Анализ конкурентоспособности продукции на производственном предприятии

курсовая работа

Глава 1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции

1.1.Понятие конкурентоспособности продукции

и ее основные показатели

Конкурентоспособность продукции -- это ее относительная характеристика, которая отражает отличие от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании.

Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:

- полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);

-определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);

-конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.).

Оценка конкурентоспособности продукции основывается на ис-следовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответство-вать определенным параметрам:

- нормативным (международные требования, государственные требования, региональные требования и требования потребителей);

- техническим (параметры назначения, эргономические параметры, эстетические параметры);

- экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслужива-ние, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворе-ния данной потребности);

- организационным (система скидок, условия платежей и поставок, комплектность поставок, сроки и условия гарантий);

Методика анализа конкурентоспособности продукции рассмот-рена на рис. 1.1

"right">24

Рис. 1.1 - Блок - схема анализа конкурентоспособности продукции

Для оценки конкурентоспособности продукции по этой методи-ке необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, группо-вые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции.

Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого - либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта конкурента (Р100), принимаемого за 100%:

Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели () по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов (), определяемых экспертным путем:

Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам() к групповому показателю по экономическим параметрам():

Если I<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I>1 , то оно превосходит изделие - образец или изделие конкурента по своим параметрам.

Изучение конкурентоспособности товаров важно для предприятий-производителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, т.е. не учитывая издержек на его производство и реализацию.

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции.

Качество продукции - совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Его повышение -- одна из форм кон-курентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Вы-сокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объе-ма продаж, но и более высоких цен.

Различают единичные показа-тели качества продукции, обобщающие и косвенные.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции ха-рактеризуют одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.)

б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и техно-логических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произве-денной продукции независимо от ее вида и назначения:

- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

- удельный вес продукции высшей категории качества;

- средневзвешенный балл продукции;

- средний коэффициент сортности (отношение стоимости произ-веденной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);

- удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

- удельный вес сертифицированной продукции;

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высоко-
развитые промышленные страны.

Косвенные показатели -- это штрафы за некачественную продук-цию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от поку-пателей, потери от брака и др.

В процессе анализа качества продукции решаются следую-щие задачи:

- оценивается технический уровень продукции;

- выявляются отклонения этого уровня в разрезе отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;

- анализируется структура выпуска продукции по парамет-рам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;

- выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукцией;

- обосновываются возможности повышения качества продук-ции, сокращения брака и потерь.

Информация, используемая для анализа качества продук-ции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, ре-зультатах производства и реализации, рекламе и т. д.). Источни-ками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытании, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов техническо-го контроля (ОТК), журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др. Процесс оценки технического уровня продук-ции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной опенки.

К экономическим показателям качества относятся: удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням качест-ва (потенциальному, допустимому); экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные стра-ны; объем забракованной продукции; количество рекламаций и стоимость зарекламированной продукции; сдача дефектной про-дукции и др. Три последних показателя характеризуют отступле-ния от норм по качеству изготовления продукции.

Анализ отступлений от норм по качеству изготовления осу-ществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рек-ламациях на продукцию. В зависимости от действующей на пред-приятии системы представления информации о браке анализи-руются потери от брака как по предприятию, цехам, участкам, ра-бочим местам, так и по конкретным изделиям и причинам. Ос-новными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструмен-тов, средств измерительной техники, отступление от технологи-ческого процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки.

Необходимым элементом аналитической работы также является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура - перечень наименований изделий с указа-нием кодов, установленных для соответствующих видов про-дукции.

Ассортимент - перечень наименовании изделий с указа-нием количества по каждому из них. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родствен-ным группам), внутригрупповой ассортимент.

Анализ выполнения плана по ассортименту осуществляет-ся по методу наименьшего процента либо сред-него процента по формуле

К=ВП/ВП0*100

где, К - выполнение плана по ассортименту, %;

ВП - сумма фактически выпущенных изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;

ВП0 - плановый выпуск продукции.

При этом изделия, выпушенные сверх плана или не предус-мотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортимен-ту не принимаются. План по ассортименту считается выпол-ненным только в том случае если выполнено задание по всем видам изделий.

