2.2 Анализ состояния трудовых ресурсов
Анализ динамики численности персонала ООО «Ремонт-Сервис» в 2009-2012 годах проведем в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Динамика численности персонала ООО «Ремонт-Сервис» в 2009-2012 годах
Год |
Численность на конец года, чел. |
Прирост по сравнению с предыдущим годом, чел. |
Темп прироста по сравнению с предыдущим годом, % |
Общий темп прироста по сравнению с концом 2006 года |
|
2008 |
117 |
- |
- |
- |
|
2009 |
122 |
5 |
4,3 |
4,3 |
|
2011 |
136 |
14 |
11,5 |
16,2 |
|
2012 |
150 |
14 |
10,3 |
28,2 |
На протяжении исследуемого периода численность персонала ООО «Ремонт-Сервис» увеличивается, при этом наибольший темп прироста был в 2011 году (11,5%). Общий прирост за три года составил 33 чел. или 28,2%.
Проанализируем структуру персонала ООО «Ремонт-Сервис» по полу, возрасту, категориям и образованию.
Половозрастную структуру персонала ООО «Ремонт-Сервис» на начало 2011 года представим на рисунке 2.2 и рисунке 2.3.
Рисунок 2.2.Структура персонала ООО «Ремонт-Сервис» по полу на начало 2013 года
Рисунок 2.3.Структура персонала ООО «Ремонт-Сервис» по возрасту на начало 2013 года
В компании «Ремонт-Сервис» большая часть сотрудников - мужчины. Возраст наибольшей доли сотрудников ООО «Ремонт-Сервис» (39%) - 36-45 лет. Таким образом, в компании придерживаются политики привлечения сотрудников более старшего возраста с достаточным опытом работы.
Структуру персонала ООО «Ремонт-Сервис» по категориям на начало 2013 года представим на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 Структура персонала ООО «Ремонт-Сервис» по категориям на начало 2013 года
Около половины всего персонала ООО «Ремонт-Сервис» - рабочие (52%). На долю руководителей приходится 11% сотрудников, специалистов - 16%, а служащих - 21%.
Структуру персонала ООО «Ремонт-Сервис» по образованию на начало 2013 года представим на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 Структура персонала ООО «Ремонт-Сервис» по образованию на начало 2013 года
Наибольшая доля сотрудников ООО «Ремонт-Сервис» имеет среднее специальное образование (44%). Высшее образование имеют 35% сотрудников предприятия, среднее образование - 19%, незаконченное среднее - 2%.
В целом можно заключить, что структура персонала ООО «Ремонт-Сервис» удовлетворительна и в целом отвечает требованиям предприятий отрасли строительства и ремонта.
Проанализируем движение персонала ООО «Ремонт-Сервис» за 2009-2012 года в таблице 2.3.
Таблица 2.3 Анализ движения персонала ООО «Ремонт-Сервис» в 2009-2012 годах
Показатели |
2009 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Изменение по сравнению с предыдущим годом |
||
в 2011 г. |
в 2012 г. |
|||||
Численность на начало года, чел. |
117 |
122 |
136 |
5 |
14 |
|
Численность на конец года, чел. |
122 |
136 |
150 |
14 |
14 |
|
Среднегодовая численность работников, чел. |
119,5 |
129 |
143 |
9,5 |
14 |
|
Принято за год, чел. |
15 |
22 |
35 |
7 |
13 |
|
Уволено за год, чел. |
10 |
8 |
21 |
-2 |
13 |
|
Коэффициент общего оборота, % |
20,9 |
23,3 |
39,2 |
2,3 |
15,9 |
|
Коэффициент оборота по приему, % |
12,6 |
17,1 |
24,5 |
4,5 |
7,4 |
|
Коэффициент оборота по выбытию, % |
8,4 |
6,2 |
14,7 |
-2,2 |
8,5 |
|
Коэффициент восполнения, % |
150 |
275 |
167 |
125 |
-108 |
|
Коэффициент постоянства кадров, % |
87,7 |
83,8 |
76,7 |
-3,9 |
-7,2 |
На основании расчетов коэффициентов интенсивности движения персонала в компании «Ремонт-Сервис» можно сделать следующие выводы:
1. Коэффициент общего оборота за последние три года увеличился, составив в 2012 году 39,2% (очень высокий показатель).
2. Коэффициент оборота по приему в ООО «Ремонт-Сервис» в исследуемом периоде также увеличился и составил в 2012 году 24,5%. Это говорит о том, что каждый четвертый сотрудник компании является новым сотрудником, принятым в 2012 году.
3. Коэффициент оборота по выбытию в компании «Ремонт-Сервис» в 2012 году по сравнению с 2009 годом также увеличился (при этом в 2011 году наблюдалось снижение данного показателя по сравнению с 2009 годом на 2,2%) и составил 14,7%. Коэффициент оборота по выбытию ниже, чем коэффициент по приему, что говорит о тенденции к увеличению численности персонала.
4. Коэффициент восполнения в исследуемом периоде больше 100%, следовательно, что число принятых сотрудников на превышает число уволенных.
5. Значение коэффициента постоянства в исследуемом периоде снизилось с 87,7% в 2009 году до 76,7% в 2012 году, что является негативной тенденцией. В мобильном коллективе по сравнению со стабильным коллективом ниже эффективность труда из-за отсутствия устоявшихся норм, необходимой взаимной требовательности, непредсказуемости реакции на управленческие воздействия. Существует прямая связь между сроком пребывания человека в организации и результатами его труда: при наличии большого стажа он лучше знает тонкости места работы, а поэтому показывает более высокую результативность.
- Введение
- Глава 1. Трудовые ресурсы предприятия: понятие и анализ эффективности использования
- 1.1 Понятие трудовых ресурсов
- 1.2 Методика анализа использования трудовых ресурсов
- Глава 2. Анализ использования трудовых ресурсов в ООО «Ремонт-Сервис»
- 2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
- 2.2 Анализ состояния трудовых ресурсов
- 2.3 Анализ использования трудовых ресурсов
- Глава 3. Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов предприятия
- 3.1 Мероприятия по улучшению использования трудовых ресурсов
- 3.2 Оценка экономической эффективности
- Выводы