мототехники на 18 %. Особенно снизил производство завод имени Дегтярева. В тоже время есть и положительные моменты - возрождается мотоциклетный завод ОАО ”Молот”, наращивая темпы производства скутера “Стриж” и малолитражных двигателей, которыми предполагается комплектовать мототехнику класса 50 куб. см. собственного производства и планируемую к производству на ООО “Иж-Мото” и АК “Туламашзавод”.

Предприятию необходимо повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции и осуществить переход на выпуск новых продуктов, конкурентных на внутренних и внешних рынках.

Рассмотрим практическую реализацию возможных направлений расширения товарного предложения фирмы.

Насыщение. Расширение существующих номенклатурных позиций предприятия за счет дифференциации - внесения каких-либо изменений в конструкцию или дизайн товара без изменения основной технической характеристики. Возможны следующие походы к реализации данного направления:

- различная комплектация мотоциклов: спицованные или литые колеса, дисковые или колодочные тормоза и т.д. (тем более что у предприятия имеется достаточное количество подобных разработок),

- выпуск мотоциклов разных типов: “чоппер”, ”турист”, ”эндюро”, ”спорт”,

- выпуск уникальных (под заказ), единичных (особая окраска, ручная сборка, обкатка) и мелкосерийных мотоциклов.

Наращивание. Наращивание ассортимента ООО “Иж-Мото" возможно по следующим направлениям:

- производство мотоциклов легкого класса с объемом двигателя 50-200 см. куб. (наращивание вниз),

- производство мотоциклов тяжелого класса с объемом двигателя свыше 500 см. куб. (наращивание вверх),

- двустороннее наращивание, т.е. развитие ассортимента в обоих направлениях.

Частичная диверсификация. Производство продукции на базе узлов и деталей мотоциклов. Для этого варианта будет характерно производство таких изделий как мотоблоки, бензопилы, снегоходы, моторы для дельтапланов.

Представленные направления наиболее реальны для практической реализации на ООО “Иж-Мото”. Полная диверсификация на данный момент недоступна предприятию, поскольку подразумевает собой обязательные крупные капиталовложения в сферу НИОКР, на закупку лицензий и освоение производства, а вследствие острого дефицита свободных средств ООО “Иж-Мото”, не приемлема для указанного предприятия.

По данным литературных источников, в настоящее время в развитых странах выпускается более 1200 моделей дорожных мототранспортных средств.

Наибольшее разнообразие типов и модификаций приходится на класс 50см. куб. (примерно 30% от общего числа моделей). Такое развитие типажа связано с благоприятной для этого класса конъюнктурной ситуацией, сложившейся в большинстве стран:

- законодательные льготы по налогообложению,

- необязательность наличия водительского удостоверения и ношения шлема,

- низкий возрастной предел,

- нетребовательность к хранению,

- динамические свойства, достаточные для движения в насыщенном городском транспортном потоке,

- возможность использовать в качестве дополнительного транспорта.

В России практически не осталось заводов выпускающих мототехнику с малыми объемами двигателя, а именно этот класс мототехники является наиболее популярным в мире и эта популярность растет.

На ООО “Иж-Мото” давно ведутся разработки мотоциклов с объемом двигателя 50 и 150 см. куб. Предприятию необходимо как можно скорее занять этот сегмент рынка, иначе он будет занят конкурентами (Ковровский завод уже приступил к выпуску мопеда, другие предприятия могут последовать его примеру). Привлекательность данных разработок вызвана наличием ниши на внутреннем рынке и растущим спросом на зарубежном рынке.

В результате маркетинговых исследований проведенных в 9 регионах Российской Федерации были получены следующие данные:

Наибольшее распространение мототехника получила в районах с субтропическим и умеренным климатом, что обусловлено условиями эксплуатации (продолжительный летний период) техническими характеристиками мотоциклов (экономичность, простота управления),

Более высокий процент использования мотоциклов в районах с развитым сельским хозяйством. На основании этого можно сделать вывод о том, что основным потребителем мототехники является сельский житель:

- городское население - 30 %,

- сельское население - 70 %.

ООО “Иж-Мото” выпускает 2 базовые модели мотоциклов среднего объема двигателя в 350 куб. см. "Иж-Планета" и "Иж-Юпитер" и несколько их модификаций. По данным ГИБДД проведены исследования потребителей мотопродукции на внутреннем рынке в таблице 9.

Таблица 9 - Возрастной состав владельцев мотоциклов "ИЖ"

Возраст, лет

Количество мотоциклов, %

20-30

30-40

40-50

более 50

41

30

18

4

Итого:

100 %

Таким образом, возрастной состав владельцев мотоциклов "ИЖ" - это наиболее работоспособная и репродуктивная часть населения. Именно эта категория жителей страны является самой экономически состоятельной и платежеспособной. Данные о социальном составе владельцев мотоциклов марки "ИЖ" мы можем увидеть из таблицы 10.

Таблица 10. - Социальное положение владельцев мотоциклов “ИЖ”

Социальный состав

% к итогу

Рабочие и колхозники

61,5

Служащие

25,8

Учащиеся

4,8

Прочие

7,9

Итого:

100 %

Таким образом, на основе анализа можно сделать выводы:

обеспеченность населения мотоциклами составляет 53 единицы на 1000 жителей или 16 мотоциклов на 100 семей.

интерес покупателей к мотоциклу определяется тем, что его рассматривают как индивидуальное транспортное средство, как семейное транспортное средство или как второе транспортное средство в семье. Основные потребители мотопродукции это сельские жители в возрасте от 20-30 лет.

продукция, ижевских мотоциклостроителей, традиционно была ориентирована на людей со средними доходами и ниже средних. Основные потребители - работники сельского хозяйства, рабочие, служащие. До конца 80-х годов при объемах выпуска в пределах 360-380 тыс. шт. в СССР наблюдался постоянный дефицит мотопродукции.

Таким образом, можно сделать вывод, что ООО "Иж-Мото" является крупнейшим производителем мотопродукции, и спектр ее очень многообразен. Но в сложившейся на сегодняшний день ситуации, как на отечественном, так и на мировом рынке, реализация мотоциклов осложнена сильной конкуренцией со стороны аналогичных фирм мотопроизводителей и другого товара - автомобилей.