При оперативном анализе выполнения плана по ассортимен-ту целесообразно использовать таблицы, в ко-торых отражается фактический выпуск за сутки (смену), опреде-ляется отставание от планового задания за день и с начала месяца по количеству выпущенных изделий в натуральном выражении или по количеству наименований продукции.

Структура продукции - это соотношение удельного веса отдельных изделии в общем выпуске продукции.

Выполнить план по структуре - значит сохранить в факти-ческом выпуске продукции запланированное соотношение от-дельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдель-ным изделиям приводит к отклонениям от плановой структу-ры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все эко-номические показатели: снижается качество продукции; увеличива-ются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачи-ваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и пред-приятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит, денежного потока; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце -- за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Ритмичность -- это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Для оценки ритмичности используют коэффициент рит-мичности, коэффициент вариации, числа аритмичности.

Коэффициент ритмичности (Критм) определяется отноше-нием фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) к плановому выпуску (удельному весу) (табл. 3):

Критм=ВП1/ВП0

где, ВП1, ВП0 - фактический (без перевыполнения плановых заданий) и плановый выпуск продукции.

Коэффициент вариации (Квар) определяется как отноше-ние среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки) к среднесуточному плановому выпуску:

где п - число суммируемых плановых заданий.

Ритмичность выпуска зависит от ритмичности работы отдель-ных цехов, поэтому анализ проводится также в разрезе цехов.

В заключение анализа ритмичности целесообразно опреде-лить упущенную возможность в связи с неритмичной работой путем умножения разности между наибольшим и наименьшим среднесуточным выпуском продукции на соответствую-щее количество рабочих суток в анализируемом периоде. При этом из фактического выпуска продукции исключают вырабо-танную за сверхурочное время.

На основании данных анализа ритмичности разрабатывают конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы, которыми могут быть: несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, другие нарушения поставщиками договорных условий (изменение цены, качества поставляемых материалов), отсутствие энергии не по вине предприятия, про-стои оборудования, потери рабочего времени и др.

Реализация продукции является завершающей стадией кругооборота средств предприятия. От ее величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показа-тели оборачиваемости и рентабельности.

Источники информации для анализа реализации продук-ции: ф. № 1 «Бухгалтерский баланс», ф. № 2 «Отчет о прибы-лях и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал-ордер №11, карточки складского учета готовой продукции и др.

Выполнение плана по объему реализации зависит от степе-ни обеспеченности его товарной массой. Для изучения этого по-казателя составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам.

В связи с тем, что предприятия могут определять выручку от реализации по отгрузке продукции или по оплате отгруженной продукции, возможны два варианта методики анализа объема реализации. При первом варианте объем отгрузки и ре-ализации совпадает, поскольку нет понятия отгруженной про-дукции. Баланс произведенной продукции, отражающий взаи-мосвязь показателей реализации, отгрузки, выпуска и остат-ков нереализованном продукции, имеет вид:

РП=ГПн+ТП-ГПк, ОП=РП,

где, РП - реализованная продукция,

ГПн, ГПк - остатки готовой продукции на складе соответственно на начало и конец периода;

ТП - выпуск продукции, ОП - отгрузка продукции.

Для второго варианта баланс произведенной продукции будет следующий:

РП=ГПн+ТОн-ГПк-ТОк;

РП=ОП+ТОн-ТОк,

где, ТОн, ТОк - остатки товаров, отгруженных соответственно на начало и конец периода.

На изменение объема реализации продукции влияют фак-торы, приведенные в факторной модели (рис.1.2).

"right">24

Рис.1.2 - Модель факторной системы объема реализации продукции

Анализ выполнения договорных обязательств ведется ра-ботниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть орга-низован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сро-ков поставки. При этом производится оценка выполнения до-говорных обязательств нарастающим итогом с начала года.

Источниками информации для оперативного анализа хода поставок служат преимущественно данные оперативно-техни-ческого и статистического учета, материалы наблюдений. Бух-галтерский учет может служить источником информации, но в более ограниченных пределах в связи с его запаздывающим характером.

Делись добром ;)