logo
Анализ конкурентоспособности продукции АО "Адал"

3.1 Разработка конкурентных стратегий предприятий по производству молочной продукции

Каждое государство с развитой рыночной экономикой уделяет особое внимание стратегии конкурентоспособности. Так в США принят комплексный закон о торговле и конкурентоспособности, а в Европейском Союзе издана Белая книга ЕС, в которой представлена региональная стратегия формирования конкурентных преимуществ, в Японии действует механизм поддержки национальных экспортеров, Франция в течение многих лет развивается по плану, имеющему специальный раздел по развитию экспорта. Казахстан также имеет стратегию экономического развитая и создания конкурентных преимуществ, выраженную в Послании Президента страны Н.А. Назарбаевым народу Казахстана - «Казахстан 2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». [1]

На стадии факторов конкурентное преимущество страны определяется запасами природных ресурсов, дешевой рабочей силой, ее геополитическими положением и размерами территории. Для этой стадии характерны импорт технологий, оборудование, организация совместных предприятий, заключение контрактов на управление. Некоторые страны, имеющие большие запасы природных ресурсов, благодаря особому государственному устройству смогли обеспечить высокий уровень доходов на душу населения (Саудовская Аравия, Кувейт), а ряд африканских государств остаются бедными.

В этой связи, можно отметить, что наличие природных ресурсов не всегда может обеспечить стране конкурентное преимущество. Все зависит от того, каким образом и насколько они эффективно применены. Конкурентное преимущество, основанное на факторах производства, не является устойчивым, поскольку экономика страны становится чувствительной к изменениям мировых цен на сырье. Это вполне обоснованно, так как научно-технический прогресс на основе ресурсосберегающих технологий существенно влияет на цены мирового рынка. Страны, которые достигли конкурентного преимущества, правильно используя свои природные богатства создали организацию, действующую в общих интересах, на примере стран ОПЕК, менее уязвимы от изменений конъюнктуры, более того, они сами контролируют цены. В этом плане уязвимой является экономика стран, не состоящих в таких союзах, особенно государств СНГ, в том числе Казахстана, недавно вышедших на мировой рынок.

Одним из важнейших условий повышения эффективности, особенно для предприятий молочного производства, является экономически рациональная структура ассортимента выпускаемой продукции. Структура ассортимента определяется удельным весом каждого вида изделия в общем объеме производства и его рентабельностью. Формирование ассортиментной политики осуществляется по схеме: ранговый анализ структуры ассортимента -- анализ факторов ассортиментной политики -- принятие решений о мерах по улучшению структуры ассортимента -- ранговый анализ желательной структуры ассортимента. Небольшая разница рангов свидетельствует об экономически рациональной структуре ассортимента. Для того чтобы разработать ассортиментную стратегию необходимо проанализировать факторы проводимой ассортиментной политики:

- динамику спроса;

- возможность снижения себестоимости продукции;

- уровень качества изделия;

- эластичность спроса;

- гибкость технологии;

- обеспеченность сырьем и полуфабрикатами.

Если количественную оценку факторов путем расчета получить не удается, используют метод экспертной оценки факторов ассортиментной политики.

Предлагаемые направления, на основе научно обоснованного подхода для реального достижения поставленных целей, позволяет оказывать существенную поддержку малому и среднему предпринимательству молочного производства повышать конкурентоспособность продукции и эффективность производства молочной продукции в Республики Казахстан.

С развитием концепции стратегического маркетинга более важными стали стратегии под названием "ценностные дисциплины", обеспечивающие товарам компании высшую потребительскую ценность:

- Функциональное превосходство. Копания обеспечивает высшую ценность путем лидерства по цене и удобству, снижая издержки и создавая

эффективную систему предоставления потребительской ценности.

- Тесная связь с потребителем. При этой стратегии компания приспосабливает свои товары и услуги к уникальным нуждам целевых потребителей, устанавливает с потребителями тесные взаимоотношения и собирает информацию об их личных предпочтениях и привычках. Она обслуживает потребителей, готовых заплатить большую цену за удовлетворение их потребностей и стремится к долгосрочной приверженности потребителя и извлечению наибольших выгод из долгосрочных взаимоотношений с потребителем.

- Лидирующая позиция по товарам. Решив принять данную стратегию, компания работает над предложением непрерывного потока новейших товаров и услуг, не придавая значения затратам, выражающимся в цене или неудобствах. Находясь в неустанном поиске новых решений и сокращая период разработки товаров, компания поддерживает лидерство, обеспечивая моральное устаревание как собственным прежним товарам и услугам, так и товарам и услугам конкурентов, а также обслуживая потребителей, нуждающихся в современных товарах и услугах. [25]

Универсальных стратегий не существует, так как предприятия должны учитывать свои рыночные позиции, цели, возможности и ресурсы. Одним из наиболее общих выражений степени достижения преимущества конкурентом считается фактическая рыночная доля предприятия в совокупном объеме реализации молочной продукции.